1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №221 (973) за 03.10.2001

НА ЗАПАДЕ КАНДИДАТЫ ЗАКАЗЫВАЮТ КОМПРОМАТ!.. НА СЕБЯ

Каким образом нас будут агитировать кандидаты на ближайших выборах? Фактически предвыборная агитация уже началась, однако пропагандистские "козыри" претенденты пока держат при себе. Свое мнением на этот счет с читателями "Сегодня" поделился известный специалист по политическому имиджу Георгий Почепцов.

-- Георгий Георгиевич, многие говорят, что грядущие парламентские выборы будут не похожи на все предыдущие. Что, по вашему мнению, станет отличительной чертой кампании 2002 года?

-- Практически каждая избирательная кампания принципиально отличается от любой другой. Сегодня иные политические и экономические условия, иные настроения людей, чем те, что были, скажем, в 1998 году. "Мускулы" политтехнологов тоже возросли. Соответственно, выборы также будут отличаться. Например, выиграть кампанию, появившись в округе за две недели до голосования, кандидатам уже не удастся.

-- В 1990-м году во власть пришли диссиденты, в 1998 -- предприниматели. Кого приведут во власть выборы 2002 года?

-- Думаю, бизнесмены удержат свои позиции. Ведь на кампанию нужны большие деньги. Кроме того, у предпринимателей есть еще одно преимущество. В отличие от других категорий кандидатов, человек бизнеса значительно легче осваивает передовые избирательные технологии. А так называемый номенклатурщик вместо того, чтобы учиться, упорно тянется к "родному" административному ресурсу.

-- На что, по-вашему, кандидаты-2002 будут делать основной акцент?

-- "Болевые точки" могут быть самые разные. В центре внимания, безусловно, экономические проблемы: низкий уровень жизни, невыплата зарплат, пенсий и тому подобное...

-- Некоторые политологи пугают засильем "черных" технологий...

-- Под этим термином у нас многие понимают просто отрицательную информацию о кандидате. Но демократия как раз и существует для того, чтобы услышать отрицательную информацию о том, кого мы избираем. На Западе соотношение отрицательной и положительной информации о кандидате 50% на 50% считается нормой. То есть, 50% времени кандидат говорит хорошее о себе, остальные 50 % -- плохое о своих соперниках. У них есть и такая практика -- перед выборами будущий кандидат заказывает журналистам искать на себя "негатив". Образно говоря -- копать компромат. Затем, исходя из найденного материала, рассчитывается стратегия и тактика проведения избирательной компании. Мы же за годы советской власти привыкли выдавать только положительные характеристики. Отрицательные воспринимаются как нечто невероятное. А негатив, кстати, выдавать гораздо тяжелее, чем позитив. Ибо он может ударить по тому, кто его произносит. Еще тяжелее строить опровержения. Именно поэтому многих так пугает возможность критики.

-- Когда говорят об участии имиджмейкеров в выборах, чаще всего имеют в виду центристов или правых. У левых их как-бы нет. Появятся ли они у них?

-- Если левым считать Александра Мороза, то у него подобные специалисты были и раньше. Если говорить о Компартии, она достаточно раскручена за 70 лет советской власти и в развитии имиджа особо не нуждается. К тому же, если в партийной структуре нет имиджмейкера, это вовсе не значит, что вопросами политического имиджа никто не занимается. Плакаты и листовки кто-то же у коммунистов составляет. А как называется должность у этих людей -- не столь и важно...