укр
Главная Мировые новости
5 Ноября 2008, 07:22  Версия для печати  Отправить другу
×
Иран-2008: бензин по 60 копеек и любовь к "дустам" http://www.segodnya.ua/img/article/1380/26_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1380/26_tn.jpg Мир Через полтора года после предыдущей командировки "Сегодня" вновь отправилась в страну, где свято чтут Коран, почитают древние обычаи и традиции, а также понемногу перенимают европейские манеры.
Вид на Персидский залив. Проемы  обзорной площадки для туристов напоминают иллюминаторы самолета. Фото А. Ильченко
Вид на Персидский залив. Проемы обзорной площадки для туристов напоминают иллюминаторы самолета. Фото А. Ильченко

Иран-2008: бензин по 60 копеек и любовь к "дустам"

Через полтора года после предыдущей командировки "Сегодня" вновь отправилась в страну, где свято чтут Коран, почитают древние обычаи и традиции, а также понемногу перенимают европейские манеры.

Расспросы о командировке в Иран друзья и коллеги начинали одинаково: "Ну, как там обстановка? Не стреляют еще?" И очень удивлялись тому, что тревожные ожидания боевых действий, подогреваемые массированными медийными залпами, к счастью, остались в прошлом.

Будоражившие мировое сообщество, особенно США, разговоры об иранской ядерной программе как-то незаметно сошли на нет. Однако и работы на строительстве Бушерской атомной станции, в которых участвуют российские, украинские специалисты, замедлились. Виной пресловутый мировой финансовый кризис — корсчета ряда банков заморожены, поступление средств затруднено. Да и $600—700 вряд ли устраивают славян, такие деньги и на родине, без отрыва от семей, можно иметь.

Слухи о нездоровье президента страны Махмуда Ахмадинеджада он сам же и опроверг: мол, болеть некогда, работать нужно, а переутомление — не беда. В следующем году выборы. К ним готовятся без помпы, исподволь. И прочат победу нынешнему главе державы. Не называя, впрочем, имени.

Фото А. Ильченко
Потомки древних персов. Иранские детишки в меру любознательны и подвижны

Улицы городов чисты, ухоженны. Общественный транспорт работает исправно (правда, пробок-тянучек хватает). Рыночные ряды пестрят товарами. Иранский лаваш такой же вкусный, и сочный люля-кебаб, приготовленный по каким-то особым восточным рецептам, со специями и зеленью, словно магнитом, притягивает посетителей ресторанов, кафе.

Иранцы свято чтут Коран, усердно молятся, уважают традиции дедов-отцов. Интернет, как и полтора года назад, доступен не везде, а там, где есть, зависает. Злые языки судачат, что национальный сегмент всемирной паутины жестко контролируют спецслужбы, оберегая нравственные устои общества, и молодежи в частности. Но на улицах встретите достаточно смело, по-европейски одетых девушек с очень модным макияжем, удлиненными ресницами, а также — невероятно — непокрытыми головами и оголенными руками. Дерзкий вызов восточной морали и исламу. А вот мальчики и девочки в школах учатся раздельно. Странно: в детсадах — вместе, в институтах и университетах — врозь.

Кстати, еще о спецслужбах. Украинских журналистов, прилетевших в Тегеран, не предупредили, что фотографировать местных бонз можно выборочно, так, чтобы в объективы фото- и телекамер не попало чего-нибудь секретного. А когда чиновники уехали, к репортерам подошли люди из "секьюрити" и велели показать, что снято. После этого усадили в автомобиль и увезли в неизвестном направлении (мы заволновались, не в тюрьму ли — несколько лет назад так "замели" харьковчанина, которого пришлось вызволять украинским дипломатам). Вернувшись спустя полчаса, те рассказали, что стражи исламской революции заставили удалить кадры, показавшиеся крамольными. На них были изображены... те самые бонзы.

На наших глазах одному москвичу в самолете стало плохо: давление упало до критической отметки. Экипаж запросил "скорую" прямо к трапу. Пациента привезли в госпиталь и фактически вытащили с того света. Медики заявили, что ближайшие двое суток покидать палату ему противопоказано, и выдали больничную пижаму. Москвич, которого попустило, запротестовал — сроки поджимают, домой надо. Его долго уговаривали, а когда поняли, что бесполезно, взяли расписку и привезли на аэродром, не потребовав ни риала...

— С дуста денег не берут, — сказали на прощание. В переводе с фарси "дуст" — друг. А "дусти" — "дружба". Россиян и украинцев в Иране считают друзьями.

Познакомился с Амиром, когда-то учившимся в Харьковском университете. В Украине он встретил любовь — студентку-китаянку. Средств на учебу не хватало, и отец позвал Амира домой. Некоторое время молодожены жили в Тегеране, работали в торговле. Потом переехали на остров Киш, открыли свой магазин, где торгуют китайским ширпотребом. Растет дочь.

Фото А. Ильченко
Амир из Киша. Бывший студент Харьковского университета продает китайские сувениры, зарабатывая до 500 долларов в месяц

— Годы в Харькове мы с женой вспоминаем очень тепло, — говорит иранец. — У нас там осталось много друзей. Передайте им большой привет и наилучшие пожелания мира, счастья, добра. Самое главное — чтобы войны не было, чтобы люди ездили друг к другу в гости, дружили. Пусть и к нам приезжают, на Кише уже много иностранных туристов, есть прекрасные отели. И ко мне пусть приходят за сувенирами. Тут часто украинские и российские летчики бывают, заходят и говорят: "Салям алейкум!" Некоторые заказы делают — ножи, кинжалы, вазы, кальяны. Через пять дней забирают, благодарят. А потом приезжают уже их друзья и тоже заказывают. До 500 долларов в месяц зарабатываю. На жизнь хватает...

БАМ УЖЕ ВОССТАЛ ИЗ ПЕПЛА. Масштабы и темпы строительства в Исламской республике впечатляют. Древний город Бам, разрушенный до основания страшным землетрясением в декабре 2004 года, о котором "Сегодня" писала с места событий, уже наполовину восстал из руин. Ремесленник древнего промысла по росписи фарфора Саид, вспомнив, что туда вылетали спасатели и медики МЧС Украины, пригласил их туда снова: "Они будут поражены происшедшими преобразованиями, и новыми, современными зданиями, и восстановленной архитекторами старинной крепостью. Жизнь продолжается!"

МИНЕРАЛКА ВДВОЕ ДОРОЖЕ БЕНЗИНА

Средняя зарплата в Иране зависит от места проживания и работы человека. В Тегеране она выше, чем в других регионах страны — $500–600 в месяц. Средний прожиточный минимум также отличается (в столице — 300—400 долларов США, в провинции ниже).

Традиционный хлеб (лаваш) стоит 6,5 тыс. иранских риалов, что соответствует $0,65. Килограмм отборной говядины — около 140 тыс. риалов, курица весом 2 кг — 50 тысяч. Стандартная полуторалитровая бутылка минеральной питьевой воды — 2,5 тысячи, литр молока – 8 тыс. риалов.

Курс к иностранной валюте составляет: 1 доллар США – 10 060 иранских риалов, 1 евро – 12 800.

Литр бензина марки "Супер" для иранских служебных машин и иностранного дипкорпуса — 5,4 тысячи риалов, для местных жителей значительно дешевле — 1,5 тыс. Обычный бензин для иранцев стоит всего 1 тыс. Однако действует ограничение — 120 литров в месяц по льготной цене, остальное — как для служащих.

Ежемесячная квартплата за 2—3-комнатное жилое помещение в Тегеране может достигать 300 тысяч риалов.

Учеба в государственных вузах бесплатная, в частных — около 8 млн. риалов за семестр. Содержание ребенка в детсаду — примерно 1,2 млн. в месяц. Внедрено страховое медицинское обслуживание.

Стоимость легкового автомобиля иранского производства варьируется от $9 тысяч за малолитражку "КІА-Прайд" и 14 тыс. долларов США за "Саманд" среднего класса до $16 тыс.за французский "Пежо-405" иранской сборки. Южнокорейский джип Хюндай "Санта Фе", импортируемый в Иран, значительно дороже — до 55 тыс. долларов. Таможенная пошлина на иномарки иногда достигает 200%.

Цены на указанные товары не включают налог на добавленную стоимость. Традиционно это понятие для иранского бизнеса было чуждым. Недавняя попытка ввести закон об НДС со ставками сборов 1,5—3% (на отдельные виды товаров — до 15%) потерпела неудачу в основном, из-за серьезного сопротивления со стороны местных бизнес-структур и отсутствие механизма действия данного закона.

КОВРЫ-САМОЛЕТЫ С МАРКОЙ "MADE IN IRAN"

Фото А. Ильченко

В Иране, на острове Киш, прошла IV международная авиавыставка "Iran Air Shows-2008". Самой представительной на ней была украинская делегация. В нее вошли крупные руководители, конструкторы, специалисты предприятий авиапрома из Киева, Харькова, Запорожья. Прилетели туда на главном экспонате выставке — новом пассажирском самолете Ан-148, ставшим ее открытием и, в определенной мере, заявкой на успех. "Сегодня" также была на борту лайнера.

СКАЗКА СТАЛА ЯВЬЮ. В 1995-м на Кише случилось побывать нынешнему директору Харьковского авиазавода Анатолию Мялице. Песок, глина, куда ни кинь — убогие дикоросы. Природа явно поскупилась на свои дары. Полоса да сарай — вот и весь аэропорт. Дороги только размечали колышками.

— Прошло 13 лет, я снова на острове, и глазам не верю, — изумляется директор. — Ставший свободной экономической зоной, Киш сказочно преобразился — выстроены современнейший международный аэропорт со всей инфраструктурой, отели супер-класса, шикарные автострады...

Эти сравнения — как у них и у нас — не покидали членов делегации все пять дней работы выставки.

Задача, в общем-то, стояла и простая, и сложная: показать возможности нового лайнера семейства "Антонов", добиться расположения иранских авиавластей для его приобретения и совместного производства, расширить и укрепить контакты по дальнейшему продвижению Ан-140, уже выпускаемых на крупнейшем заводе HESA в городе Исфахан...

Даже те наши специалисты, кто по несколько месяцев кряду работал в Иране, помогая налаживать серийное производство "стосороковки", по-доброму завидовали коллегам, проходя громадными цехами исфаханского авиагиганта. На стапелях — с десяток самолетов, пять уже покинули завод и переданы заказчикам. Иранцы, еще недавно робко осваивавшие азы самолетостроения, уверенно набирают обороты, овладевают все более сложными процессами. Нам показывали узлы, механизмы, которые изготавливают уже сами, без посторонней помощи и опеки. Без мощной государственной поддержки, на голом энтузиазме, не осилили бы такие объемы, не открыли бы сотни рабочих мест.

— А у нас опытнейшие кадры, которым нет замены, уходят, — сетуют украинские коллеги...

Иранцы — народ дотошный. И к Ан-148 присматривались въедливо, попросились на борт, слетали из Киша в Тегеран и обратно.

КРЫЛАТАЯ МЕЧТА. В столице Ирана нашему самолету оказали поистине шахские почести. Его осмотрели министр обороны Мостафа Мохаммад-Наджар и даже родной брат иранского президента, шеф его канцелярии, главный контролер-ревизор страны Давид Ахмадинежад. Подписан украино-иранский меморандум — своего рода протокол о намерениях относительно твердых заказов на Ан-148. Из кулуаров просочилась информация о 50 машинах общей стоимостью 1,5 млрд. долларов. Официально эти цифры пока не подтверждаются.

Фото А. Ильченко
Презент из Украины. Дмитрий Кива подарил брату президента Ирана макет Ан-148

— Давайте немного подождем, — осторожничает генконструктор АНТК "Антонов" Дмитрий Кива. — Продать самолет всегда непросто. Это рынок, конкуренция. Нужно доказать, что он надежен, комфортен, экономичен, безопасен в эксплуатации (уже после отъезда нашей делегации на Iran Air Shows разбилась легкомоторная машина из Германии. — Авт.). Будем надеяться, поверят в "148-й" и наши иранские партнеры... Дай-то, как говорится, Аллах!

Здешние места издавна славились несравненными по красоте домоткаными персидскими коврами. Возможно, оттуда, из древних сказок о коврах-самолетах берут начало настоящие крылатые машины. Ибо люди, умеющие мечтать и воплощать мечты в реальность, в конце-концов заставляют летать и птиц из металла...

СЕРГЕЙ ТРОШИН: "У НАШЕЙ "ЛАСТОЧКИ" ПОСЛУШНЫЙ ХАРАКТЕР"

Фото А. Ильченко
После посадки. У командира — хорошее настроение

Командир экипажа Ан-148 рассказал "Сегодня" о том, какой у его машины характер, что главное для летчика в экстремальной ситуации, и какая дата страшнее 13-го числа.

— Наша "Ласточка", как ее назвал покойный генконструктор Петр Васильевич Балабуев (и силуэт которой изображен на хвосте самолета), отвечает всем требованиям международных авиационных организаций вплоть до 2014 года. Самолет полностью электронный, как говорят, оцифрованный. Все системы контролируются одним бортовым компьютером. И на экран выводится полетная информация — под 2 тысячи параметров. Летчик стал оператором. Он только контролирует работу этих систем.

— А это не умаляет возможностей пилота?

— Отчасти да. Но это ведь мировая тенденция. Процессы автоматизируются не только в авиации. Грубо говоря, на смену счетам пришел калькулятор. Так и у нас.

— Как вел себя Ан-148 в иранском небе, были ли какие-то сбои, требовавшие непосредственного вмешательства экипажа?

— Полет стандартный, все работало штатно. Вы заходили в кабину и видели, как летчики просто наблюдают за работой автоматики.

— У каждой машины свой характер — какой он у "Ласточки"?

— Она очень послушна. Ее можно было бы использовать для первичного обучения курсантов летных училищ, настолько легка в управлении.

— Вижу, на дисплее вы можете наблюдать даже то, что происходит в салоне...

— Особенно приятно видеть безупречную работу бортпроводниц...

— Свой демонстрационный полет на авиашоу вы выполняли при не очень большом скоплении зрителей — интересно было летать?

— Когда выполняется демполет, о количестве зрителей не думаешь. Один это человек или десять тысяч — летаешь для каждого и показываешь, что умеет твоя машина.

— Экипажу при посадке слышно в кабине, что ему аплодируют пассажиры?

— Нет. Мне кажется, пассажиры аплодируют не столько экипажу, сколько выражают радость от благополучного завершения полета.

— Случались ли какие-то нештатные ситуации за годы работы?

— Моя профессия — летчик-испытатель. А значит, бывало всяко. Летаю ведь около 25 лет. Освоил все типы "антоновских" самолетов.

— Что главное в экстремальной ситуации?

— Все неприятности, как правило, происходят от растерянности. Если действовать правильно, любая неожиданность, кроме, пожалуй, взрыва на борту, большого пожара, поражения ракетой, не так уж страшна. Причиной 75% всех авиакатастроф был человеческий фактор.

— Есть ли приметы, имеющие значение, талисман какой-нибудь берете в полет?..

— Я верующий, поэтому не суеверен. Только перед полетом предпочитаю не фотографироваться.

ВОТ ТАКОЙ ОН, АН-148. Ан-148 — региональный пассажирский турбореактивный самолет. Разработан АНТК "Антонов". Оснащен современным пилотажно-навигационным оборудованием, радиосвязью, вся полетная информация выводится на 5 многофункциональных жидкокристаллических дисплеев. Предназначен для перевозки от 68 до 85 пассажиров на расстояние до 4400 км. Крейсерская скорость — 820—870 км/ч. Потолок — 12200 м. Диапазон температур — от + 45 до -55 С. Способен взлетать и садиться на аэродромы любой категории сложности. Оснащен двигателями ЗМКБ "Прогресс" производства ОАО "Мотор-Січ". Сертификат типа выдан 26 февраля 2007 года после завершения первого этапа испытаний. Кроме киевского завода "Авиант", серийно выпускается Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (Россия). В производстве задействовано около 240 предприятий из 17 стран. Готовность заказать Ан-148 проявили РФ, Казахстан, другие страны.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Александр Ильченко
Тэги: истории, мир
Вы сейчас просматриваете новость "Иран-2008: бензин по 60 копеек и любовь к "дустам"". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: