Лада Лузина

писательница

Сегодня мы празднуем 8 марта в последний раз?

мнения

8 Марта 2017, 07:56

В начале года глава Института национальной памяти Владимир Вятрович наделал много шума, предложив декоммунизировать несколько праздников.

В частности, заменить Женский день 8 марта на день рождения Тараса Шевченко (вместо выходного 8 марта сделать выходной на 9-е в Шевченковский день).  А так как парень Вятрович упрямый и неугомонный, следует задаться вопросом: А вдруг в этом году мы празднуем 8 марта в последний раз?

Из чего следует два малоутешительных вывода.

Первый: Вятрович явно и недвусмысленно недолюбливает женщин!

Второй хуже первого: глава украинского Института национальной  памяти ничего (повторяю по слогам НИ-ЧЕ-ГО!) не знает о национальных праздниках собственной страны!

Знал бы, предложил сделать вместо одного три Женских дня – и это как минимум!

"Вы не любите кошек? Вы просто не умеете их готовить!" То же самое можно сказать про 8 марта!

И если кому-то из мужчин как Вятровичу не нравится Женский день, помните: с отменой "советского"  8 марта мы будем праздновать Женскую неделю Колодий – при том, за ваш счет! (по традиции мужчины оплачивали женщинам недельные посиделки в корчме).

Вам не хочется рассылать поздравления и дарить подарки – не проблема! Есть много прелестных альтернативных способов отметить Женский День:  побить мужчину прялкой, раздеть мужчину догола и выгнать на улицу, заставить мужчину весь день выполнять капризы и причуды жены…

И все это, заметьте, наши народные украинские традиции!

Если по поводу даты (8 марта) еще можно спорить – сам Женский День, наше национальное достояние. И количество Женских дней в народном календаре украинцев буквально поражает воображений – помимо дня св Власия, Брыксов, Женской недели Колодий, есть еще и Женские месяцы – а некоторые историки считают всю осень женским временем года (период от Первой до Третьей Пречистой, который включает "бабье лето" и праздник Покрова).

Так, очередной "Бабский праздник" праздновали в Украине на Власия. В этот день женщины никогда не работали, а после посиделок с подругами украинская господиня должна была прийти домой и по традиции хорошенечко стукнуть мужа днищем своей прялки. Для чего? А "чтобы они (мужья) были ласковыми к женам" весь год.

Я уже писала о Брыксах-Петровках и Колодие.  Поначалу, мне даже казалось, что Брыксы,подобно фирменным шабашам на Лысых горах Киева, – праздник сугубо киевский. Правда, и на Полтавщине, и на Сумщине устраивали "бриксы" – петровские обеды, на которые собирались  исключительно женщины (Чебанюк), Но их  организовывали "чтобы коровы не брыкали и не дрались, чтобы хорошо "отбегали" и привели здоровых телят" – и никаких "феминистических" развлечений с сим застольем не связывали.

Скуратовский описывает петровские женские обеды украинок как праздник подойника. Компания женщин ставила новый подойник на стол и поднимала тосты в его честь (судя потому, что качества подойника увязывали с качествами его хозяйки, возможно, сам подойник символизировал женскую сущность). Вспоминает Скуратовский и другой обряд "гонити шуліку" - но более целомудренный его вариант. На Полтавщине женщины в тайне от мужчин устраивают в саду петровский обед, а затем "выкрикивали "Га-га-га!". Таким способом они гнали к Богу шуліку – "чтоб передал их просьбу, чтобы всевышний продолжил век интимной жизни".

Куда более интересную информацию мы находим об этом же украинском (и тоже совершенно забытом нынче!) празднике, который отмечали в первый понедельник все тех же Петровок – в более раннем источнике:

"В 1895 году в журнале "Киевская старина" появилась статья С. Венгрженовского "Языческий обычай в Брацлавщине „гоныты шуляка"". Обряд, зафиксированный автором на Подолье… относился к той же календарной дате (первому понедельнику Петровского поста) и вобрал в себя немало эротических элементов. Сам по себе обычай был посвящен охране домашней птицы от летних нападений на нее "шуляка", т. е. коршуна... На разных этапах обряда, названного автором статьи "самым бесчинным праздником" из всех ему известных, женщины — основные его участницы — устраивают выпивки и гуляния, во время которых "поют срамные песни, рассказывают сальные анекдоты, откалываются самые бесстыдные шутки (...) В этом случае стараются пересолить в подобных выходках, что, по убеждению народа, при гонении шуляка требуется самою идеею празднования, ибо в этот день женщинам все позволяется. Если попойка проходит в корчме, то мужикам вход туда заказан, но тем не менее женщины ждут их, так как иначе праздник не достигнет цели". Когда кто-нибудь из мужчин — отчаянный смельчак или просто любитель острых ощущений — все же решается войти в кабак, начинается настоящая оргия. К нему "пристают пьяные бабы с сальными шуточками, тормошат его со всех сторон, рвут на нем платье и стараются обнажить его донага" (Топорков).

Не исключено, что праздник Брыксы начинался на первой неделе Петровок (петровского поста) и заканчивался в финале – на Петра и Павла, иными словами, летний Женский День в Украине тоже праздновался отнюдь не один день.

Этнограф Елена Чебанюк приводит интересную народную легенду, связанную с праздником Петра: "Когда-то у женщин было больше силы, чем у мужчин... Как-то Бог, Петр и Павел ходили по земле и зашли в один дом попроситься на ночлег. Хозяин пустил их, но предупредил, что жена у него лютая и может их избить в сердцах. Ночью приходит из шинка пьяная жена, увидела путников и давай их обзывать лентяями. Как ударит кулаком Петра, который лежал с края. Передвинулся тот под стену. А женщина и дальше лютует: — Этого, что с края, я уже избила, побью теперь того, что под стенкой. Опять Петру досталось. И сделал обиженный Петр так, чтобы мужчина был сильнее и верховодил над женщиной. Потому Петра мужчины и женщины празднуют отдельно".

Легенда как бы в иносказательной форме рассказывает, что с принятием христианства женщина была закабалена "святым Петром". И нам остается лишь догадываться, какие древние обряды – вакханалии скрывались на праздники "женского доминирования".

Подобные дни существуют и в других странах. Кое где экстремальные женские праздники  проходят в день святой Агаты.

"…французы считали св. Агату покровительницей матерей, а народы Пиренейского полуострова – покровительницей женщин. Это отразилось и в социальной сфере: день св. Агаты считался женским днем: все общественные должности исполнялись женщинами; женщины устраивали пирушки и оргии, на которые мужчинам вход был воспрещен. "Свидетелю начала ХХ в., – пишет автор этой статьи в КОО, – наблюдавшему такую вечеринку в Саламанке, она напомнила дионисийские оргии. Кроме церковной службы, этот праздник не имеет никакой христианской символики. В нем отразились отголоски древних женских союзов" (Козлова)

"Украинскому обряду ("гонити шуліку" – прим.авт) близок праздник "ревена", происходящий в первый день Великого поста. Если бы кто-то из мужчин решился заглянуть туда (на женские посиделки у сербов – прим.авт), его бы высмеяли, подвергли всяческим издевательствам и унижениям, в том числе сексуальным домогательствам, а потом раздели бы донага и в таком виде выбросили на улицу, после чего мужчина надолго стал бы предметом всеобщего осуждения и осмеяния" (Агапкина, Валенцова, Топорков)

И эта история мужчины, который нарушив табу, заходит в сугубо женский круг – и подвергается наказанию, с него срывают одежду, делают посмешищем и изгоняют голым на улицу, подозрительно похожа на самый расхожий сюжет о шабашах ведьм о подглядывающем мужчине, который тайно пробирается на ведьмацкое сборище, и за это в некоторых вариантах легенды может быть наказан смертью.

И одновременно история весьма похожа по фабуле на классический миф об Артемиде и Актеоне. Юноша Актеон подсматривает за действом непредназначенным для людских и мужских глаз – как обнаженная Артемида и ее нимфы (особый женский круг!) купаются в пруду. Заметив его, разгневанная Артемида превращает подглядывающего в оленя и Актеона разрывают на части его же охотничьи собаки. 

Можно сделать предположение, что женские дни имели отношение к древнейшему празднику Артемиды и ее месяцу– Артемисион, который приходился как раз на февраль, начало марта.

Это подтверждает и испанский Женский день святой Агаты. По легенде христианской мученице отрезали груди – потому на картинах она традиционно изображается с собственными прекрасными персями в руках, а на Женский день здесь раз в году пекут специальные пирожные в виде женских грудей с красной вишенкой соска. И достаточно бросить взгляд на статую знаменитой Артемиды Многогрудой  и на поднос с булочками в честь св Агаты – ассоциация напрашивается сама собой!

1_12

Артемида Многогрудая

2_20

Пирожные в виде женской груди на праздник святой Агаты

3_03

Святая Агата

Крайне позитивно Женский день отмечают во Франции. 6 марта (или в первое воскресенье марта) в День Бабушек для женщин старше 55 во многих магазинах делают отличные скидки! Прекрасная идея и отличный способ напомнить всем женщинам в возрасте о том, что они по-прежнему Женщины и имеют полное право на обновки и наряды! Вот уж традиция, которую стоило бы однозначно перенять!

Но  первую очередь я бы все же брала пример с испанцев!  В  наши дни в Саламанке уже не устраивают женские "дионисийские оргии" как в начале ХХ века. Но и нынче в испанских городах проходят экстремальные Женские деньки. В день св Агаты две самые почтенные и уважаемые женщины города или селения – на стуки получают полномочия мэра и целый день правят городом.

Они же руководят и самым фееричным обрядом Женского дня – сожжением на главной площади города куклы мужчины. Якобы его сжигают за то, что когда-то мужчины сожгли на костре святую Агату!

И раз уж Владимир Вятрович так хочет заменить старые праздники на новые, переняв опыт зарубежных стран - я вполне готова его подержать.

Давайте каждый год сжигать на 8 марта чучело Вятровича. Чтоб другим мужикам неповадно было покушаться на наш День!

 

Из "Азбуки киевских чудес"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter