укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Мировые новости
2 Марта 2009, 16:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Воздушный прогресс: новые крылья войны http://www.segodnya.ua/img/article/1532/2_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1532/2_tn.jpg Мир Военная авиация XXI века станет в три раза быстрее, избавится от пилотов и вооружится лазерами.
Ушли в отрыв. Истребители пятого поколения F-22A обеспечивают США господство в воздухе
Ушли в отрыв. Истребители пятого поколения F-22A обеспечивают США господство в воздухе

Воздушный прогресс: новые крылья войны

Военная авиация XXI века станет в три раза быстрее, избавится от пилотов и вооружится лазерами.

Авиация стала одной из важнейших сил сразу после своего появления — еще в 1-ю мировую войну. В ходе 2-й мировой ее роль возросла до решающей. Японская атака на Перл-Харбор во многом определила течение войны в Тихом океане, превосходство Германии в воздухе обеспечило блокаду Британии, позже массированные бомбардировки союзников, сравнявшие с землей пол-Германии, приблизили конец войны.

Во времена холодной войны авиации — стратегическим бомбардировщикам и истребителям, способным обеспечить господство в воздухе — уделялось не меньше внимания, чем крылатым ракетам и подводным лодкам. В 1950-х в небе над Кореей столкнулись реактивные истребители производства США и СССР первого поколения. Затем были Вьетнам, арабо-израильские и ирано-иракские конфликты, война в Ираке. Это воздушное противостояние продолжается и до сих пор, когда актуально уже 5-е поколение истребителей и технологии, которые даже не снились авиаконструкторам 50 лет назад.

ЗАЩИТУ ОТ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ ОБЕСПЕЧАТ ВОЗДУШНЫЕ ЛАЗЕРЫ


Небесная защита. "Боинги" с лазерными установками защитят США от ракет противника

Пока в Европе продолжают кипеть страсти по поводу размещения американских систем противоракетной обороны (ПРО), Пентагон думает о более совершенном способе защиты от ракетных ударов гипотетического противника. Вместо того, чтобы сбивать ракеты другими ракетами американские военные инженеры предлагают использовать в качестве воздушного щита самолеты, оснащенные лазерными установками.

Проект по созданию противоракетного лазера авиационного базирования был запущен еще в 1996 году, когда контракт на создание прототипа "противоракетного" самолета получила корпорация Boeing. Идея заключалась в том, чтобы разместить на борту самолета лазерную установку, способную уничтожать цели на большом расстоянии.

К тому времени уже прошли наземное испытание установки, способные выпускать лазерный луч диаметром 10 см на расстояние до 15 км. Попадая в цель, луч моментально нагревает ее до температуры свыше тысячи градусов Цельсия.

Испытания показали, что секундного контакта с целью достаточно для ее вывода из строя. По-настоящему серьезной проблемой стала высокая энергоемкость лазера и связанная с ней необходимость размещения на борту самолета мощного источника энергии. В конечном итоге, обойти эту проблему так и не удалось, в связи с чем разработчики решили использовать для создания прототипа отнюдь не маленький гражданский самолет Boeing-747.

Испытания начались в 2001 году и вступили в решающую стадию в 2007 году. На борту самолета, получившего название YAL-1 размещен мощный химический лазер и системы радиолокационного обнаружения баллистических ракет. В ходе недавних испытаний система показала способность идентифицировать и поражать цели с вертикальной динамикой, характерной для стартующих баллистических ракет. На текущий год запланировано финальное испытание системы, в ходе которого самолет должен будет перехватить реальную баллистическую ракету.

Согласно утверждениям представителей компании Boeing, в перспективе YAL-1 может использоваться не только для перехвата ракет, но и для уничтожения любых воздушных и наземных целей. Правда, это вопрос очень отдаленной перспективы.

СПЕЦНАЗ ЗА 2 ЧАСА ПРЕОДОЛЕЕТ 15 ТЫСЯЧ КМ

К 2030 году нынешние боевые самолеты, чья скорость не превышает 2-2,5 тыс км/ч будут считаться тихоходными. Уже сегодня ВВС США в сотрудничестве с несколькими инженерными компаниями проводит разработки самолетов, которые смогут передвигаться с скоростью 6 тыс км/ч и выше. Пока дело не продвинулось дальше первоначальных экспериментов, однако военные уверены, что в течение двух десятилетий такие самолеты будут созданы и приняты на вооружение.

Эти самолеты будут полностью беспилотными — ни один человек не обладает скоростью реакции достаточной для управления летающим аппаратом на таких скоростях. В самолетах будет использована комбинация двух типов двигателя — с турбинной системой, для разгона самолета на старте, и прямоточный воздушно-реактивный двигатель. В нем нет турбин, которые нагнетают воздух в камеру сжигания топлива. Давление в камере создается встречным потоком воздуха за счет набранной самолетом высокой скорости. Первый прототип такого самолета уже построен, он называется X-43A, подробности испытаний пока держатся в секрете.

По словам Марка Льюиса, руководителям исследовательского отдела при ВВС США, первой задачей станет разработка военно-транспортного самолета, который сможет преодолеть расстояние в 15 тыс км за 2,5-3 часа. При этом в Пентагоне хотят, чтобы этот самолет был способен взлетать и приземляться на обычные взлетно-посадочные полосы.

ВВС США намерены использовать такие воистину реактивные самолеты для воздушной разведки и моментальной переброски военных подразделений и боевой техники для проведения спецопераций. В конце 2008 президент США Джордж Буш подал запрос в конгресс на выделения $750 млн. для разработки подобных самолетов. Программа получила название "быстрый глобальный удар". Буш объяснял, что самолеты понадобятся для того, чтобы иметь возможность нанести удар по террористам в любой точке земного шара в "течение часа".

НАСЛЕДНИКИ СИКОРСКОГО СОЗДАЛИ САМЫЙ БЫСТРЫЙ ВЕРТОЛЕТ В МИРЕ


Три винта. Х2 разгонится до 470 км/ч

В скором будущем до немыслимых скоростей разгонятся не только самолеты, но и вертолеты. В августе 2008 года успешно прошли первые летные испытания опытного образца вертолета X2, разработанного компанией Sikorsky. В пробных полетах машина не продемонстрировала никаких чудес, однако движение по прямой, разворот на месте и зависание прототип уже в состоянии выполнять. Чудеса последуют позже — разработчики обещают, что X2 станет самым быстрым в мире вертолетом, его максимальная скорость будет достигать 470 км/ч.

Компания Sikorsky начала разработку суперскоростного вертолета в 2005 году на собственные средства — без предварительного заказа со стороны ВВС США. Впрочем, в компании не сомневаются, что заказы последуют, ведь основной боевой вертолет американской армии сегодня AH-64 Apache может достигать скорости лишь 300 км/ч.

Масса X2 составляет лишь 2,5 тонны. Он оснащен двумя подъемными винтами с легкими лопастями из композитных материалов и толкающим воздушным винтом в хвостовой части. Винты приводятся в движение двигателем мощностью 1400 л.с. Двигатель разработчики позаимствовали у вертолета Comanche, работы над которым Sikorsky и Boeing вели до 2004 года. X2 будет вооружен автоматическими пушками и управляемыми ракетами Hellfire.

БЕСПИЛОТНЫЕ АППАРАТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ БУДУЩЕЕ АВИАЦИИ


Почти спутник. Odysseus проведет пять лет, собирая разведывательные данные на высоте 20 км

Еще один "лазерный" проект компании Boeing призван бороться не с баллистическими ракетами, а с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), которые по мнению военных экспертов, станут неотъемлемой частью войн будущего. Опыт их успешного применения Израилем в недавних конфликтах с Ливаном, доказал их высокую эффективность. Проект компании называется Laser Avenger, он представляет собой относительно компактную лазерную установку, которая может быть установлена на обычном армейском джипе. В ближайшее десятилетие такими установками будет укомплектовано практически каждое военное подразделение армии США.

"Небольшие БПЛА становятся все более и более серьезной угрозой на поле боя, – рассказывает представитель Boeing Гари Фитцмир. – Laser Avenger, в отличие от традиционных видов вооружений, не выпускает ракеты и не производит выстрелов, которые выдают месторасположение войск, вместо этого он поражает цель малозаметным лазерным лучом".

Озаботившись проблемой защиты от БПЛА, американские военные в то же время сами активно занимаются разработкой аналогичных аппаратов. В то время, как во многих странах разрабатывают небольшие БПЛА с маленьким радиусом действия, предназначенные для атак пехоты и бронетанковых сил противника, и разведки, в США пошли по более глобальному пути. БПЛА, способные производить разведку и решать локальные задачи, для Пентагона — пройденный этап. Только за последние годы в Ираке и Афганистане БПЛА типа Predator, Global Hawk и Raven налетали свыше 300 тыс. часов, количество боевых операций с их участием измеряется сотнями.


Экономия топлива. Питание беспилотника Odysseus будет осуществляться от солнечных батарей

Следующим беспилотным проектом станет разрабатываемый компанией Aurora гибрид самолета и низкоорбитального спутника Odysseus. После введения в строй он совершит революцию в воздушной разведке и обеспечит США абсолютное лидерство в этой области перед другими странами.

Odysseus сможет находиться в автономном беспосадочном полете сроком около 5 лет на высоте 20-27 км. Это оптимальная высота для осуществления панорамных съемок поверхности, на сегодняшний день она недоступна ни самолетам, которые летают ниже, ни спутникам, орбиты которых находятся за пределами земной атмосферы.

По словам одного из разработчиков проекта Боба Паркса, аппарат будет состоять из трех частей, каждая из которых будет осуществлять взлет по отдельности, затем произойдет их стыковка в воздухе. За счет такого конструктивного решения станет возможным осуществлять замену отдельных компонентов аппарата без необходимости совершать посадку. Питание беспилотника будет осуществляться от солнечных батарей.

МОСКВА ГОТОВИТ ОТВЕТ ИСТРЕБИТЕЛЯМ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ ВВС США

Решающую роль в борьбе за господство в воздухе всегда играли истребители, и ничто пока не указывает на то, что в будущем это изменится. Вопрос о том, чьи истребители лучше — советские или американские так и остался открытым к моменту распада СССР. В те времена конкуренция существовала на уровне истребителей 4-го поколения.

В последующие годы США ушли в технологический отрыв, инвестируя в создание новых самолетов намного большие средства. Россия же, по большей части, ограничивала свои воздушные амбиции модернизацией моделей 4-го поколения, принятых на вооружение два десятилетия назад — МиГ-29 и Су-35. В некоторых случаях, эти разработки были очень удачными. В частности, модель СУ-35МКИ стала настоящим прорывом, независимые эксперты называют этот самолет истребителем поколения 4++.

Но разработки российского истребителя 5-го поколения сильно затянулись. По мнению западных военных аналитиков, с момента ввода в строй в 2005 году истребителей 5-го поколения F-22A Raptor американские ВВС вырвались вперед в извечной гонке с российскими ВВС. Однако Россия не намерена долго пребывать в положении догоняющего. В январе нынешнего года вице-премьер Сергей Иванов заявил, что уже испытания нового российского истребителя начнутся уже в ближайшее время. По его словам, новые истребители будут приняты на вооружение к 2015 году.

Разработчиком Т-50 — на сегодня истребитель имеет такой индекс — является КБ Сухого. Подробной информации о характеристиках машины пока нет, известно лишь, что это будет истребитель тяжелого класса со взлетной массой более 30 тонн. По этому параметру и по габаритам Т-50 будет сопоставим с легендарным Су-27. Радар и система управления машины будут созданы на основе систем, применяющихся на Су-35.

Также известно, что в разработке российского истребителя принимает Индия. Индусы рассчитывают создать свой вариант Т-50, в которому будут использоваться композитные материалы — снизив массу самолета можно будет увеличить дальность полета.

Американские эксперты не склонны высоко оценивать Т-50. По крайней мере, до тех пор, пока его технических характеристики не станут известны в деталях. На данном этапе они отмечают, что самолет, по всей видимости будет превосходить Су-27 по маневренности, получит обновленную электронику и технологию малозаметности. Однако, по последнему параметру он заведомо уступает F-22A — полноценному наследнику первого "стелса" F-117A, убеждены американские аналитики. Так что, это в лучшем случае будет лишь истребитель №2 в мире.

ТОПЛИВНЫЙ ВОПРОС: ВОДОРОСЛИ ИДУТ НА ВОЙНУ

Альтернативные источники энергии отныне интересуют не только экологов, но и военных. В 2008 году ВВС США успешно испытали синтетическое топливо из природного газа, используя истребитель F-15 Eagle. В ходе экспериментального полета длительностью около часа истребитель достиг сверхзвуковой скорости. Ранее синтетическое топливо пробовали использовать на более медленных машинах, например, на транспортном самолет C-17 и бомбардировщике B-1.

Испытания проходили в рамках программы ВВС США по изучению возможности использования альтернативных видов топлива, которое ощутимо дешевле традиционного. Известно, что один тренировочный полет истребителя F-15 обходится налогоплательщикам в $22 тыс. Общие затраты американской армии на горючее оцениваются в $6 млрд. ежегодно.

Однако синтетическое топливо — не самый экзотический вид горючего, который пробуют использовать американские ВВС. В прошлом году Пентагон заключил контракты на общую сумму $35 млн. с компаниями General Atomics и Science Applications International на разработку биотоплива из водорослей. Также разработкой биотоплива для американских ВВС занимаются ученые из университета Северной Дакоты.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Бондарев Алексей
Вы сейчас просматриваете новость "Воздушный прогресс: новые крылья войны". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: