укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Мировые новости
23 Марта 2009, 16:40  Версия для печати  Отправить другу
×
Небесные колеса: транспорт XXI века http://www.segodnya.ua/img/article/1554/1_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1554/1_tn.jpg Мир Автомобили будущего будут не только быстрее, комфортнее, экономичнее нынешних, самое главное — они научатся летать.
Небесные колеса: транспорт XXI века

Небесные колеса: транспорт XXI века

Автомобили будущего будут не только быстрее, комфортнее, экономичнее нынешних, самое главное — они научатся летать.

Пройдет совсем немного времени, и головной боли у владельцев личного автротранспорта прибавится — помимо штрафов за превышение скорости появятся аналогичные взыскания за полеты на неправильной высоте и посадку в неположенном месте.

Это, на первый взгляд фантастическое утверждение, на самом деле не так уж далеко от реальности. Десятки инженерных компаний по всему миру занимаются созданием летающих автомобилей — аппаратов, способных передвигаться как по земле, так и по воздуху, т.е. оснащенных как элементами автомобиля (колеса, привод) так и самолета (крылья, хвост, пропеллеры).

Впервые о такой конструкции заговорили после публикации романа знаменитого французского фантаста Жюля Верна "Властелин мира" (1904 год). В 1920-х идеей летающего автомобиля увлекся Генри Форд. В середине XX-го столетия концепция приобрела большую популярность — аналитики предсказывали, что машин будет становится все больше, следовательно, часть транспортной нагрузки стоит перенести в небо, которое используется лишь для дальних перевозок. Исключение составляют маленькие частные самолеты, однако они дорого стоят, производят много шума, потребляют много топлива.

Долгое время препятствием на пути реализации идеи летающих автомобилей были несовершенные технологии — в первую очередь, отсутствие прочных и легких композитных материалов, мощных и экономичных двигателей и малоэффективные системы управления движением в воздухе. Однако к началу XXI века человечество обзавелось мощными компьютерами, связанными быстрыми каналами интернета, и системой глобального позиционирования с помощью спутников (GPS). Были созданы сверхпрочные алюминиевые и титановые сплавы, разработаны реактивные двигатели, способные работать на биотопливе.

Теперь дело за малым — приделать автомобилям крылья. И, судя по удачым испытаниям некоторых разработок в последнее время, начало эпохи летающих автомобилей отнюдь не за горами.

ЛЕТАТЬ ТАК ЛЕТАТЬ: ВОДИТЕЛИ СТАНУТ ПИЛОТАМИ

Услышав о том, что за переднеприводной двухместный автомобиль с обычным бензиновым двигателем просят внушительную сумму в $194 тыс., обычный человек непременно решит, что речь идет о каком-нибудь Ferrari или, на худой конец, Lexus. Однако, бывают и исключения. Специалисты американской компании Terrafugia считают, что столь высокая цена за их новую разработку — летающий автомобиль Transition – вполне приемлема.

Помимо вышеупомянутого бензинового двигателя для передвижения по земле этот прототип транспортного средства будущего оснащен также пропеллерным мотором мощностью в 100 лошадиных сил и складными крыльями. Таким образом Transition представляет собой гибрид автомобиля и самолета горизонтального взлета. Разработчики утверждают, что владельцы, потратившие на авто почти $200 тыс., смогут добираться на нем до аэропорта и оттуда совершать воздушные перелеты.

Превращение автомобиля в самолет требует менее одной минуты, за это время Transition в буквальном смысле расправляет крылья. На обратную процедуру требуется и того меньше времени — после приземления крылья складываются за 15 секунд и Transition продолжает путь в качестве автомобиля.

Максимальная скорость аппарата в воздухе составляет 185 км/ч, дальность полета — 700 км. При этом расход топлива на каждые 100 км полета составляет лишь около 7 литров. Кузов машины, расчитанной на двух пассажиров, сделан из углеродного волокна и весит всего 400 кг. Разработчики уверяют, что гибрид сможет подниматься в воздух с любой взлетно-посадочной полосы – длина разбега небольшого летательного аппарата заведомо меньше, чем у любого самолета.

О разработке Transition было известно давно, однако первые изображения летающего автомобиля появились лишь несколько лет назад, а первые испытания прошли в марте этого года. Несмотря на то, что они оказались успешными, разработчики признают, что аппарат нуждается в дальнейшей доработке. В ближайшие годы будет построен новый прототип Transition, окончания испытаний намечены примерно на 2011 год.

И все же, несмотря на неопределенность относительно сроков появления гибрида автомобиля и самолета в продаже, компания уже принимает предварительные заказы с предоплатой в $10 тыс. При этом разработчики предупреждают, что для получения права на управления Transition потребуется сразу два вида документов — помимо обычных водительских прав, которые необходимы для передвижения по земле, придется еще и сдавать экзамены на получение лицензии пилота.

КРЫЛАТЫЕ АВТО В ГОРОДАХ УКРАИНЫ ВНЕ ЗАКОНА

Но даже если вы и обзаведетесь чудо-самолетом, способным стартовать и садиться "на пятачок" возле дома или офиса, летать на нем на работу вряд ли получится. "По Украине из соображений безопасности вообще запрещены полеты легкой и сверхлегкой авиации над городами, за исключением, например, экскурсионного вертолетного маршрута из аэропорта Жуляны в Киеве: и то полет проходит в основном над окружной дорогой и руслом Днепра. Поэтому пока не приходится говорить о массовых полетах небольших летательных аппаратов, как самолетов, так и вертолетов даже в режиме городского такси, — разъяснили нам в чартерной компании "Яна Чартер АГ". — Но существуют перелеты малой бизнес-авиации — эти самолеты в основном летают между Киевом и крупными промышленными городами Украины, в Москву, в Европу. Но для такого перелета необходимо пройти процедуру получения разрешения на пролет и посадку в Украине. Для часто летающих самолетов это немного проще, а вот тем кто прилетает редко, необходимо каждый раз надо за сутки подать заявку на вылет и предоставить полный комплект документов (страховки, сертификаты, подтверждение наличия необходимого оборудования). Также любой самолет, в том числе и легкий, должен быть оборудован всеми необходимыми системами безопасности, которые требует как Укравиатранс так и авиационные власти Евросоюза".

Впрочем, жизнь идет вперед и вполне возможно, что со временем все эти бюрократические проблемы для летающих авто будут решены.

НА ЗАВИСТЬ БЭТМЕНУ: ЛИЧНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ БОЛИД

Многокилометровые небоскребы, между которыми движутся потоки летающих автомобилей – так представляет себе будущее мирового транспорта американский инженер Пол Моллер, бывший преподаватель Калифорнийского университета. "Прямо над нами находится отличный природный ресурс, – говорит он. – Посмотрите на небо, это пространство совсем не используется. А мы начнем его использовать".

Возможность "развести" потоки транспортных средств по разным уровням высоты, должна избавить водителей от актуальной сегодня проблемы автомобильных пробок, считает Моллер. Он убежден, что его теория рано или поздно будет воплощена на практике. Сам Моллер занимается созданием летающих автомобилей уже более 40 лет. Первые проекты были неудачными, однако в последние годы Моллер вплотную приблизился к воплощению своей мечты.

У Моллера и его инженерной компании Moller International есть сразу два проекта — летающая тарелка M200G и летающий автомобиль M400 Skycar — и с первого взгляда невозможно определить, какой из них более фантастичен.

Двухместная "тарелка" M200G и вправду похожа на пресловутые корабли инопланетян. Модель с корпусом 3-метрового диаметра оснащена 8 двигателями, способными работать на практически любом из известных видов топлива — бензине, дизтопливе и этаноле. M200G умеет взлетать и садиться вертикально. Скорость движения по воздуху превышает 100 км/ч. Моллер утверждает, что модель прошла множество успешных испытаний и вполне готова к коммерческой эксплуатции. Подтверждением его слов могут служить видеоролики, доступные пользователям интернета на сайте YouTube. В 2007 году Моллер заявил, что цена на M200G не превысит $90 тыс и сетовал на то, что правительственные бюрократы никак не могут определиться, какое из ведомств должно давать разрешение на использование "тарелки" – министерство транспорта или федеральное управление гражданской авиации.

Но Моллер не отчаивается. Его следующая разработка – M400 Skycar способна впечатлить воображение еще больше, чем M200G. По словам разработчиков, этому автомобилю позавидовал бы и Бэтмен. 4-местная модель, внешне напоминающая болид Формулы-1, весит лишь около 1 тонны, чего удалось добиться благодаря использованию композитных сплавов, и использует 4 роторных поворотных двигателя, мощностью 75 лошадиных сил каждый. Двигатели после вертикального взлета принимают горизонтальное положение и обеспечивают модели полет на горизонтальной тяге, как двигатели обычного самолета, со скоростью до 600 км/ч! Двигатели работают на экологически чистом этаноловом топливе, расход которого составляет около 10 литров на 100 км. При движении на земле работает лишь один из 4 двигателей, обеспечивая подачу энергии на электрический мотор, сила которого вращает колеса.

ПИОНЕРЫ ГИБРИДОСТРОЕНИЯ: ГЕНРИ ФОРД ПРИДЕЛАЛ МАШИНАМ КРЫЛЬЯ

Честь изобретения самого первого летающего автомобиля принадлежит Гленну Кертису, основателю корпорации Curtiss-Wright — одного из столпов современной аэрокосмической промышленности США. Правда, созданные им в начале XX века прототипы так толком и не взлетели, а славу Кертису принесли полеты на самолетах.

В 1920-х идеей объединения автомобиля и самолета увлекся Генри Форд, президент компании Ford. В 1926 году он представил первую модель крылатой машины, однако эксперименты были прекращены после того, как единственный экземпляр аппарата разбился в одном из тестовых полетов, а пилот погиб. "Запомните мои слова – комбинация самолета и автомобиля станет реальностью, – оптимистично пророчествовал Форд. – Можете смеяться, если хотите, но так и будет".

В марте 1937 года произошел первый успешный полет крылатого автомобиля, разработчиком которого выступил американский инженер Уолдо Уотерман, ученик Гленна Кертиса. Аппарат назывался Aerobile, при длине корпуса немногим более 6 м, размах его крыльев составлял 11 м. Двигатель Студебеккера мог разгонять аппарат до 90 км/ч по земле и до 180 км/ч в воздухе.

Вторая мировая война привела к длительному перерыву в разработке крылатых автомобилей. Инициатором возобновления работ в этом направлении выступила опять таки компания Ford. Аналитики компании в 1950-х опубликовали доклад, согласно которому содание летающих машин было объявлено вполне достижимой целью, а также вполне экономически обоснованным мероприятием. В первую очередь такие аппараты будут востребованы для нужд армии и полиции, предрекали эксперты Ford.

Однако правительство США не спешило идти навстречу техническому прогрессу и открывать воздушные коридоры для нового вида транспорта. Существующие технологии не позволяли следить за движением в небе, чиновники ссылались на то, что множество авиакатостроф ежегодно происходит из-за невнимательности диспетчеров, что уж говорить о контроле за хаотичным движением сотен, а то и тысяч небольших летающих автомобилей.

И хотя энтузиасты не прекращали работу над летающими машинами и после такого "холодного душа", все же последующие десятилетия не принесли никаких позитивных новостей. Сдвиг наметился в середине 1990-х, когда темой занялись специалисты Национального космического агентства (NASA).

Прогресс в компьютерных технологиях и запуск системы спутниковой навигации (GPS) позволит уверенно контролировать воздушное пространство с учетом большого количества небольших летающих аппаратов, заявили представители агентства, представляя программу Highway in the Sky (Небесное шоссе). Однако за прошедшие годы программа так и не вышла за рамки компьютерной симуляции. Не в последнюю очередь потому, что самих летающих аппаратов, собственно, пока и нет.

ПРОЕКТОВ ЛЕТАЮЩИХ АВТОМОБИЛЕЙ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ

Количество современных проектов летающих автомобилей измеряется десятками. Некоторые из них экзотичны и абсолютно нереальны, а некоторые и вовсе являются просто полигоном для воплощения самых безумных инженерных идей. Однако, помимо Terrafugia Transition и разработок Пола Моллера в наши дни проходят испытания еще нескольких аппаратов, которые вполне могут со временем стать хитами продаж в автосалонах.

Бывший пилот и инженер ВВС США Рич Стронг потратил 50 лет своей жизни на раработку летающего автомобиля Magic Dragon (Волшебный дракон). Внешне аппарат напоминает спортивный автомобиль, к которому приделали крылья и хвост небольшого спортивного самолета. Эти самолетные элементы автоматически складываются и убираются в корпус, поэтому при передвижении по земле Magic Dragon похож на обычный автомобиль. Максимальная скорость полета аппарата в воздухе — 235 км/ч.

В аппарате FSC-1 от компании LaBiche Aerospace та же мысль воплощена теми же средствами — самолетные крылья в наземном положении убираются внутрь корпуса. FSC-1 можно будет держать в обычном гараже или оставлять на автомобильном паркинге, утверждают разработчики. Кроме того, они работают над системой автопилотирования, которая избавит водителя от необходимости получать лицензию пилота.

Так же, как машины Пола Моллера, эти аппараты предназначены для вертикального взлета. Однако не все разработчики считают это обязательным атрибутом летающих автомобилей. Так по мнению инженеров компании Haynes Aero, нет ничего страшного в том, что их аппарат Skyblazer стартует в горизонтальном положении. Поднявшись в воздух, Skyblazer превращается в настоящий самолет с размахом крыльев 8 м и максимальной скоростью свыше 600 км/ч. Правда, испытания аппарата пока ограничивались экспериментами с моделью размером в 1/6 от оригинала.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Бондарев Алексей
Вы сейчас просматриваете новость "Небесные колеса: транспорт XXI века". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: