1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №198 (699) за 30.10.2000

"МУЖИКИ -- КОЗЛЫ: ПОКАЖЕШЬ КАПУСТУ, И ОНИ ТЯНУТСЯ ЗА НЕЙ ..."

Имя Александра Пашутина не сразу, может быть, ассоциируется с очень известным человеком -- и тем не менее, артист он популярный и любимый. Более 50 картин -- это вам не шутки. Среди них роли в фильмах "Вторая попытка Виктора Крохина", "Как молоды мы были", "Плюмбум, или Опасная игра", "Гардемарины, вперед!", "Анкор, еще Анкор!", "Карантин", "Предсказание", "Карьера Артура Уи. Вторая версия", "Ближний круг", "Версия", "Привет, дуралеи!", которые зритель уже не забудет никогда.

Сегодня Александр Сергеевич работает в Театре им.Моссовета в Москве, по-прежнему много снимается. Разыскала я его в одном из санаториев Бердянска, где он отдыхал с любимой женой Любой (кстати, киевлянкой). Впрочем, у Пашутина представление об отдыхе своебразное -- полдня в спортивном зале, еще полдня -- на концерте или встрече со зрителями.

Интервью началось с того, что он водил меня (опять же условно, потому что ходить Пашутин не умеет -- он бегает) по территории и восхищался всем, что видел вокруг: "Нет, ну посмотри -- это же люди все сделали. Сами работники. Уважаю. Не стали жаловаться на нищету и отсутствие денег".

"ГОСПОДЬ БОГ КАЖДОМУ ДАЕТ ШАНС"


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Александр Сергеевич Пашутин родился 28 января 1943 года в Москве. О детстве своем вспоминать не любит, о родителях почти никогда не говорит. Но факт остается фактом -- после 7 класса мальчик, как и многие его погодки послевоенных лет, оказался в суворовском училище. В 1968 году закончил школу-студию МХАТ. В кино пришел довольно поздно -- первую роль сыграл в 27 лет в картине "Городской романс".


-- Приятно видеть вас в таком замечательном расположении духа, Александр Сергеевич, -- нынче ведь актеры все больше жалуются и страдают.

-- Ну нет! Жаловаться я не буду. Как профессионал я защищен театром, у меня есть дом -- этого вполне достаточно, чтобы чувствовать себя удовлетворенным человеком. Финансов вполне достаточно, чтобы не чувствовать себя униженным. Правда, я не очень защищен от того, что происходит вокруг. Свобода -- это очень хорошо, но ведь не все знают, как ею распорядиться. Особенно старики. Мне лично комфортнее в этом времени, но это потому, что есть работа -- мне грех гневить Бога.

-- Но многие ваши коллеги не могут похвастать тем же.

-- Надо "дергаться", надо пытаться изменить ход событий. Нельзя быть слабым. Вот мы сейчас сидим, а я уже думаю, что мне пора в спортзал и оголиться там перед вами будет не стыдно, потому что я всегда думаю о профессии, о том, что нужно быть в форме. Актеры часто забывают об этом.

-- А как вам удается себя всегда держать в "черном теле"?

-- Я воспитанник Воронежского суворовского училища и школы-студии МХАТ. Считаю оба эти образования блистательными. Это обстоятельство и сыграло в моей судьбе решающую роль.

-- Вы любите цитировать великого Тарханова о том, что актер нуждается в витамине "ТТ" (талант, темперамент). Думаете, для успешной карьеры и счастливой жизни этого достаточно?

-- (Испуганно.) Нет! Нужны мозги. Немножко удачи. Но что касается удачи, то тут я твердо уверен, что Господь Бог шанс дает каждому. Но не каждый умеет воспользоваться, не прозевать его. Вот Олегу Янковскому он дал шанс в виде фильма "Щит и меч", мой шанс была картина "Премия". Если вы помните, там снялся со мной просто звездный состав -- Леонов, Джигарханян, Янковский, Брондуков, Самойлов, Крючкова, Глузский и ... неизвестный Пашутин. Потом были "Хождение по мукам" -- и понеслось... Сейчас в театре я играю в спектакле "Милый друг" с Ритой Тереховой, в "Недоросле" -- Простакова, а с Леонидом Хейфецем репетирую "Вишневый сад". Последней работы очень жду и волнуюсь.

-- А кино?

-- Снялся в Минске в картине "Санта Лючия" -- советское кино в самом хорошем смысле. Должен сниматься в 10-серийном фильме Краснопольского и Ускова. Жду начала работы. Недавно отснялся в "Старых клячах" Рязанова -- роль небольшая, особо делать нечего. Но я никогда не отказываю Эльдару Александровичу, потому что люблю с ним работать. Он тоже считает, что я его талисман, начиная с 90-го, с "Небес обетованных".

-- А успех может быть слишком ранним или непоправимо опоздать?

-- Как сказать... Вот замечательный актер Витя Степанов -- когда он сыграл Ломоносова? И ничего не поздно -- он был готов к этому успеху. А другие к 35-ти спиваются и считают себя неоцененными гениями.

"ОЧЕНЬ ВАЖНО -- ЕСТЬ ЛИ МОЗГИ У ДАМЫ"

-- Мне говорили, что вы страстный собиратель живописи.

-- Все началось со спектакля "Портрет Черткова" -- это был 69-й год. С тех пор я и "заболел" этим делом. Моя коллекция собиралась из работ "молодых", потом они становились маститыми, а вместе с ними и коллекция... Потом отдельно от микрофона я вам расскажу просто сумасшедшую историю...

-- Расскажите лучше сейчас.

-- Два года назад я иду по вернисажу и вдруг вижу картины художника Рафика Аскера -- ну просто "голландец". Покупаю несколько картин ну просто очень дешево, а на следующий день моя дочь, которая работает на ТВ, сняла о нем сюжет в утреннюю программу -- и пошла бешеная раскрутка -- выставка в Доме кино, статьи искусствоведов, звание заслуженного художника... К каждому из этих мероприятий я, что называется, "приложил руку" -- уж очень хотелось помочь талантливому человеку. Результаты не заставили себя ждать: народ в полном восторге, и к открытию второй выставки цены уже запредельные. Все -- поезд пошел. И так с моей легкой руки случалось часто. Знаете, в последние годы я все мечтаю поездить по провинции: в маленьких городах работают такие интересные художники...

-- Вы так замечательно общаетесь с Любой. Можете сказать, учитывая ваш большой опыт общения с женщинами , что главное в женщине "для жизни"?

-- Наверное, сначала -- это любовь, а уж вслед за этим очень важно, есть ли мозги у дамы. Я говорю "мозги" в плане житейском, в плане мудрости.

-- Женщина и мудрость -- понятия совместимые?

-- Абсолютно. И я видел таких! Ой, сейчас расскажу вам одну притчу, которую мне рассказал Армен Джигарханян. "Соломон сказал, что все исходит от головы, Христос сказал -- все от сердца, Карл Маркс -- считал, что все от желудка, четвертый мудрый еврей Фрейд считал, что все от, простите, пиписьки. А пятый, умный еврей Эйнштейн, засмеялся: "Нет, ребята, все относительно!".

-- И был прав.

-- И был бесконечно прав! Так вот, возвращаясь к мудрости женщины, скажу вам абсолютно честно: мужики -- они же как дети: покажешь морковку или капусту -- они и идут за ней, как козлы. Мы -- козлы, и это нужно понимать и уметь этим управлять.

"ДЛЯ МЕНЯ ПОКОЙ И БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ ВСЕГДА БЫЛИ ДОРОЖЕ ЛИЧНЫХ АМБИЦИЙ"

-- Вы с такой гордостью сказали о собственном образовании, воспитании и ценностях, с этим связанных. Для вас все это до сих пор важно?

-- Я скажу вам, на чем я воспитан. Для меня всегда было очень важно чувство мужской дружбы -- ничего выше я в жизни не знаю. Поэтому до сих пор обожаю романы Ремарка.

-- Некоторые считают, что Ремарк воспевал "подростковые" ценности. В реальной жизни все не так просто.

-- Ну, не знаю... Для меня эти ценности до сих пор важнее и реальнее многих философских трактатов. Когда я вижу, как сегодня предают друзей за деньги, уводят жен у друзей, даже убивают -- мне становятся не по себе. Но есть и обратные примеры. Например, меня из нищеты вытянули друзья. Поэтому "верность" для меня очень важно и я никогда не буду метаться в стороны за лучшим куском. Скажем, в 85-м меня к себе в театр взял Валера Фокин (Театр им. Ермоловой -- Авт.), а в 86-м я снимался в Париже в одной картине со Смоктуновским (речь о фильме "Загадочный наследник" -- Авт.). Мы очень подружились и к концу съемок он мне вдруг предлагает -- переходите к нам во МХАТ. Для любого артиста МХАТ (особенно в те годы) -- это мечта. Но я тогда ответил и не жалею об этом: "Иннокентий Михайлович, я -- человек верный. Когда мне было трудно, Валера меня позвал к себе и через год я не могу сказать -- пока, старик! Мужчины так не поступают. Это стыдно".

-- А были в принципе в вашей жизни поступки, которых до сих пор стыдитесь?

-- Нет, такого не было. Были какие-то слабые роли, но тут... знаете, для меня покой и благополучие моей семьи всегда были дороже личных амбиций. Я понимал, что если не буду сниматься, то они будут плохо жить, и засовывал свои амбиции в одно известное место. Хотелось, чтобы дочь не комплексовала по поводу плохой одежды, чтобы я не получил всякие гастриты-шмастриты... В 28 лет моя зарплата составляла 85 рублей, но я уже купил кооператив в 60 кв.м. А все потому, что не брезговал сниматься в эпизодах. А потом, почему вообще нужно этим брезговать? Из всего фильма "Александр Пархоменко" ярче всего зрителю, по-моему, запомнился эпизод с Фаиной Раневской. А эпизоды Басова! Мне посчастливилось работать с ним в одной картине "Вечерний лабиринт", и я от него очень многому научился.

-- Ваши надежды на будущее во многом связаны с профессией?

-- Я -- характерный актер, поэтому уверен, что буду играть много и долго. Потом, я все-таки еще не так стар, внутренне я в полном порядке, поэтому не чувствую никакого заката или упадка. Жить так замечательно. Я привез сюда теннисные ракетки, футбольный мяч, книги. По ощущениям мне тридцатник, любому молодому форы дам. Пришел на пляж, смотрю: Боже, молодые мужики с та-акими животами стоят. Любочка поймала мой взгляд, улыбнулась: "Да, да, ты у меня в порядке".

-- Вы легко себе отказываете? Допустим, просыпаетесь в 7.00, нужно идти на стадион, но за окном темно, холодно и есть соблазн опять завалиться в койку...

-- Иду на стадион! Хоть вы правы -- иногда очень не хочется. Но у меня жена гениальная, иногда одевает меня как ребенка и выпихивает за дверь. Собирает мне одежду -- у меня разная одежда для разных спортивных залов. Она понимает, что это лучше, чем если бы я ходил на бега или в казино.