Новые правила начисления соцпомощи: кому станет сложнее получить, а кому вообще не заплатят

При начислении соцпомощи уровень доходов мелких предпринимателей не будут брать во внимание

В Украине произошли существенные изменения в правилах начисления и выплаты государственной социальной помощи. 22 июля было принято постановление Кабинета министров №632, которым утвержден новый порядок расчета среднемесячного совокупного дохода семьи, а также внесены изменения в другие нормативные акты, касающиеся государственной соцпомощи.

Доходы "единоналожников" теперь никого не интересуют

Предыдущий порядок расчета дохода семьи для получения социальной помощи и субсидий был утвержден еще в 2001 году, после чего в него только несколько раз вносились изменения (в последний раз – в 2016 году). В новом Порядке прежде всего изменился перечень доходов, которые включаются и не включаются в расчет. Основные виды доходов, на основании которых будет рассчитываться доход семьи для получения соцпомощи, остались прежними: это зарплата (только если раньше шла речь о начисленной зарплате, то теперь – о той сумме, которая осталась после уплаты налога на доходы физлиц), денежное обеспечение военнослужащих, пенсии, стипендии, помощь по безработице и соцвыплаты местных органов власти. Помимо этого, в новый Порядок добавлены такие пункты, как пожизненное денежное содержание судей в отставке и денежные переводы из-за границы. Также появился пункт "другие доходы, сведения о которых получены от Государственной налоговой службы и Пенсионного фонда Украины, а также доходы, которые задекларированы лицом".

Реклама

В то же время из этого перечня исключены доходы от предпринимательства и доходы самозанятых лиц. Теперь для физлиц-предпринимателей, которые выбрали упрощенную систему налогообложения, независимо от суммы полученных ими фактических заработков при решении вопроса о соцпомощи будет учитываться такой размер доходов:

  • для налогоплательщиков первой группы – один размер минимальной зарплаты;
  • для налогоплательщиков второй группы – две минимальные зарплаты;
  • для единоналожников третьей группы – три "минималки".

В новый Порядок внесены уточнения, которые будут действовать во время карантина, связанного с COVID-19. Так, для тех, кто получает пособие по безработице, в качестве дохода будет насчитан размер этого пособия без учета зарплаты, которую человек получал до увольнения. А если увольнение произошло по инициативе или по вине работника, кроме пособия будут учитывать еще и половину минимальной зарплаты.

"Тунеядцам" насчитают несуществующие доходы

Как отмечают в Минсоцполитики, ряд положений нового постановления Кабмина ставят целью "стимулировать выход из состояния бедности" малообеспеченных семей, в составе которых есть трудоспособные, но не работающие люди. Для таких людей, в частности, будет насчитываться доход в размере 0,5 минимальной зарплаты, а это значит, и размер социальной помощи (если таковую начислят) будет меньше.

Реклама

Кроме того, государственная социальная помощь семьям с детьми не будет назначаться, если в составе их семьи есть трудоспособные люди, которые в период учета доходов не работали, не учились и не были зарегистрированы в центре занятости. Если же для "тунеядства" есть причины (например, человек смотрит за ребенком младше 3 лет или нуждающимися в постоянном присмотре, ухаживает за престарелым родственником и т. д.) – отказа в начислении госпомощи не должно быть.

Также не будет назначаться помощь одиноким матерям, если в составе их семьи есть такие трудоспособные, но не работающие люди. И наоборот: если такой неработающий человек трудоустроится самостоятельно, при начислении пособия ему засчитают только половину дохода. А значит, социальная помощь может увеличиться.

При этом постановлением предусмотрено, что неработающие члены малообеспеченной семьи могут получить в центре занятости "помощь на получение экономической самостоятельности", то есть деньги на собственный бизнес.

Реклама

Социальная помощь по бедности как раньше, так и теперь будет назначаться на срок до 6 месяцев. Но если раньше выплаты могли продлить автоматически, то теперь претенденты должны обязательно подавать новое заявление и декларацию. Кроме того, если в малообеспеченной семье есть трудоспособный человек, который не работает длительное время, при повторном обращении соцпомощь будет уменьшена сначала на 50%, а затем – на 75%.

Подход правильный, но есть вопросы к эффективности

Эксперты считают, что стимулировать людей переходить на самообеспечение – это правильный подход.

"Что касается безработных, я думаю, что модель должна быть довольно жесткой. Люди должны иметь реальную возможность переучиться и в это время получать какую-то помощь. Но потом – извините, просто содержать потому, что человек не работает, – это неправильно. Но начинать надо с запуска единого общегосударственного реестра получателей социальной помощи и с пересмотра эффективности социальной помощи. Мы в реальности не знаем, кому и сколько выплачивается социальной помощи. Этот реестр не могут запустить уже лет 10. И очевидно, что при такой ситуации куча денег тратятся абсолютно зря. Мы размазываем соцпомощь тонким слоем на слишком большое количество получателей, а в итоге на тех, кто в ней действительно нуждается – лица с инвалидностью, многодетные семьи, одинокие люди пожилого возраста ,– денег просто не хватает. Сумма той помощи, которая им выделяется, не решает для них проблему жизнеобеспечения, даже минимального уровня. Например, вы знаете, сколько дают помощи по уходу за одинокими пожилыми людьми? Пару лет назад это было 34 грн в месяц. Это яркий пример абсурдности нынешней модели. Кроме того, я считаю, что необходимо вернуться к системе абонплаты за тепло, чтобы расходы людей были примерно одинаковыми весь год. А по итогам года можно делать перерасчет, как делается по всему миру. Это позволит снизить пиковые выплаты в отопительный сезон, соответственно, потребность в субсидиях существенно снизится. По моим подсчетам, таким образом можно экономить не менее 15-20 млрд грн в год. В целом я считаю, что государство не может кого-то заставить работать с помощью плетки. Но можно создать систему, которая даст понять: мы не будем решать все проблемы за тебя. Мы можем помочь, но потом или ты работаешь, или живи, как хочешь. Единственное, нужно при этом защитить детей, которые могут быть рядом с этим человеком", – говорит экономический эксперт Борис Кушнирук.

Глава Национального совета экономического развития Алексей Дорошенко также считает ужесточение требований к занятости для получателей соцпомощи правильным. Однако он обращает внимание, что следовало бы дать людям подготовиться к таким изменениям.

"Людей, конечно, нужно стимулировать работать и зарабатывать. Человек должен иметь защиту, но при этом нужно подталкивать его к тому, чтобы он искал себе работу. Но вот своевременность такого решения у меня вызывает вопросы. Сейчас говорят о том, что у нас из-за кризиса может быть больше 10% безработных, и при этом все люди не могут выехать на работу за рубеж. То есть эти люди даже теоретически не могут нигде найти работу. Это значит, что сейчас не самый лучший период, чтобы ужесточать требования. А вот с 2021, 2022 года – это будет уместно. Отложить стоило бы еще и потому, я считаю, что переходный период должен быть достаточно продолжительным. В Европе, например, крайне редко бывает, чтобы подобные изменения вводились с 1 января следующего года. Переходный период может длиться и 3 года, и 5 лет", – говорит Алексей Дорошенко.

А вот в эффективности помощи на открытие своего дела эксперты сомневаются.

"Мировая статистика говорит о том, что быть предпринимателями могут не больше 10% людей", – напоминает Алексей Дорошенко.

Борис Кушнирук также считает, что гораздо эффективнее было бы помогать людям осваивать новую профессию, которая сможет их обеспечить.

"Я не очень верю в идею давать деньги на бизнес. Потому что считается, что только несколько процентов людей могут им заниматься. Для этого нужно иметь определенные черты характера, определенные способности. Даже чтобы быть мелким бизнесменом. Так что если эти деньги будут давать всем – это не будет эффективно. Но вот помогать человеку становиться самозанятым, чтобы он мог производить какую-то продукцию, даже примитивную, и продавать, – это возможно. Или чтобы умел выполнять какую-то квалифицированную работу", – говорит Борис Кушнирук.

Выплаты действительно нуждающимся увеличат

В то же время размер государственной социальной помощи для некоторых категорий получателей увеличится.

Так, например, раньше максимальный размер помощи для малообеспеченной семьи не мог превышать 75% совокупного прожиточного минимума. Теперь Кабмин увеличил предельный размер выплат до 100% прожиточного минимума семьи. Эта норма будет применяться "задним числом", т. е. с 1 июля.

Также с 1 июля увеличился размер максимальной соцпомощи малообеспеченным семьям со всеми повышениями и надбавками на ребенка. До 1 июля он составлял 115% от размера прожиточного минимума на ребенка соответствующего возраста, а теперь увеличился до 130%.

Напомним, общий показатель прожиточного минимума с 1 июля составляет 2118 грн, прожиточный минимум на ребенка до 6 лет – 1859 грн, с 6 до 18 – 2318 грн.

Напомним, после карантина, вызванного эпидемией коронавируса, правительству потребуется направить на борьбу с бедностью в Украине около 10% ВВП. Такими подсчетами поделилась министр социальной политики Марина Лазебная

Подробнее о том, как изменится размер соцпомощи, смотрите в сюжете:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,49
54,04
50,53
27,58
56,01
53,54
53,01
25,48
57,86
56,57
54,60
26,44
58,29
56,79
55,59
27,29
58,50
56,50
52,90
27,38
61,88
58,99
56,99
27,96
61,99
59,99
56,49
27,97
61,99
59,99
56,49
27,98
62,99
61,99
59,99
28,48
-
52,97
50,71
25,91
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

60754.45

Dogecoin (DOGE)

0.14

Ethereum (ETH)

2905.25

Litecoin (LTC)

80.23

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять