укр
Сергей Корсунский
Остров благоденствия
Главная Мировые новости
17 Ноября 2008, 07:19  Версия для печати  Отправить другу
×
"Буран" мог участвовать в космических войнах http://www.segodnya.ua/img/article/1402/16_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1402/16_tn.jpg Мир Уникальный советский космический самолет "Буран" слетал в космос и "умер" на Земле. Он мог выводить на орбиту бомбы и участвовать в космических войнах.
"Буран" в полете. Через восемь минут и три секуды корабль выйдет в космос на высоту 110 км. Фото предоставлено НКАУ
"Буран" в полете. Через восемь минут и три секуды корабль выйдет в космос на высоту 110 км. Фото предоставлено НКАУ

"Буран" мог участвовать в космических войнах

Уникальный советский космический самолет "Буран" слетал в космос и "умер" на Земле. Он мог выводить на орбиту бомбы и участвовать в космических войнах.

В субботу исполнилось 20 лет с момента первого и единственного полета в космос советского космического корабля многоразового использования "Буран". Грандиозная программа освоения космоса оказалась бесславно погребенной (в прямом смысле слова!) в 2002 году под обломками монтажно-испытательного корпуса на космодроме "Байконур", где почти 14 лет простоял слетавший в космос "челнок": весной 2002-го на него рухнула крыша сооружения.

Первый полет "Бурана" продолжался 205 минут и завершился первой и до сих пор единственной в мире успешной посадкой в автоматическом режиме космического корабля многоразового использования на специальную посадочную полосу длиной 5 км и шириной 84 м, созданную на космодроме Байконур. Интересно, что сами космонавты не верили в возможности автоматики. Перед полетом двое из них — легенда мировой космонавтики Алексей Леонов и командир первого экипажа "Бурана" Игорь Волк — обратились к руководству страны с письмом, в котором утверждали: без летчика корабль не сядет. Увы, они добились обратного — беспилотный полет сократили с трех суток до трех часов, за которые "Буран" совершил всего два витка.

Один из авторов этих строк служил в то время на Байконуре командиром части и при запуске "Бурана" командовал запасным командным пунктом подготовки и пуска, который должен был подстраховать основной расчет полковника Семена Кондратьева, непосредственно осуществлявшего пуск. В день старта на поверхности "Энергии" и "Бурана" стала нарастать ледяная корка. Многие вспомнили, что гибель американского челнока "Челленджер" всего-то за два года до этого (в 1986 г.) началась с того, что боковые пороховые ускорители также обмерзли, что нарушило герметичность "шаттла".

Работа на стартовой площадке шла с задержками. Изнывающие от безделья телевизионщики часами показывали ракетно-космическую систему (РКС) "Энергия—Буран" в целом и по фрагментам во всех ракурсах. У них еще будет возможность оторваться по полной программе, но уже после старта, транслируя полет и разделение "Бурана" с "Энергией". Когда расчеты показали, что несмотря на сильный ветер, реальные нагрузки на РКС не превышают расчетных, дали добро на запуск. В 6 час 0 мин. 2 сек. по московскому времени "Энергия" с "Бураном" на борту ушла в свой первый и последний космический полет.

Сегодня достоверно известно: основное назначение "Бурана" — военное. Когда в конце 70-х разведка донесла высшему руководству СССР, что американцы готовят создание эскадры из пяти космических "челноков", которые стартовали бы в космос каждые 12—14 дней (планировалось до 30 запусков в год), наши генералы всполошились. Ведь экономические расчеты показывали: у США нет такого количества мирных грузов — это до 500 т, которые надо вывести на орбиту! Вывод ясен: американцы готовится к космическим войнам. Впоследствии оказалось, что НАСА блефовала перед конгрессом США, говоря о таком большом числе запусков, чтобы добиться финансирования проекта. На самом деле максимум — 10—11 полетов в год.

И тогда появился советский ответ "Энергия—Буран". Корабль многоразового использования "Буран" должен был выводить на орбиту боевые блоки, представляющие собой планирующие ядерные бомбы, размещаемые в 18-метровом отсеке полезного груза на пусковых установках револьверного типа. Один "Буран" мог нести 15—20 таких "самолетиков" — расправив крылья они устремлялись бы на цели на Земле, неся смерть.

Но это еще не все: советский проект, в отличие от американского, был универсальным: ракета "Энергия" могла выводить на орбиту не только "Бураны", но и боевые орбитальные станции "Скиф" и "Каскад", вооруженные лазерными пушками и ракетами "космос—космос", "космос— земля". К счастью, и наш, и "штатовский" проект оказался слишком дорогим, а после развала СССР надобность в нем и вовсе отпала.

Программа создания "Буранов" предусматривала создание пяти экземпляров советской бурановской эскадры. Изготовили три, два остались в чертежах. Но сперва создали полноразмерный деревянный макет для прочностных испытаний и тренировки экипажей в бассейне в условиях гидроневесомости. В 1993-м макет стал аттракционом в московском Центральном парке им. Горького в Москве, ныне — кафе. Также была создана летающая лаборатория БТС-02 — точная копия "Бурана", но с четырьмя самолетными двигателями в хвостовой части. Он мог взлетать набирать высоту до 6 км и садиться.

В воздух БТС-02 поднялся 11 декабря 1985 года. Экипаж — первый пилот Игорь Волк, второй пилот – Римантас Станкявичус. Всего в программе ГЛИ было выполнено 24 полета. Впоследствии БТС-02 совершил сложное и опасное путешествие. В 2000-м он из России прибыл в Австралию в канун открытия Олимпийских игр, где находился длительное время. Затем был продан в Арабские Эмираты, где стал никому не нужным и доживал свой земной век. Но недавно его приобрел один из немецких музеев, доставил в Германию и привел в порядок, где квази-"Буран" стал одним из главных экспонатов. Еще два настоящих "Бурана" остались в России, но что с ними случилось — точно неизвестно. По одним данным, их разобрали, по другим — законсервировали "до лучших времен".

КОРАБЛИ-БЛИЗНЕЦЫ. Советский "Буран" и американские "шаттлы" похожи как близнецы: у нашего длина 36 м 37 см, у штатовского — 37 м 24 см, размах крыльев — соответственно 23,92 м и 23,79 м. Внешнее сходство объясняется не копированием "русскими" конструкции американского челнока, который взлетел на 5 лет раньше "Бурана", а тем, что оба орбитальных корабля сочетают в себе качества космического аппарата и самолета.

Но "Буран" получился лучше "шаттлов": он может выводить на орбиту 30 т полезного груза против 29,5 т у "американца", а спускать с орбиты — 20 т, это на 5,5 т больше (столько весит, например, один спутник связи), чем "шаттл". Максимальное время полета "Бурана" — 30 суток численность экипажа — 2—10 человек, у "шаттла" — до 20 суток и 8 человек. И еще: у "Бурана" намного более совершенная система спасения экипажа — он может катапультировать четырех членов экипажа.

"УКРАИНСКИЙ СЛЕД" В ПОКОРЕНИИ. Можно утверждать: без НИИ и предприятий Украины программа "Энергия—Буран" была бы невозможной. В Харькове (НПО "Электроприбор") был создан комплекс автономного управления ракетой "Энергия", которая выводила "Буран" на орбиту. Ее первая ступень разработана в КБ "Южное" и изготовлена в Днепропетровске на знаменитом "Южмаше". На АНТК им. Антонова в Киеве проектировали и делали части крыла для "Бурана". Не говоря уже о том, что самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия" создал наш Олег Антонов.

Работали на программу еще около десятка киевских предприятий во главе с заводом "Арсенал". Кстати, под Симферополем построили запасной аэродром посадки "Буранов". От него сохранилась лишь пятикилометровая посадочная полоса, на по которой теперь ездят грузовики и гоняют стритрейсеры.

СУДЬБА "ВОЛЧЬЕЙ" СТАИ

К испытаниям "Бурана" готовили 27 кандидатов, разбитых на две группы летчиков-испытателей: военных и гражданских, ведь планировалось, что программа полетов многоразовых космических кораблей будет использоваться как в интересах обороны, так и для народного хозяйства. У военных старшим назначили полковника Ивана Бачурина, а командиром и лидером гражданских летчиков-испытателей (11 человек) был опытный Игорь Волк, из-за чего его подчиненных в Центре подготовки космонавтов прозвали "Волчья стая".

Как известно, "Буран" летал всего один раз и в беспилотном варианте. Как же сложились судьбы "бурановцев"? Побывать на орбите удалось семерым. Пятеро — "гражданские" Игорь Волк и Анатолий Левченко и военные — Анатолий Арцебарский, Виктор Афанасьев и Геннадий Манаков летали на "Союзах", а двое — Леонид Каденюк (от Украины в 1997 г.) и Валерий Токарев (от России в 1999 г.) — на американских шаттлах. К сожалению, многих из них уже нет в живых.

Наибольшие потери понес гражданский отряд — летчики-испытатели, готовясь к программе "Буран", продолжали летать, испытывать самолеты и гибли один за другим. Первым ушел Олег Кононенко: 8 сентября 1980 г. во время взлета с палубы авианесущего крейсера "Минск" пилотируемый им самолет "Як-38" упал в воду и его затянуло под винты корабля. 6 августа 1988 г. скоропостижно скончался недавно вернувшийся из полета в космос Анатолий Левченко — от жесткой посадки спускаемого аппарата "Союз" у него образовалась опухоль головного мозга. Александр Щукин погиб 18 августа 1988 г. в испытательном полете на спортивном самолете Су-26М, а Римантас Станкявичус (должен был стать пилотом первого экипажа "Бурана" вместе с И. Волком) разбился 9 сентября 1990 г. при катастрофе Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареда (Италия). Юрий Приходько добровольно ушел из отряда, эмигрировал в 1994 г. в США, надеясь что сможет полететь в космос на шаттле, но спустя несколько месяцев скоропостижно скончался. В 2001 г. прямо за рабочим столом умер еще один летчик-испытатель Юрий Шеффер.

Сам Игорь Волк (несостоявшийся командир первого экипажа "Бурана"), поняв, что его мечта вряд ли сбудется и потеряв стольких друзей, в феврале 2002 г. ушел с летной работы. А спустя пару месяцев погиб и сам "Буран": его разрубила пополам рухнувшая крыша монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором хранился орбитальный корабль.

Фото предоставлено НКАУ
Катастрофа. Все что осталось от легендарного советского "челнока"

"БУРАН-2" ИЛИ О "НЕИЗВЕСТНОМ СТАРТЕ" "БАЙКАЛА"

Интернет-сайты утверждают, что кроме всем известного удачного полета "Бурана", был еще один — неудачный, поэтому засекреченный. По данным сайта www.buran.ru, в 1992-м с Байконура стартовал в беспилотном режиме близнец "Бурана" — "Байкал". Увы, на 40-й секунде полета забарахлил один из стартовых двигателей, и автоматика приняла решение спасать корабль. Он отстыковался от ракетоносителя "Энергия" на высоте около 100 км и начал возвращение на Землю. Через 23 минуты после старта "Байкал" успешно приземлился. Руководство России признало полет неудачным и решило его сохранить в тайне, а саму программу строительства многоразовых кораблей свернуть.

— Это — красивая сказка, рассчитанная на дилетантов! — говорит командир отдельной инженерно-испытательной части космодрома Байконур Геннадий Понамарев, непосредственно участвовавший в программе "Энергия—Буран". — На самом деле еще до единственного полета "Бурана" в ноябре 1988 г. основной заказчик — министерство обороны СССР отказалось от финансирования программы из-за ее дороговизны. В 1991 г. "Буран—Энергия" стала не военной, а "народнохозяйственной" программой с минимальным финансированием. После развала СССР Российское космическое агентство в начале 1992 г. прекратило все работы по этой программе.

Что касается названия "Байкал", то оно было первичным и даже при демонстрации образца орбитального корабля в Тушино (Москва) красовалось на его корме. Но высшее руководство СССР сочло его несолидным, возможно, оттого, что был популярный газированный напиток "Байкал", который называли "советской кока-колой". И порекомендовали изменить название на "Буран".

ЛЕОНИД КАДЕНЮК: "МНЕ ГОВОРИЛИ: "ПРЕКРАТИ ЛЮДЕЙ ПУГАТЬ СВОИМИ ПОЛЕТАМИ!"

Фото: Г. Понамарёв

Первый украинский "незалежный" космонавт рассказал нам, как сотню раз падал на истребителях, и что сложнее "Бурана" машину человечество еще не придумало.

— Как известно, Вы готовились стать командиром многоразового транспортного космического корабля (МТКК) "Буран". В чем отличие программы подготовки космонавтов-"бурановцев" от тех, кто летает на "Союзах"?

— Мне легко ответить на Ваш вопрос, потому что я готовился летать в космос командиром и "Бурана", и "Союза". МТКК "Буран" — сложнейший авиационно-космический комплекс, выводящийся в космос с помощью ракеты-носителя "Энергия", а возвращающийся по самолетной схеме. Особенностью такого возвращения является то, что при этом не предусмотрены двигатели, как у обычного самолета. Поэтому после получения тормозного импульса для схода с орбиты "Буран" просто падает из космоса на Землю.

Но падение, конечно же, управляемое. Попасть на посадочную полосу необходимо с первого захода — двигателей нет, чтобы уйти на второй круг. Поэтому командир и пилот, как было принято решение, должны быть опытными летчиками-испытателями. Это одно из существенных отличий в подготовке командиров "Бурана" и "Союза".

Основной целью подготовки моей группы космонавтов была подготовка нас как командиров МТКК "Буран". Поэтому после отбора мы и были отправлены в Центр подготовки летчиков-испытателей. "Буран" — летательный аппарат, который должен успешно летать и в безвоздушном пространстве, и в атмосфере. Сложнее техники человек пока не придумал. "Буран" имеет около 2 млн. систем, узлов, агрегатов, которые работают одновременно. Мы, "бурановцы", не просто готовились на нем летать, но и участвовали в создании некоторых бортовых систем. Нас привлекали к эргономическому сопровождению корабля, к разработке и отработке бездвигательной глиссады снижения и посадки корабля.

— На чем Вы тренировались?

— Отрабатывали заход на посадку и посадку на самолетах, которые имеют аэродинамические характеристики, близкие к "Бурану". Это самолеты-перехватчики МиГ-25, МиГ-31 и самолет-истребитель МиГ-21. Причем, без использования компьютеров, которых на этих самолетах не было. На самолете МиГ-21 на высоте 10 км мы выключали двигатель. Но на высоте 6 км должны были запускать. Включишь систему запуска двигателя в воздухе, а сам думаешь, сработает она или нет. Глиссада снижения почти в 10 раз круче, чем при нормальном заходе на посадку. Конечно, смотреть со стороны, как он снижается, было неприятно даже опытным летчикам, которые иногда спрашивали: "Когда прекратишь пугать нас своими полетами?" Еще был аналог "Бурана" — БТС-02 с четырьмя установленными в хвостовой части двигателями для испытаний его в атмосфере. Но мне не довелось на нем летать.

— Когда планировался Ваш полет на "Буране"?

— Первый полет "Бурана" состоялся 15 ноября 1988 г. в автоматическом режиме без участия экипажа. Второй полет планировался в 1992 г. Программа полета предполагала выведение "Бурана" на орбиту без экипажа. Экипаж стартует на корабле "Союз". Стыкуется на орбите с "Бураном". В течении двух суток экипаж должен был провести испытание "Бурана" на орбитальном участке полета, отстыковаться от него. Далее "Буран" возвращается на Землю опять без экипажа.

Экипаж должен был выполнить еще одно важное задание — пристыковаться к орбитальной станции "Мир", используя новую систему стыковки и таким образом проведя ее испытание.

К этому полету готовились три экипажа, и я в том числе. К сожалению, программа "Буран" была закрыта и полет не состоялся. Надо сказать, что перед полетом на "Буране" предполагалось его командирам выполнение полета на обычном "Союзе". Таким образом слетали в космос Игорь Волк и Анатолий Левченко. Мой опыт подготовки к полетам в космос пригодился Украине — я побывал в космосе как ее гражданин на американском шаттле "Колумбия".

КОМАНДИР "БУРАНА". Леонид Каденюк родился 28.01.51 г. в с. Клишковичи Черновицкой области. В отряде космонавтов с 1976 г. Готовился к полетам как командир корабля многоразового использования "Буран", но после развала СССР программу подготовки прекратили. В 1996 г. вернулся в Украину, был включен в группу украинских космонавтов для прохождения подготовки к полетам на американских космических кораблях "Спейс Шаттл". 19 ноября — 5 декабря 1997 г. совершил полет в качестве космонавта-исследователя на корабле "Колумбия". Является единственным космонавтом независимой Украины, генерал-майор, Герой Украины.

Геннадий Понамарев, Александр Панченко


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Вы сейчас просматриваете новость ""Буран" мог участвовать в космических войнах". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: