Ирина Акимова

Автор:
Реимбурсация 2017: получат ли пациенты доступные лекарства?

Реимбурсация 2017: получат ли пациенты доступные лекарства?

мнения

4 Декабря 2016, 08:31

Доступность лекарственных средств сегодня волнует население не меньше, чем высокие тарифы. За прошедшие два года, по информации еженедельника "Аптека", цены на лекарства возросли, более, чем в 1,8 раза. В ноябре 2016 г. правительство приняло решение о запуске с апреля 2017  года механизма реимбурсации стоимости лекарств по трем  заболеваниям.  Главная цель реимбурсации – стимулировать обращение пациента  к врачу для  получения качественного и доступного  лечения. После обследования у участкового врача пациент получает рецепт на лекарства, которые входят в специальный перечень. По этим рецептам в аптеке он приобретает  по сниженной цене (или бесплатно)  лекарство.  Стоимость отпущенного лекарства или разницу в цене местные органы власти компенсируют аптеке за счет бюджетных средств. В бюджете на 2017 год на эти цели заложено 500 млн. грн. Реимбурсацией смогут воспользоваться больные сердечно сосудистыми заболеваниями (ССЗ), сахарным диабетом II типа и бронхиальной астмой. Таких в стране более 13 млн. человек (12  млн. человек страдающих ССЗ, 1 млн. – диабетиков ІІ типа и 210 тыс. чел – больных бронхиальной астмой.)

"Виртуальные поставки" топлива от энергоэффективности могут уменьшить платежки в 2 раза

"Виртуальные поставки" топлива от энергоэффективности могут уменьшить платежки в 2 раза

мнения

11 Ноября 2016, 17:27

Для Украины это может показаться чем-то фантастическим, но экономический рост развитых стран проходит фактически без увеличения ими энергопотребления. В Международном энергетическом агентстве (МЭА) посчитали, что энергопотребление в 29 странах-членах МЭА (В МЭА входят большинство стран ЕС, США, Япония, Канада, Австралия, Корея, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария и Турция) не изменилось за последние 15 лет, в то время как их ВВП вырос на 26%. Как им это удается? Ответ прост. Они инвестируют в энергоэффективность. По расчетам экспертов Агентства, в странах МЭА энергопотребление в 2014 году было бы на 520 млн. тонн нефтяного эквивалента больше без инвестиций в энергоэффективность. Это, на минутку, больше, чем суммарное годовое энергопотребление Японии и Южной Кореи вместе взятых. Такая экономия — это результат 25 летних инвестиций в энергоэффективность. Поэтому "виртуальные поставки" топлива от энергоэффективности в развитых странах сегодня все больше конкурируют с такими классическими видами топлива как газ, уголь и нефть.

Проект изменений в Налоговый кодекс: косметический ремонт или стимул инвесторам?

Проект изменений в Налоговый кодекс: косметический ремонт или стимул инвесторам?

мнения

15 Августа 2016, 10:06

Министерство финансов Украины 9 августа представило на своем сайте проект изменений в Налоговый кодекс. Нынешнее правительство отказалось от идеи написания нового Налогового кодекса, тем самым признав, что Налоговый кодекс, принятый в 2011 году во исполнение Национальной программы реформ на 2010-2014 годы "Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава", спустя шесть лет остается достаточно актуальным, качественным и эффективным документом. Национальная программа реформ на 2010-2014 год заложила базовые направления изменения налогового законодательства (снижение уровня налогового нагрузки на бизнес, поддержка малого бизнеса, упрощение администрирование и повышение прозрачности налоговой системы), которые принципиально важны для привлечения инвестиций.

Кризис в банковской системе далек от разрешения

Кризис в банковской системе далек от разрешения

мнения

25 Января 2016, 06:30

Государство Украина установило очередной экономический антирекорд. По индексу надежности банков наша страна занимает последнее, 140-е место. Такие данные приведены в отчете Global Competitiveness Report, опубликованном в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), который состоялся в Швейцарском Давосе. Это – объективная оценка, с которой даже успел согласиться сам Национальный банк. Результаты последнего рейтинга ВЭФ были опубликованы в сентябре 2015 г. За это время ситуация в банковском секторе по большинству показателей только ухудшалась. Во-первых, продолжается отток депозитов. За 2014-2015 гг. депозиты в валюте сократились на 57% (в т.ч. за 2015 г. – на 31,2%), депозиты в гривне – на 8%, что говорит о  низком доверии  к банковской системе. В 2015 г. небольшой приток депозитов в гривне (+22,7 млрд. грн. по итогам 2015 г.) был нивелирован оттоком депозитов в валюте (минус 6,2 млрд. дол). При этом депозиты населения сокращались как в гривне (минус 7,5 млрд. грн. за год), так и валюте (минус 2,9 млрд. дол.). Во-вторых, продолжает ухудшаться доля плохих кредитов (NPL). Доля неработающих кредитов (NPL ) по банковской системе выросла с 7,7% на начало 2014 г. до 13,5% на начало 2015 г. и до 21,2% на конец 2015 г. В то же время, по оценкам МВФ, доля реальных проблемных кредитов составляет 45%. В-третьих, продолжает сокращаться кредитование экономики: за 2014 -2015 гг. кредиты в валюте упали на 38%, в т.ч. в 2015 г. на 20,3%; в гривне – на 26,3%, в т.ч. в 2015 г. на 19%. В четвертых, украинский банковский сектор захлестнула волна массовых банкротств. С  конца февраля 2014 г. и на конец 2015 г. неплатёжеспособными признано 64 банка (33 банка в 2014 г. и 31 банк в 2015 г., т.е. более чем каждый третий банк от их количества на начало 2014 г.). Глубина нынешнего кризиса в банковском секторе во многом объясняется объективными факторами. Так банковский кризис совпал с валютным и долговым (т.н. тройной финансовый кризис), политическими потрясениями и открытым военным конфликтом с потерей части территорий, что, безусловно, усилило его негативные последствия для банков и их клиентов. В то же время, работу НБУ как банковского регулятора вряд ли можно назвать удовлетворительной. В пассив НБУ можно отнести выборочный банковский надзор, имеющий признаки политической коррупции, неэффективную работу вместе с ФГВ по выведению проблемных банков с рынка, которая оборачивается миллиардными убытками для государства и клиентов  банков, слабые усилия по расчистке плохих активов, упрощению слияния банков, перераспределению избыточной ликвидности. Много вопросов к НБУ и как к монетарному регулятору на фоне доминирования фискальных целей над монетарными и отсутствия последовательной и внятной валютной политики. Доверие к Национальному банку, которое является решающим элементом в возвращении доверия и к банковской системе и к гривне, остается низким  – по опросу центра Разумкова 3 из 4-х украинцев не доверяют банкам. Его подрывают  коррупционные скандалы,  связанные с топ-менеджментом НБУ, и политическая зависимость регулятора от влияния правящих политических сил.  Тот факт, что НБУ уже полгода работает без Совета НБУ, является одним из последствий этой зависимости. С учетом всех этих факторов в 2016 г. банковский сектор продолжит оставаться в эпицентре финансового  кризиса, а значит, позиции Украины в следующем рейтинге ВЭФ по индикатору устойчивости банковской системы если и изменяться, то незначительно.  Кризис и стагнация в банковском секторе  на протяжении нескольких ближайших лет будет одним из главных факторов, тормозящих восстановление экономки. 

Почему в Украину не идут инвестиции

Почему в Украину не идут инвестиции

мнения

5 Октября 2015, 08:02

Украина остро нуждается в наращивании инвестиций как внутренних, так и иностранных. По данным Всемирного банка, по итогам 2014 г. показатель инвестиции (валовое накопление основного капитала) к ВВП снизился до 14%, а во втором квартале 2015 г. – до 12%. Тогда как нормальным для поддержания экономического роста считается показатель не менее 20% ВВП. Это уровень развитых стран ЕС и ОЭСР, в быстрорастущих странах данный показатель еще выше, например, в Китае – превышает 45%, Индонезии – 35%, в Южной Корее – 30%. Однако придут ли, несмотря на все старания властей, инвестиции в Украину? Хорошая возможность системно посмотреть на Украину глазами инвестора – это проанализировать опубликованный на этой неделе рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). Тем более, что 70% рейтинга основано на опросе бизнес – руководителей украинских национальных и транснациональных компаний (остальные 30% – статистика и другие рейтинги).

Виртуальная фискальная децентрализация

Виртуальная фискальная децентрализация

мнения

10 Сентября 2015, 13:46

Децентрализация стала одной из главных реформ этого года. Еще в конце 2014-го были внесены изменения в Бюджетный кодекс, призванные повысить фискальную и бюджетную автономию местных властей. Весь 2015 год активно обсуждаются планы добровольного объединения громад и административно-территориальной реформы, и, наконец, 31 августа парламент принял в первом чтении поправки в Конституцию в части децентрализации. Безусловно, в Украине есть общественный запрос на эту реформу, и фискальная децентрализация (т.е. передача дополнительных бюджетных полномочий и ресурсов на местный уровень) должна стать ее краеугольным камнем. Однако фискальная децентрализация – это не самоцель, а прежде всего, инструмент для повышения качества услуг, которые государство предоставляет населению. Эффективной децентрализация будет только при условии выполнения трёх пунктов. Первый — если на места передадут все полномочия, которые местные органы власти, находясь ближе к конечному потребителю, могут выполнить лучше, чем центр. Второй — если четко известна реальная стоимость этих услуг. Третий — если объем финансовых средств, переданных на места, покрывает стоимость услуг для населения. Предложения и первые шаги власти в части децентрализации пока не позволяют быть уверенными в том, что передаваемые полномочия покрыты полностью финансовыми ресурсами. Причина в том, что сегодня нет понимания реальной стоимости социальных услуг. В сфере образования и здравоохранения до сих пор не разработаны социальные стандарты этих услуг, нет расчета стоимости соцстандартов, а значит реальный объем финансовых средств, необходимых для социальной сферы, НЕ ИЗВЕСТЕН. Это дает возможность манипулировать цифрами бюджетных потребностей регионов и занижать субвенции местным бюджетам в части делегированных социальных расходов. Не случайно тормозится процесс принятия стандартов социальных услуг и методик расчета их стоимости!

Индексация-2015: сколько реально потеряли украинцы

Индексация-2015: сколько реально потеряли украинцы

мнения

19 Августа 2015, 08:01

Тема необходимости индексации зарплат и пенсий, которые заморожены с декабря 2013 года, в последнее время активно муссируется украинскими политиками. Представители оппозиции еще с весны требуют от власти немедленно поднять доходы бюджетников и пенсионеров на уровень инфляции. После некоторых раздумий руководство страны согласилось с необходимостью индексации, и, по заявлениям правительства, оно сейчас работает над тем, чтобы провести её раньше, чем это предусмотрено законом о государственном бюджете. В этом законе на декабрь 2015 года власть запланировала повышение минимальной зарплаты на 13%, что составит 160 гривен — с 1218 грн. до 1378 грн., и минимальной пенсии – на те же 13%, т.е. на 124 гривны — с 949 грн. до 1074 грн.