укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Мировые новости
31 Июля 2015, 08:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Жизнь с запретами: как Иран прорывался сквозь санкции (фото) http://www.segodnya.ua/img/article/6364/29_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/6364/29_tn.jpg Мир В тяжелый период иранцы смогли наладить выпуск своих самолетов, автомобилей и военной техники, а цену шафрана довели до стоимости золота
<p><span>Тегеран. Мегаполис развивается, несмотря на то, что с 1950-х годов страна живет в условиях экономической блокады США и Евросоюза.</span></p>
Тегеран. Мегаполис развивается, несмотря на то, что с 1950-х годов страна живет в условиях экономической блокады США и Евросоюза.

Жизнь с запретами: как Иран прорывался сквозь санкции (фото)

В тяжелый период иранцы смогли наладить выпуск своих самолетов, автомобилей и военной техники, а цену шафрана довели до стоимости золота

На прошлой неделе была достигнута историческая договоренность между Западом и Ираном о замораживании на 15 лет его ядерных разработок в обмен на снятие со страны десятков санкций, вводимых ООН и отдельными странами. После того как четвертой стране в мире по углеводородным запасам будет открыт путь к свободной продаже своей продукции, она сможет существенно улучшить свою экономику. Но, как показала поездка в эту страну, Иран давно научился жить в условиях ограничений и даже развил и укрепил свою армию. Введенные санкции не превратили Иран в отсталую страну. Скорее, наборот: Тегеран все эти годы наращивал военную мощь и нарабатывал авторитет на Ближнем Востоке. Иранская экономика сумела достичь импортозамещения, начиная от строительства, заканчивая оборонным сектором, а антиамериканская и антиизраильская политика добавила союзников в регионе.

Иран живет и продолжает развиваться — пусть и не так быстро, как другие страны, получающие миллиардные доходы от продажи нефти и газа. Но уже в ближайшее время все может измениться в лучшую сторону, поскольку "шестерка" переговорщиков (Великобритания, Франция, Германия, Китай, США и РФ) нашли точку соприкосновения с Тегераном по его ядерной программе. Этого не было с момента Исламской революции, когда из страны бежал шах — ближайший союзник США в те времена.

Годовой оборот Корпуса составляет около $12 млрд. Это — шестая часть ВВП Ирана.

ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ. В наибольшем выигрыше от санкций Запада оказалась иранская революционная гвардия — Корпус Страж Исламской революции (элитное военно-политическое формирование, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, является частью вооруженных сил Ирана и насчитывает 125 тысяч человек). Фактически Корпус Страж — это армия, только она имеет, помимо непосредственных функций, огромное влияние на политику и экономику страны, а также собственных представителей во власти, которые лоббируют ее интересы. По информации западных дипломатов, в период действия санкций революционная гвардия смогла расширить деятельность подконтрольных ей предприятий, а после достижения договора с "шестеркой" эта мощнейшая организация получит новые возможности для развития.

Корпус Страж Исламской революции смог создать неимоверно сильную экономическую империю из более чем 100 предприятий и укрепил ее в период президентства Махмуда Ахмадинежада (с 3 августа 2005-го по 3 августа 2013 года). Что совсем неудивительно, учитывая, что Ахмадинежад является выходцем из этой организации.

Когда на Иран наложили санкции и европейские нефтяные компании были вынуждены уйти с рынка, стражи революции взяли под свой контроль этот бизнес, и в результате их компании получили гигантские контракты в этой области. По данным западных диписточников, годовой оборот организации составляет около $12 млрд, а это — шестая часть ВВП Ирана. Долгие годы именно Корпус представлял собой ворота, через которые в Иран поступали кредиты и инвестиции.

Сегодня стражи революции через свои фирмы задействованы в туризме, транспорте, энергетике, строительстве и телекоммуникациях, включая интернет. Корпус руководит строительством трубопроводов, дорог и мостов на территории Ирана. В ведении "исламской гвардии" находятся поставки нефти и газа. Частный сектор, по оценке одного тегеранского экономиста, почти не имеет доступа на рынок: все сколь-нибудь значимые проекты осуществляются компаниями, работающими под крылом Корпуса.

Для экономической деятельности бывших революционеров было создано министерство Корпуса Страж Исламской революции, которое занимается административно-финансовой и правовой деятельностью, обеспечивает Корпус материально-техническими средствами, поддерживает связь с правительством и меджлисом, ведет строительство необходимых объектов и сооружений.

БЛОКАДА: В НЕЙ ИРАН ЖИВЕТ С 1950 ГОДА

С постоянными санкциями Исламская Республика Иран живет с 1950-х годов. Сначала Великобритания, при поддержке США, решила бойкотировать иранские нефтепродукты  — в ответ на национализацию принадлежавшей британскому правительству "Англо-иранской нефтяной компании". Затем, в ответ на захват группой радикалов посольства США в Тегеране с 52-мя дипломатами после Исламской революции в 1979 году, Вашингтон заморозил все иранские авуары и золотые запасы в своих банках. После войны между Ираном и Ираком в 1980 году санкции усилились еще больше: США запретили международным финансовым организациям выдавать кредиты Тегерану, а всем странам рекомендовали не продавать ему оружие под страхом разрыва сотрудничества с американцами. В 1987 году между США и Ираном был заморожен всякий товарообмен.

В 2005 году правительство Ахмадинежада приняло решение расконсервировать программу по обогащению урана, свернутую его предшественником Мохаммадом Хатами. В ответ на это администрация Джорджа Буша-младшего ввела целый ряд новых санкций против иранских банков, а также компаний и физических лиц, так или иначе связанных с атомной и оружейной промышленностью. В 2007-м Совбез ООН утвердил резолюцию, запрещающую сотрудничество с иранскими банками, 28-ю гражданами Ирана и некоторыми организациями. Решение предусматривало ограничение кредитования иранских программ. В отместку в 2012 году Тегеран отказался продавать нефть США и Великобритании, а с начала 2013 года — и ЕС.

new_image4_91

Тегеран. На улицах установлено много информационных табло.

ЭКСПОРТ: РОЗОВАЯ ВОДА, СУВЕНИРЫ, ОРЕХИ И ШАФРАН

Корпусу Страж Исламской революции принадлежит самая дешевая мобильная компания: у нее очень низкие тарифы внутри страны, но для заграничных звонков нужно получить разрешение. Сама сим-карта стоит $10. Всего в Иране три мобильных оператора, но любой приобретенный номер не будет активирован без проверки Стража революции, поэтому при покупке мобильного номера необходимо оставить копию своего паспорта.

Контролирует Корпус также услуги GPRS, Wi-Fi и интернета. В крупных городах Wi-Fi есть во всех ресторанах и отелях, но законы в стране весьма строгие, поэтому много сайтов блокируется (Facebook, популярные англоязычные соцсети).

Главные сельскохозяйственные товары, которые экспортирует Иран, также выращиваются на плантациях и перерабатываются компаниями, принадлежащими Корпусу. В том числе  — приносящие миллионные прибыли кешью, фисташки, фундук и финики, а также так называемая розовая вода — ароматическое вещество, которое в иранской области Кашан получают методом дистилляции и выжимки влаги из цветков роз сорта "Мохаммади". Эту воду применяют в различных отраслях, и она считается священной.

new_image2_151

В глубинке. Дороги прокладывают частники, но следит за ними Корпус Страж Исламской революции.

Но больше других сельскохозяйственных товаров стражам революции приносят прибыль приправы, а главное — шафран: грамм иранского шафрана, который является национальным достоянием страны и считается самым лучшим в мире, стоит столько же, сколько и грамм золота.

В качестве пряности используются лишь рыльца цветков шафрана, в то время как сам цветок имеет только три красных рыльца. Собирают его вручную. Это самая дорогая пряность в мире и иногда продается в серебряных шкатулках. Чтобы показать богатство владельца той или иной лавки, шафран выставляют напоказ в больших аквариумах: чем больше гора шафрана, тем богаче считается лавочник.

Не менее дорогие здесь сувениры: блюдо из керамики на металлической основе стоит в среднем $35. А все потому, что в Иране невозможно найти сувенирную продукцию, сделанную в Китае. Ковры, вазы, ювелирные изделия — все делают местные мастера по технологиям, передаваемым веками из поколения в поколение.

Довольно дорогой здесь и проезд в общественном транспорте. Так, билет в столичном метро обойдется в 75 центов (по сегодняшнему курсу это около 17 грн), а карточка на две поездки — $1,5. При этом поезда современные, весьма просторные, тихие и совершенно новые. В силу релизиозных взглядов женщины и мужчины здесь ездят в разных вагонах, и даже ожидая поезда, мужчины и женщины делятся на отдельные группы.

После вступления в действие санкций ЕС, зарегистрированные там страховые компании уже не могли страховать иранские нефтяные танкеры. Этим воспользовались китайские конкуренты: компании из КНР получили гигантскую прибыль, оказывая услуги Ирану, а Пекин  — много контрактов на поставку топлива. По данным иранских СМИ, на Китай приходится 22% экспорта иранской нефти, на $14 млрд ежегодно.

new_image_144

Базар. Иран гордится своими специями, которые являются одним из источников доходов страны.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: АВИАЗАВОД ИЗ УКРАИНЫ, ДВИГАТЕЛИ — ИЗ КОРЕИ

Без союзников в регионе Ирану выжить было бы тяжело. Большую народную поддержку среди арабских и исламских стран получило изгнание в 1979 году посла Израиля и передача здания израильской дипмиссии в Тегеране палестинцам: благодаря этому Иран в глазах мусульман стал страной, которая поддерживает обездоленных и противостоит планам США в регионе. Затем Тегеран поддержал повстанцев на юге Ливана, а сейчас — поддерживает борьбу иракцев с джихадистской группировкой "Исламское государство". Такая политика дала возможность Тегерану заручиться поддержкой Сирии, Ирака, Пакистана, Афганистана, Кувейта, Йемена и ОАЭ.

На мировой арене ближайшим союзником Ирана стала Россия: страны подписали десятки контрактов на вооружение, в том числе — на поставку зенитно-ракетных комплексов С300. Помогла Ирану бороться с западными санкциями и Украина: чего стоит только контракт Киева времен президентства Леонида Кучмы, который предусматривал строительство в Иране авиазавода по типу "Антонова" и передачу Тегерану авиатехнологий! Завод называется HESA и уже выпустил десять Ан-140 — из них 8 эксплуатируют иранские авиакомпании.

В стране построено достаточно фабрик и заводов по выпуску продукции тяжелой промышленности. Это стало возможным благодаря странам бывшего СССР, которые решили отказаться от советской промышленности ради интеграции в ЕС, где свои стандарты. Невостребованные на постсоветстком пространстве заводы и станки разбирались и перевозились в Иран, где обрели вторую жизнь.

После того как с местного рынка ушло Peugeot, его производств Iran Khodro переориентировали на отечественную марку Peykan, которая стала самой популярной автомоделью в стране. Корпус и все детали авто, похожего на "Жигули", производятся на месте, а вот двигатели завозятся через Корею. Также Iran Khodro выпускает грузовики и автобусы, а свою продукцию экспортирует в Алжир, Тунис, Сирию и Ирак. В 2009 году по объему продаж эта компания занимала пятое место в мире. Причем надо понимать, что автобусы Iran Khodro — это не автобусы советского типа: все они с кондиционерами и устройствами для инвалидов.

Отдельно хочется сказать о пробках и дорогах. Пробок мы не видели, потому что в столице большинство центральных дорог четырехполосные, и внутренние полосы отданы общественному транспорту. Он забирает людей, ожидающих на стеклянных остановках с электронными табло движения, расположенных посредине дороги. За выполнением правил строго следят представители Корпуса страж революции. Также они следят за состоянием дорог: их, по заказу правительства, строят частные фирмы, и если частник быстро не устраняет возникшие проблемы, его штрафуют. Мы обошли почти весь Тегеран, но не заметили ни одной ямы.

Деньги на междугородние дороги собирают с автомобилистов: для этих дорог есть транспортный сборы. Когда мы ехали по туристическому маршруту "Тегаран—Исвахан", насчитали пять постов, где водитель автобуса платил сбор.

new_image5_68

В Иране собирают Ан-140.

Читайте также:
Трибунал по расследованию крушения "Боинга" создадут в обход России - политолог
На Германию начал влиять греческий кризис - Bloomberg
В этом месяце Россия установила своеобразный "рекорд" в Совбезе ООН
7 стран Европы присоединились к продлению санкций ЕС против Крыма


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Фараджаллах Мохаммад
Вы сейчас просматриваете новость "Жизнь с запретами: как Иран прорывался сквозь санкции (фото)". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: