Выпуск газеты Сегодня №198 (699) за 30.10.2000
"МУЖИКИ -- КОЗЛЫ: ПОКАЖЕШЬ КАПУСТУ, И ОНИ ТЯНУТСЯ ЗА НЕЙ ..."
Сегодня Александр Сергеевич работает в Театре им.Моссовета в Москве, по-прежнему много снимается. Разыскала я его в одном из санаториев Бердянска, где он отдыхал с любимой женой Любой (кстати, киевлянкой). Впрочем, у Пашутина представление об отдыхе своебразное -- полдня в спортивном зале, еще полдня -- на концерте или встрече со зрителями.
Интервью началось с того, что он водил меня (опять же условно, потому что ходить Пашутин не умеет -- он бегает) по территории и восхищался всем, что видел вокруг: "Нет, ну посмотри -- это же люди все сделали. Сами работники. Уважаю. Не стали жаловаться на нищету и отсутствие денег".
"ГОСПОДЬ БОГ КАЖДОМУ ДАЕТ ШАНС"
СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Александр Сергеевич Пашутин родился 28 января 1943 года в Москве. О детстве своем вспоминать не любит, о родителях почти никогда не говорит. Но факт остается фактом -- после 7 класса мальчик, как и многие его погодки послевоенных лет, оказался в суворовском училище. В 1968 году закончил школу-студию МХАТ. В кино пришел довольно поздно -- первую роль сыграл в 27 лет в картине "Городской романс".
-- Приятно видеть вас в таком замечательном расположении духа, Александр Сергеевич, -- нынче ведь актеры все больше жалуются и страдают.
-- Ну нет! Жаловаться я не буду. Как профессионал я защищен театром, у меня есть дом -- этого вполне достаточно, чтобы чувствовать себя удовлетворенным человеком. Финансов вполне достаточно, чтобы не чувствовать себя униженным. Правда, я не очень защищен от того, что происходит вокруг. Свобода -- это очень хорошо, но ведь не все знают, как ею распорядиться. Особенно старики. Мне лично комфортнее в этом времени, но это потому, что есть работа -- мне грех гневить Бога.
-- Но многие ваши коллеги не могут похвастать тем же.
-- Надо "дергаться", надо пытаться изменить ход событий. Нельзя быть слабым. Вот мы сейчас сидим, а я уже думаю, что мне пора в спортзал и оголиться там перед вами будет не стыдно, потому что я всегда думаю о профессии, о том, что нужно быть в форме. Актеры часто забывают об этом.
-- А как вам удается себя всегда держать в "черном теле"?
-- Я воспитанник Воронежского суворовского училища и школы-студии МХАТ. Считаю оба эти образования блистательными. Это обстоятельство и сыграло в моей судьбе решающую роль.
-- Вы любите цитировать великого Тарханова о том, что актер нуждается в витамине "ТТ" (талант, темперамент). Думаете, для успешной карьеры и счастливой жизни этого достаточно?
-- (Испуганно.) Нет! Нужны мозги. Немножко удачи. Но что касается удачи, то тут я твердо уверен, что Господь Бог шанс дает каждому. Но не каждый умеет воспользоваться, не прозевать его. Вот Олегу Янковскому он дал шанс в виде фильма "Щит и меч", мой шанс была картина "Премия". Если вы помните, там снялся со мной просто звездный состав -- Леонов, Джигарханян, Янковский, Брондуков, Самойлов, Крючкова, Глузский и ... неизвестный Пашутин. Потом были "Хождение по мукам" -- и понеслось... Сейчас в театре я играю в спектакле "Милый друг" с Ритой Тереховой, в "Недоросле" -- Простакова, а с Леонидом Хейфецем репетирую "Вишневый сад". Последней работы очень жду и волнуюсь.
-- А кино?
-- Снялся в Минске в картине "Санта Лючия" -- советское кино в самом хорошем смысле. Должен сниматься в 10-серийном фильме Краснопольского и Ускова. Жду начала работы. Недавно отснялся в "Старых клячах" Рязанова -- роль небольшая, особо делать нечего. Но я никогда не отказываю Эльдару Александровичу, потому что люблю с ним работать. Он тоже считает, что я его талисман, начиная с 90-го, с "Небес обетованных".
-- А успех может быть слишком ранним или непоправимо опоздать?
-- Как сказать... Вот замечательный актер Витя Степанов -- когда он сыграл Ломоносова? И ничего не поздно -- он был готов к этому успеху. А другие к 35-ти спиваются и считают себя неоцененными гениями.
"ОЧЕНЬ ВАЖНО -- ЕСТЬ ЛИ МОЗГИ У ДАМЫ"
-- Мне говорили, что вы страстный собиратель живописи.
-- Все началось со спектакля "Портрет Черткова" -- это был 69-й год. С тех пор я и "заболел" этим делом. Моя коллекция собиралась из работ "молодых", потом они становились маститыми, а вместе с ними и коллекция... Потом отдельно от микрофона я вам расскажу просто сумасшедшую историю...
-- Расскажите лучше сейчас.
-- Два года назад я иду по вернисажу и вдруг вижу картины художника Рафика Аскера -- ну просто "голландец". Покупаю несколько картин ну просто очень дешево, а на следующий день моя дочь, которая работает на ТВ, сняла о нем сюжет в утреннюю программу -- и пошла бешеная раскрутка -- выставка в Доме кино, статьи искусствоведов, звание заслуженного художника... К каждому из этих мероприятий я, что называется, "приложил руку" -- уж очень хотелось помочь талантливому человеку. Результаты не заставили себя ждать: народ в полном восторге, и к открытию второй выставки цены уже запредельные. Все -- поезд пошел. И так с моей легкой руки случалось часто. Знаете, в последние годы я все мечтаю поездить по провинции: в маленьких городах работают такие интересные художники...
-- Вы так замечательно общаетесь с Любой. Можете сказать, учитывая ваш большой опыт общения с женщинами , что главное в женщине "для жизни"?
-- Наверное, сначала -- это любовь, а уж вслед за этим очень важно, есть ли мозги у дамы. Я говорю "мозги" в плане житейском, в плане мудрости.
-- Женщина и мудрость -- понятия совместимые?
-- Абсолютно. И я видел таких! Ой, сейчас расскажу вам одну притчу, которую мне рассказал Армен Джигарханян. "Соломон сказал, что все исходит от головы, Христос сказал -- все от сердца, Карл Маркс -- считал, что все от желудка, четвертый мудрый еврей Фрейд считал, что все от, простите, пиписьки. А пятый, умный еврей Эйнштейн, засмеялся: "Нет, ребята, все относительно!".
-- И был прав.
-- И был бесконечно прав! Так вот, возвращаясь к мудрости женщины, скажу вам абсолютно честно: мужики -- они же как дети: покажешь морковку или капусту -- они и идут за ней, как козлы. Мы -- козлы, и это нужно понимать и уметь этим управлять.
"ДЛЯ МЕНЯ ПОКОЙ И БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ ВСЕГДА БЫЛИ ДОРОЖЕ ЛИЧНЫХ АМБИЦИЙ"
-- Вы с такой гордостью сказали о собственном образовании, воспитании и ценностях, с этим связанных. Для вас все это до сих пор важно?
-- Я скажу вам, на чем я воспитан. Для меня всегда было очень важно чувство мужской дружбы -- ничего выше я в жизни не знаю. Поэтому до сих пор обожаю романы Ремарка.
-- Некоторые считают, что Ремарк воспевал "подростковые" ценности. В реальной жизни все не так просто.
-- Ну, не знаю... Для меня эти ценности до сих пор важнее и реальнее многих философских трактатов. Когда я вижу, как сегодня предают друзей за деньги, уводят жен у друзей, даже убивают -- мне становятся не по себе. Но есть и обратные примеры. Например, меня из нищеты вытянули друзья. Поэтому "верность" для меня очень важно и я никогда не буду метаться в стороны за лучшим куском. Скажем, в 85-м меня к себе в театр взял Валера Фокин (Театр им. Ермоловой -- Авт.), а в 86-м я снимался в Париже в одной картине со Смоктуновским (речь о фильме "Загадочный наследник" -- Авт.). Мы очень подружились и к концу съемок он мне вдруг предлагает -- переходите к нам во МХАТ. Для любого артиста МХАТ (особенно в те годы) -- это мечта. Но я тогда ответил и не жалею об этом: "Иннокентий Михайлович, я -- человек верный. Когда мне было трудно, Валера меня позвал к себе и через год я не могу сказать -- пока, старик! Мужчины так не поступают. Это стыдно".
-- А были в принципе в вашей жизни поступки, которых до сих пор стыдитесь?
-- Нет, такого не было. Были какие-то слабые роли, но тут... знаете, для меня покой и благополучие моей семьи всегда были дороже личных амбиций. Я понимал, что если не буду сниматься, то они будут плохо жить, и засовывал свои амбиции в одно известное место. Хотелось, чтобы дочь не комплексовала по поводу плохой одежды, чтобы я не получил всякие гастриты-шмастриты... В 28 лет моя зарплата составляла 85 рублей, но я уже купил кооператив в 60 кв.м. А все потому, что не брезговал сниматься в эпизодах. А потом, почему вообще нужно этим брезговать? Из всего фильма "Александр Пархоменко" ярче всего зрителю, по-моему, запомнился эпизод с Фаиной Раневской. А эпизоды Басова! Мне посчастливилось работать с ним в одной картине "Вечерний лабиринт", и я от него очень многому научился.
-- Ваши надежды на будущее во многом связаны с профессией?
-- Я -- характерный актер, поэтому уверен, что буду играть много и долго. Потом, я все-таки еще не так стар, внутренне я в полном порядке, поэтому не чувствую никакого заката или упадка. Жить так замечательно. Я привез сюда теннисные ракетки, футбольный мяч, книги. По ощущениям мне тридцатник, любому молодому форы дам. Пришел на пляж, смотрю: Боже, молодые мужики с та-акими животами стоят. Любочка поймала мой взгляд, улыбнулась: "Да, да, ты у меня в порядке".
-- Вы легко себе отказываете? Допустим, просыпаетесь в 7.00, нужно идти на стадион, но за окном темно, холодно и есть соблазн опять завалиться в койку...
-- Иду на стадион! Хоть вы правы -- иногда очень не хочется. Но у меня жена гениальная, иногда одевает меня как ребенка и выпихивает за дверь. Собирает мне одежду -- у меня разная одежда для разных спортивных залов. Она понимает, что это лучше, чем если бы я ходил на бега или в казино.