1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №237 (1285) за 21.10.2002

С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ САЛЬЕРИ ОТРАВИЛСЯ САМ

Пушкин на немецком языке, в строгой манере и черных тонах -- ничего лишнего, все очень аскетично и холодно. Скукота. Так начинался спектакль "Моцарт, Сальери и..." берлинского театра "Фюрст Обломов" (т.е. "Князь Обломов"). Кто бы мог подумать, что дальше все пойдет кувырком...

Это потом уж открылась тайна, что жанр спектакля "Моцарт, Сальери и..." определен как "галлюцинации Александра Левита по Александру Пушкину". А пока все было солидно: Сальери картинно страдал и исходил завистью к Моцарту, а тот натужно изображал невыразимую легкость и гениальность... Лишь когда Моцарт, наконец, был отравлен -- начался настоящий праздник театра. Помог в этом деле товарищ Гете: экс-Сальери, став Мефистофелем, дает шанс экс-Моцарту (теперь вроде как Фаусту) попробовать себя в роли Сальери... Как говорится в анекдоте, "вот тут-то все и началось".

Первую порцию отравы беспечный Моцарт выливает в вазу с цветком, от чего тот на глазах вянет, швыряя белые лепесточки на черный клавесин. Моцарт хочет побыть трезвым: ему только что "раздала авансы" некая дама (жена Сальери, что ли?). Дама-то строила глазки и выставляла ножки только потому, что видела, как Сальери насыпал яду -- все равно, дескать, парень сейчас помрет. А значит, авансы ни к чему не обязывают. Но в результате прямо на сцене, под столом, разыгрывается бурная любовная сцена, которую Сальери, увлеченный музицированием, даже не замечает. (Как тут не вспомнить легендарный фильм Милоша Формана "Амадеус" -- с Моцартом, ползающим под столом в погоне за барышней?..) "Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у трактира, чтоб слушать скрыпача слепого?" -- возмущается Сальери, потрясенный моцартовой музыкой. "Ты с Этим шел ко мне и мог остановиться у трактира?.." -- вторит ему вконец разомлевшая барышня, на мгновение оторвавшись от лобзания интимных мест Моцарта. И когда Моцарт просто отваливается спать в кресле после "трудов праведных", бедняга Сальери уверен, что тот помирает. А Моцарт живой, елки! Второй бокал с ядом он просто игнорирует, осушая кубок, предназначенный Сальери самому себе. Ну и на третий раз, конечно, бокалы все-таки перепутаны и Сальери самоубивается. Судьбу не обманешь. Моцарт-Мефистофель сделал свое дело. Партитура на клавесине вспыхивает и красиво догорает в темноте.

Идея поставить "Моцарта и Сальери" не как трагедию, а как фарс возникла у режиссера Александра Левита еще в конце 80-х -- когда он руководил театром "Гротеск"... в Киеве. Да, и тут -- наши люди. По первой профессии Левит -- актер. Помните веселенькую троицу "живых" артистов, распевающих песенки в мультфильме Давида Черкасского "Остров сокровищ"? Так это Чигляев, Андриенко и Левит. Создав с группой друзей-актеров театр "Гротеск", Левит поставил в нем как режиссер несколько спектаклей, стал завоевывать призы на фестивалях... А потом Левит уехал. В Германии он вернулся к актерской профессии, стал играть в кино. Но хотелось работать в театре. И тут на его пути попался "Фюрст Обломов", созданный чуть более десяти лет назад известным режиссером Юргеном Бонком. Начал Левит с "Красной Шапочки" для детей. Потом была премьера "Моцарта, Сальери и...", "Совиновных" Гете. Сейчас в работе -- водевили Чехова. Значит ли это, что Александр Левит нашел себя и свое место в жизни? Дай-то Бог. Жаль только, опять же, что для Киева это потеря. Ниша, которую заполнить некому.