укр
Віталій Квітка
Свято імені нас
Тетяна Острікова
Чому ревуть ФОПи, якщо 3200?..
Главная Мировые новости
13 Апреля 2010, 07:21  Версия для печати  Отправить другу
×
Поляки скорбят по президенту, как по Папе http://www.segodnya.ua/img/article/1944/98_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1944/98_tn.jpg Мир Телевидение в Польше становится черно-белым. Люди плачут на улицах и молятся.
Варшава. Тысячи поляков встречали тело своего президента, бросив работу и все домашние дела. Тело первой леди Марии Качиньской было опознано только вчера. Фото АFP
Варшава. Тысячи поляков встречали тело своего президента, бросив работу и все домашние дела. Тело первой леди Марии Качиньской было опознано только вчера. Фото АFP

Поляки скорбят по президенту, как по Папе

Телевидение в Польше становится черно-белым. Люди плачут на улицах и молятся.

Вчера в Украине и России прошел день траура по погибшей в результате авиакатастрофы 10 апреля под российским городом Смоленском правительственной делегации Польши во главе с президентом Лехом Качиньским. В Польше объявлен семидневный общенациональный траур вплоть до 17 апреля, когда в присутствии глав других государств должна пройти главная церемония похорон погибших при крушении Ту-154. Точная дата проведения церемонии будет зависеть от того, когда в Польшу доставят тела всех погибших. Проблема в том, что до сих пор не найдены и не опознаны все пассажиры самолета, а тело первой леди Марии Качиньской было опознано только вчера. На момент верстки номера из-под обломков Ту-154 достали 87 тел. Оставшихся должны были извлечь после поднятия самого крупного куска самолета. Для того чтобы подогнать туда кран и вывезти обломки самолета из болотистой местности, куда упал самолет, потребовалась новая дорога, к строительству которой вчера приступили россияне.

Леха Качиньского опознал его брат-близнец Ярослав, с которым, как оказалось, пообщался за полчаса до гибели. "Президент позвонил своему брату Ярославу с борта президентского самолета Ту-154 за 36 минут до трагической катастрофы, — рассказал журналистам соратник братьев Качиньских по партии "Право и справедливость", известный польский евродепутат Адам Белан. — Ярослав спросил брата, приземлился ли уже он с делегацией в Смоленске. Президент ответил, что "пока нет", но уже скоро приземлятся".

"Это трагедия национального масштаба. Не все поляки следили за политической карьерой Качиньского, но все скорбят о нем. Скорбят так же, как в 2005 году, когда умер Папа Римский Иоанн Павел II, который родом из Польши, — рассказал "Сегодня" журналист польского агентства Plasove Ярослав Юнко. — Все газеты вышли в черно-белых тонах, по телевизору тоже показывают черно-белое изображение. Во время объявленных общенациональных минут молчания останавливались машины, люди выходили из них и молились. В глазах многих своих соотечественников я видел слезы. Студенты собираются на площадях с цветами и свечами". Во всех храмах страны проходят службы за упокой погибших 10 апреля.

Фото АFP
Скорбь. Первой простилась с польским президентом его 30-летняя дочь Марта Дубинецкая

По словам Юнкова, из-за гибели высокопоставленных чиновников, в том числе главы Нацбанка, начальника Бюро Безопасности (аналог СБУ), начальника Генштаба Войска Польского, многие опасались сбоя в работе госструктур, а также падения злотого. Однако очень быстро к исполнению обязанностей погибших приступили их заместители, сбоя не произошло, и валюта осталась на прежнем уровне.

САМОЛЕТЫ. Несмотря на то, что среди версий катастрофы не называется техническая неисправность самолета, Болгария решила приостановить эксплуатацию Ту-154, которым пользуется президент страны Георгий Пырванов. А израильские политики обсуждают, не запретить ли руководителям государства летать одним самолетом. В Украине же, как писала "Сегодня", первые лица страны летают на Ил-62 и Ту-134 (обоим самолетам уже около 30 лет). При Ющенко правительство уже проплатило около $86 млн за новейший суперлайнер А319-115XCJ, специально оборудованный для первых лиц. Но он по-прежнему находится в Далласе (США), куда его перегнали в 2009 году для доработки. Один из руководителей авиапредприятия "Украина" (оно занимается перевозкой руководства страны) сказал нам, что сейчас в Далласе устраняют повреждения, полученные машиной еще летом прошлого года при выкатке из ангара после переоборудования (задели крылом препятствие). Вчера министр транспорта Украины потребовал от всех авиакомпаний и прежде всего тех, которые эксплуатируют машины Туполева, проверить техсостояние всего авиапарка (в Украине насчитывается 25 "тушек" с учетом президентского).  

САМОЛЕТ КАЧИНЬСКОГО ЗАЦЕПИЛСЯ ЗА 8-МЕТРОВОЕ ДЕРЕВО

Главной версией падения Ту-154 и гибели 96 человек остается ошибка экипажа. По словам вице-премьера России Сергея Иванова, экипаж польского самолета получил вовремя информацию о неблагоприятных метеоусловиях и плохой видимости в аэропорту Смоленска (в момент посадки видимость была всего 100—150 м). Ему было рекомендовано уйти на запасной аэродром, но, как известно, польские пилоты отказались сесть в Минске, Витебске или Москве. Согласно принятой международной практике, окончательное решение о посадке принимает экипаж, указания же диспетчеров для пилотов носят рекомендательный характер.

По предварительным данным, экипаж слишком рано, за 1,5 км от взлетно-посадочной полосы, начал снижение. Глава Федерального агентства воздушного транспорта РФ Александр Нерадько заявил, что самолет шел ниже установленного минимума и ударился о восьмиметровое дерево, хотя должен был в тот момент находиться на высоте до 60 метров. "Руководитель группы полетов передал экипажу команду перевести самолет в горизонтальный полет, но экипаж указаний не выполнил. Экипажу несколько раз говорили уходить на запасной аэродром, но экипаж продолжал снижаться", — рассказал РИА "Новости" Нерадько.

По данным СМИ, польский президент должен был участвовать в телемарафоне, который как раз и заканчивался кадрами, на которых Качиньский спускается по трапу самолета. Возможно, из-за этого он так и торопился преземлиться.

Но Польша хочет провести свое, независимое от россиян расследование причин гибели президента страны, для чего в Россию уже прибыли их эксперты. Один из них, главный военный прокурор Польши полковник Кристофер Парульский, уже заявил, что у него нет сведений, будто на экипаж оказывалось давление со стороны президента или иных чиновников, чтобы обязательно сесть в Смоленске. Продолжается муссироваться тема и о кознях россиян. "Одна из версий гласит, что самолет четыре раза заходил на посадку (как уже ясно — это неправда, не было четырех заходов — Авт.), потому что каждый раз русские не разрешали сесть, говоря то о тумане над аэропортом, то о том, что навигационная система не работает, потому что она находится на ремонте, то короткая взлетно-посадочная полоса, — заявил газете Wiadomosci польский депутат из партии Качиньского Артур Гурски. — Русские не хотели, чтобы Качиньский участвовал в траурных церемониях в Катыни".

НЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Фото АFP
Все что осталось. К месту падения самолета никого не подпускают. Для вывоза обломков строят дорогу

В Смоленске по-прежнему многолюдно — на улицах слышна польская и английская речь. В городе работает огромное число иностранных журналистов. Но официальная информация о причинах и подробностях трагедии пока весьма скупая. Все ждут расшифровки черных ящиков, которая еще не закончена в Москве.

В то же время корреспонденту "Сегодня" удалось переговорить с двумя военными техниками аэродрома "Северный", которые и принимали президентский борт в тот злополучный день. Их информация отличается от той, которую ранее распространяли СМИ. "Мне непонятно, откуда появилась информация о трех попытках захода на посадку борта 101 Леха Качиньского, — говорит техник. — Лайнер шел третьим после польского Як-40 и российского транспортного Ил-76. Як-40 сел нормально. Экипажу Ил-76 было рекомендовано уходить на запасной аэродром из-за тумана, и он сразу не сел, а сделал это со второй попытки. А вот третьим приземлялся Ту-154 польского президента. Но он не заходил три раза, как сообщили все российские телеканалы, — он садился с первой попытки и с заметным отклонением от полосы. На подлете к аэродрому "Северный" экипаж почему-то потерял ориентацию. Диспетчер рекомендовал ему уходить на запасной аэродром — в Витебск или Минск, на худой конец в Москву. Но Качиньский опаздывал на официальную церемонию в Катынь, назначенную на 12 часов, и командир принял решение садиться сразу. Сам он это делал или по приказу, я не знаю. Но пилот не делал трех попыток сесть. Заявляю вам об этом ответственно. Он шел напролом. Мы стояли в конце полосы и точно знаем — он заходил один раз, и этот заход оказался роковым. Ошибка пилота в том, что он не видел полосы, снижался недопустимо быстро и на критически низких высотах. Видимо, очень торопился. Это и погубило столько людей".

Спецкор "Сегодня" попытался перепроверить эту информацию в управлении МЧС России по Смоленской области. Но там не подтвердили и не опровергли ее. А в неофициальном режиме подсказали зайти с другой стороны трассы, где тоже лежат обломки самолета, — это в полутора километрах от района падения самолета. Оказалось, Ту-154 действительно срезал верхушки берез и осин там, где, по правилам, должен был находиться на 80—100 метрах над уровнем земли. "Почему в самолете не сработала система предупреждения об опасном сближении с землей? — спрашивает военный летчик Сергей Карпухин. — Ведь GPS-навигация должна была дать звуковой сигнал экипажу. Не исключаю, что здесь имел место не только человеческий фактор. Спросите у тех, кто расшифровывает черные ящики: о чем говорил в последние секунды экипаж, какие параметры полета выдавала аппаратура, от чего самолет так занесло влево от посадочных огней…".

К самому месту падения самолета никого не подпускают. Но вокруг образовалось настоящее поле из цветов и свечей — жители Смоленска их несут постоянно. В память о погибших...  

ПОЛЯКОВ ПОГУБИЛ ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР?

Опубликованные российскими СМИ данные также свидетельствуют: президентский Ту-154 пытался сесть с первой же попытки, она и стала роковой... Так, издание Lifenews пообщалось с руководителем полетов аэродрома "Северный", диспетчером Павлом Плюсниным, который и "вел" самолет до самого крушения. Плюснин утверждает, что предлагал экипажу уйти на запасной аэродром. "Я смотрю, погода стала ухудшаться. Им было предложено уйти на запасной аэродром. Они отказались". Также диспетчер рассказал, что с определенного момента экипаж перестал давать информацию о высоте при заходе на посадку — так называемую квитанцию. "С экипажем ведется радиообмен, по радиообмену они должны давать квитанцию. Почему не давали? Наверное, потому что они русский плохо знают… Были русскоязычные, но для них цифры — это довольно-таки тяжело давалось".

Аналогичная информация звучала и от других сотрудников аэропорта. Они говорят, что рекомендовали экипажу идти на запасной аэродром, но не могли ему приказать, и самолет польского президента пошел на посадку без разрешения, проигнорировав команду заходить на второй круг и не сообщив диспетчерам точную информацию о своей высоте. Диспетчеры не исключают, что проблема была в том числе и в языковом барьере.

В тоже время, директор информдепартамента польського Минобороны Веслав Гжегожевский опроверг предположение, что причиной катастрофы могло стать незнания языка — мол, в составе экипажа был человек, который хорошо говорил по-русски. Но в интернете уже опубликованы фрагменты переговоров пилотов с диспетчерами. Слышно, что экипаж общается с "землей" на ломаном русском. Судя по словам диспетчеров, понимание с экипажем у них было неважное. А английским языком они ("Северный" — это военный аэродром, куда диспетчеров набирают и без знания английского) владели еще хуже, чем поляки русским.

ТРАГЕДИЯ МОЖЕТ ПОМИРИТЬ МОСКВУ И ВАРШАВУ


Туск и Путин. Исторические объятия

В России, на Западе да и в самой Польше заговорили о том, что эта трагедия может значительно улучшить двухсторонние отношения Москвы и Варшавы, которые при Лехе Качиньском были, мягко говоря, натянутыми. Многих поляков впечатлило, что российское руководство весьма чутко отреагировало на трагедию и проявляет всяческое сочувствие. "Я благодарен Путину и его службам, что так внимательно и соответственно реагировали. Я признателен Медведеву, что 12 апреля в России объявлен днем траура по погибшим в авиакатастрофе", — написал в своем блоге житель Варшавы Марек.

Подобное мнение высказывают и ряд западных СМИ. "Сочувственный ответ России на катастрофу удивил многих в Варшаве, дав ведущим политикам и обычным полякам надежду на то, что эта трагедия поможет переоформить отношения, полные крови и обиды", — пишет американская The Wall Street Journal. "В конечном счете трагедия может привести к неожиданному потеплению, — считает и The Financial Times. — Россияне всячески демонстрируют поддержку полякам. Даже российский премьер Владимир Путин оставил свою привычную холодность и в редком выражении эмоций обнял польского премьера Дональда Туска, похлопав по руке".  


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Авторы: Александр Ильченко, Александр Панченко, Ирина Ковальчук, Дмитрий Гомон
Вы сейчас просматриваете новость "Поляки скорбят по президенту, как по Папе". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: