Выпуск газеты Сегодня №221 (973) за 03.10.2001
НА ЗАПАДЕ КАНДИДАТЫ ЗАКАЗЫВАЮТ КОМПРОМАТ!.. НА СЕБЯ
-- Георгий Георгиевич, многие говорят, что грядущие парламентские выборы будут не похожи на все предыдущие. Что, по вашему мнению, станет отличительной чертой кампании 2002 года?
-- Практически каждая избирательная кампания принципиально отличается от любой другой. Сегодня иные политические и экономические условия, иные настроения людей, чем те, что были, скажем, в 1998 году. "Мускулы" политтехнологов тоже возросли. Соответственно, выборы также будут отличаться. Например, выиграть кампанию, появившись в округе за две недели до голосования, кандидатам уже не удастся.
-- В 1990-м году во власть пришли диссиденты, в 1998 -- предприниматели. Кого приведут во власть выборы 2002 года?
-- Думаю, бизнесмены удержат свои позиции. Ведь на кампанию нужны большие деньги. Кроме того, у предпринимателей есть еще одно преимущество. В отличие от других категорий кандидатов, человек бизнеса значительно легче осваивает передовые избирательные технологии. А так называемый номенклатурщик вместо того, чтобы учиться, упорно тянется к "родному" административному ресурсу.
-- На что, по-вашему, кандидаты-2002 будут делать основной акцент?
-- "Болевые точки" могут быть самые разные. В центре внимания, безусловно, экономические проблемы: низкий уровень жизни, невыплата зарплат, пенсий и тому подобное...
-- Некоторые политологи пугают засильем "черных" технологий...
-- Под этим термином у нас многие понимают просто отрицательную информацию о кандидате. Но демократия как раз и существует для того, чтобы услышать отрицательную информацию о том, кого мы избираем. На Западе соотношение отрицательной и положительной информации о кандидате 50% на 50% считается нормой. То есть, 50% времени кандидат говорит хорошее о себе, остальные 50 % -- плохое о своих соперниках. У них есть и такая практика -- перед выборами будущий кандидат заказывает журналистам искать на себя "негатив". Образно говоря -- копать компромат. Затем, исходя из найденного материала, рассчитывается стратегия и тактика проведения избирательной компании. Мы же за годы советской власти привыкли выдавать только положительные характеристики. Отрицательные воспринимаются как нечто невероятное. А негатив, кстати, выдавать гораздо тяжелее, чем позитив. Ибо он может ударить по тому, кто его произносит. Еще тяжелее строить опровержения. Именно поэтому многих так пугает возможность критики.
-- Когда говорят об участии имиджмейкеров в выборах, чаще всего имеют в виду центристов или правых. У левых их как-бы нет. Появятся ли они у них?
-- Если левым считать Александра Мороза, то у него подобные специалисты были и раньше. Если говорить о Компартии, она достаточно раскручена за 70 лет советской власти и в развитии имиджа особо не нуждается. К тому же, если в партийной структуре нет имиджмейкера, это вовсе не значит, что вопросами политического имиджа никто не занимается. Плакаты и листовки кто-то же у коммунистов составляет. А как называется должность у этих людей -- не столь и важно...