Держитесь за стул: сейчас я впервые похвалю Владимира Гройсмана.
В еженедельном видеообращении премьер-министр отчитался: "Лишь в этом году десятки тысяч рабочих мест были созданы только потому, что мы ввели такую масштабную кампанию, масштабную программу строительства и реконструкции дорог". И обозначил цель: "Система занятости годами, десятилетиями строилась так, что стимулирует безработицу. Задача нашего правительства – изменить эту систему. Для того чтобы она стимулировала рабочие места".
"Или создавать рабочие места, или строить тюрьмы", – так остроумно очертил перспективы, связанные с безработицей, президент Виктор Ющенко в начале своей каденции в 2005 году. Но ни он сам, ни кто-либо после него не реализовывали ни один из этих вариантов. Похоже, только Гройсман почувствовал, что время уже поджимает.
Почему Гройсману надо срочно бороться с безработицей
Гройсман не стал дожидаться худшего, а оно уже висит дамокловым мечом. К началу его премьерства, на конец марта этого года, официальный уровень безработицы в Украине достиг 10 процентов. Согласно мировому опыту, превышение этой цифры угрожает социальным взрывом.
Cколько безработных на самом деле, не знает никто. Называют цифры и 17, и даже 30 процентов, очевидно, учитывая, в отличие от официальной статистики, находящихся в неоплачиваемых отпусках и работающих неполную неделю. Множество людей работают по полгода, а потом столько же сидят на такой же, как минимальная зарплата, помощи по безработице (вот почему эту систему действительно надо пересматривать).
При Гройсмане количество официальных безработных стало немного меньше, но в этом пока помог сезонный фактор: в первом квартале года безработица всегда увеличивается, а к лету уменьшается благодаря росту занятости в сельском хозяйстве, торговле и строительстве.
Наверное, не только превышение отметки в 10 процентов заставляет Гройсмана волноваться. Дело в том, что страшны не столько масштабы безработицы, сколько ее продолжительность. Опаснее высокой – хроническая.
Сплошь и рядом в той же Европе люди спокойно живут и с более высоким уровнем безработицы. Сейчас выше, чем у нас, официальная безработица в Испании (19 процентов), в Хорватии и на Кипре (по 12 процентов).
Когда рухнул СССР, Финляндия потеряла много крупных заказов, и каждый пятый финн лишился работы. Но уже спустя месяцы промышленность переориентировалась на новые рынки, и люди вернулись на рабочие места. Сегодня в тех же Испании, Хорватии и на Кипре люди тоже часто теряют работу, но, еще не успев обеднеть, вскоре находят новую: это скорее нестабильность, чем безработица.
У нас же безработица хроническая, многолетняя. На отдельных локальных рынках труда, в отличие от средней цифры по стране, еще и аномально высокая. До сих пор люди решают эту государственную проблему привычным заробитчанством. Например, в России все еще подрабатывают до трех миллионов человек. Что делать, если с РФ и впрямь введут визы? Если эти три миллиона вернутся в свои депрессивные городки и села? И в эти же городки и села – еще три миллиона заробитчан из Европы, если там будут продолжать ужесточать правила трудоустройства для мигрантов? Получается, на локальные, депрессивные рынки труда могут обрушиться миллионы новых безработных!
Когда в других странах возникала такая устрашающая ситуация, там строили дороги. При этом непосредственно за счет государства стимулируется создание одного-единственного рабочего места. И еще шесть-восемь создаются за счет частного бизнеса в смежных областях. Занятость, зарплаты, хорошие дороги – это общественные блага. Плюс экономический рост, позволяющий увереннее смотреть в будущее.
Почему Гройсману не надо слушать сторонников затягивания поясов
С другой стороны, вот что Гройсману нашептывают сторонники затягивания поясов, которых много в нынешней власти: для роста экономики надо продолжать сокращать правительственные расходы. Действительно, многое из того, что финансирует государство, не поддается измерению. Например, образование и здравоохранение: слишком много учителей и врачей ухудшают статистику производительности труда экономики в целом.
Поэтому Госслужба занятости на днях сообщила, что 223 тысячи человек в Киеве, Харьковской, Днепропетровской и Житомирской областях уже предупредили об увольнениях. Большинство из них учителя, врачи, работники госпредприятий, чиновники. Сторонники сокращения государственных расходов исходят из того, что когда сокращается количество рабочих мест в государственном секторе, то увеличивается в частном.
Даже если это так, то перемещение людей пусть из не самого эффективного госсектора в продажи шаурмы – это и есть развитие?
Хотя, с точки зрения экономистов, государство и считается неэффективным, но в то же время государственные расходы и экономический рост связать трудно.
Правительственные расходы в ВВП североевропейских и, в частности, скандинавских стран намного выше, чем в остальной Европе – но и экономический рост тоже. В ряде стран бесплатные образование и медицина – одни из лучших в мире. А еще их правительства считают, что ликвидация безработицы и сохранение человеческого потенциала стоят того, чтобы государство тратило миллиарды евро на строительство инфраструктуры или жилья.
Не хватает государственных – значит, надо привлекать иностранные деньги под государственные гарантии. В колонке "Политики должны быть как памперсы" от 16 октября я писал, что, по некоторым данным, бывшая министр финансов Наталия Яресько лоббирует в международном консорциуме доноров создание фонда в размере 25 миллиардов долларов на развитие инфраструктуры в Украине: для модернизации школ и больниц, инвестирования в строительство дорог и мостов. Этим не Яресько должна заниматься, а действующие чиновники высшего уровня, даже лично премьер-министр!
Вы подсчитывали, сколько теряете, пока стоите в пробках? Кто бы посчитал, сколько мы в государстве теряем из-за ужасных дорог!