Независимая Украина никогда не знала наблюдаемых нами уже несколько месяцев ожесточенных налоговых споров власти и бизнеса. И не только ожесточенных, но и с возрастающей яростью создателей рабочих мест и борцов за рынки. Многих я знаю – это реальные предприниматели, вынуждено обманывающие власть. И их, конечно же, не могут не злить настойчивые попытки власти переделить то, чего нет (переделить несуществующие доходы).
Особенно тревожит игнорирование нашей властью позиции МВФ – нашего генерального кредитора, который в принципе солидарен с нашим бизнесом. Он устами его представителя в Украине Жерома Ваше заявил о категорическом непринятии варианта налоговой реформы, предложенной законопроектом 3357. Об этом подробней в конце колонки.
Бизнес прав!
Широко известно: Мы вошли в 25-й год Независимости без эффективных государственных, присущих даже либеральным экономикам, систем регулирования бизнесов. Именно поэтому и в целом бизнес, и власть, в конечном счете, дерутся за передел финансовых дыр, возникающих из-за "нерасторопности" власти. И это есть фундаментальной основой этих словесных сражений. Постараюсь пояснить данное высокопарное утверждение.
1. Мы проиграли соревнование на мировых рынках
Макроэкономическая статистика говорит, что в конце 1980-х Украина, Польша и Турция производили примерно одинаковый, чрезмерно маленький ВВП на душу населения. Сегодня же мы отстали от Польши и Турции, так как производим ВВП на душу в несколько раз меньше, чем наши сестрички, чем наши вечные исторические конкуренты.
Есть, конечно, разные причины такого нашего позора. Но! Главное – у нас крайне неэффективное регулирование бизнесов. И виноват в этом, конечно же, не бизнес. Виновата власть, которая (хоть ты лопни!) упорно уходит от создания современных, основанных на внедрении лучшего мирового опыта, систем регулирования бизнеса. А ведь именно поэтому наш бизнес зарабатывает значительно меньше денег, чем хотели бы делить властители. И ведь именно поэтому наш бизнес стал виртуозом в создании теневых схем, "конвертизации" зарплаты и подкупе политиков. А ведь мы же еще каких-то 25 лет назад даже наполнения слова коррупция толком не понимали…
2. Так и не созданы специальные экономические зоны – оазисы развития бизнеса с многолетним отсутствием фискалов
В самом близком нашем успешном конкуренте – в Польше – действуют 14 свободных экономических зон, где предприниматели не платят (!) налоги и открывают бизнес за 2 недели. Иностранные инвесторы активно работают на территории польских зон. Их не пугает, что только в 6-ти СЭЗ есть гарантии стабильности бизнес-деятельности на 20 лет. Знают ли об этом польском опыте наши вожди? Вряд ли!
В Турции действует 20 свободных экономических зон. На них не распространяются, например, правовые нормы по экспорту, импорту и валютным операциям. Там нет процедурных ограничений по ценам, стандартам и качеству товаров, предусмотренных турецким законодательством. И Турция бурно (по сравнению с нами) растет. Пора бы нашим вождям вспомнить известную арию Карася из "Запорожца за Дунаем", а именно:
"Тепер я турок, не козак,
здається, добре одягнувся!
І як воно зробилось так,
що в турка я перевернувся?"
Хочу напомнить читателю: до 2005 г. у нас было пару десятков СЭЗ. В судостроении СЭЗ "Николаев" была особенно результативной. Но после прихода в премьерское кресло Тимошенко они были ликвидированы. А мы все уповаем на приток иностранных инвестиций. Ну, а восстановления СЭЗ, даже для судостроения, не предвидится…
3. Вспомним: малый бизнес – фундамент современной цивилизации
Время от времени наши властители изрыгают словеса о его, малого бизнеса, важности. Но за 25 лет в Украине так и не создана хоть какая-либо система регулирования малого бизнеса. А ведь во всех сколько-нибудь разумных странах такие системы есть.
Особенно бередит душу и генерирует белую зависть опыт США, о котором я уже писал: Украинская власть идет в ЕС без малого бизнеса, Как сделать экономику Украины более конкурентоспособной.
Известно, что в этой колыбели свободного предпринимательства чуть ли не 2/3 ВВП создается "малышами". Обязуюсь за ближайшую неделю дать более полную заметку по теме регулирования малого бизнеса в США, дабы читатель лучше понял нашу потрясающую отсталость в развитии этого важнейшего сектора государственной политики современных экономик.
С целью усиления требования о создании нормальной системы регулирования "малышей", хочу обратить внимание читателя на то, что важнейшие инструментарии нашего нынешнего бытия были созданы "малышами". А именно: Интернет, Google, Facebook. Стив Джобс создавал даже Apple, будучи "малышом". А радиосвязь? Тут вообще унижающий восточных славян случай…
Первый в мире сеанс радиосвязи между Кронштадтом и Санкт-Петербургом состоялся в 1895 г. Но почему-то янки "сделали" (извините!) наших предков. Например: многие знают о компании Motorola, десятки лет лидировавшей в мировом производстве радиоаппаратуры – это (ныне реформированная) громадная американская компания. Стартовала она в 1928 г, во время Великой Депрессии. Работало в ней 5 человек, общая зарплата которых в первую неделю работы составила 63 доллара. И вышла на мировые рынки!
Свои вертолеты Игорь Сикорский, выпускник нашего КПИ, тоже создавал в малом предприятии. Долгие годы дела шли у него туговато. И спас его от разорения российский композитор Сергей Рахманинов тем, что занял ему вначале 1920-х аж 5 тыс. дол. США. И вскоре наша цивилизация получила вертолет.
Кстати, система регулирования малого бизнеса в США была в принципе создана после Великой депрессии. Аналогию с нашейситуацией не видите? Правда, нынешняя Администрации малого бизнеса США создана в 1953 г. – 62 года назад.
В отличие от США и ЕС, у нас никогда не было системы государственной власти, регулирующей и поддерживающей малый бизнес. Недавно состоявшееся создание Государственной регуляторной службы этот вопрос не решает, хотя бы потому, что регуляторная деятельность имеет весьма широкий диапазон заданий, включая контроль чистоты унитазов на заводах. Ее нынешний толковый руководитель Ксения Ляпина вряд ли сумеет уделять столько же внимания "малышам", сколько уделяют администратор Администрации малого бизнеса США или европейские комиссары.
Особенно хочу отметить:
Действующие за границей системы регулирования малого бизнеса не предусматривают раздачу бюджетных денег. И красть просто нечего. Они владеют весьма утонченными и изысканными безденежными механизмами поддержки "малышей".
4. Село – спаситель Украины – не имеет достойной системы регулирования
Прошу к таблице "2001-2014 года. Показатели в млрд. дол. США"
Сальдо торговли товарами в целом | -102 |
Сальдо торговли продовольственными товарами и сырьем для его производства | 59 |
Сальдо торговли товарами БЕЗ продовольствия | -161 |
По данным Национального банка Украины, которыми руководствуется весь мир, за последние 15 лет мы продали товаров на внешних рынках на 102 млрд. дол. США меньше, чем купили.
Однако наше село (наш АПК, точнее) за этот же период продало товаров на внешних рынках на 59 млрд. дол. США больше, чем Украина в целом купила товаров этой группы. Блестящий результат! Но это еще не все.
Зададим себе вопрос: а что бы было, если бы село сработало так же отвратительно, как и остальные сектора экономики в целом? Тогда бы негативное сальдо в торговле товарами на мировых рынках приблизилось к 161 млрд. дол. США. И что было бы с нами?
А какие же улучшения в регулировании получили наши селяне? Никаких! Их вообще собираются ободрать принятием законопроекта 3111. И это при том, что в США уже десятки лет существует мощнейшая система регулирования сельского хозяйства, от которой наши вожди упорно отворачиваются… Почему?
5. Морская индустрия – ворота для оттока миллиардов долларов ВВП
Развернутое объяснение этого тезиса дам в отдельной заметке.
Вместо эпилога, почти эпитафия: Как договоримся с МВФ?
Насколько я понимаю, авторы законопроекта о налоговой реформе №3357 не смогли убедить МВФ, что предложенные изменения радикально улучшат экономику Украины.
Недоумеваю: неужели эти 115 авторов – народных депутатов – не знают, что МВФ, образно говоря, является генеральным кредитором Украины, генеральным спасителем нашей воющей державы?
Неужели им наплевать на то, что МВФ считает этот законопроект крайне рисковым?
Неужели нардепы не согласны с тем, что по оценке МВФ сокращение налоговых поступлений составит 9-10% ВВП, а это катастрофа для нашей державы?
Позиция нардепов особенно удивительна на фоне того, что Жером Ваше неоднократно и абсолютно четко указывал на готовность МВФ к глубокому конструктивному диалогу.