Выпуск газеты Сегодня №237 (1285) за 21.10.2002
С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ САЛЬЕРИ ОТРАВИЛСЯ САМ
Это потом уж открылась тайна, что жанр спектакля "Моцарт, Сальери и..." определен как "галлюцинации Александра Левита по Александру Пушкину". А пока все было солидно: Сальери картинно страдал и исходил завистью к Моцарту, а тот натужно изображал невыразимую легкость и гениальность... Лишь когда Моцарт, наконец, был отравлен -- начался настоящий праздник театра. Помог в этом деле товарищ Гете: экс-Сальери, став Мефистофелем, дает шанс экс-Моцарту (теперь вроде как Фаусту) попробовать себя в роли Сальери... Как говорится в анекдоте, "вот тут-то все и началось".
Первую порцию отравы беспечный Моцарт выливает в вазу с цветком, от чего тот на глазах вянет, швыряя белые лепесточки на черный клавесин. Моцарт хочет побыть трезвым: ему только что "раздала авансы" некая дама (жена Сальери, что ли?). Дама-то строила глазки и выставляла ножки только потому, что видела, как Сальери насыпал яду -- все равно, дескать, парень сейчас помрет. А значит, авансы ни к чему не обязывают. Но в результате прямо на сцене, под столом, разыгрывается бурная любовная сцена, которую Сальери, увлеченный музицированием, даже не замечает. (Как тут не вспомнить легендарный фильм Милоша Формана "Амадеус" -- с Моцартом, ползающим под столом в погоне за барышней?..) "Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у трактира, чтоб слушать скрыпача слепого?" -- возмущается Сальери, потрясенный моцартовой музыкой. "Ты с Этим шел ко мне и мог остановиться у трактира?.." -- вторит ему вконец разомлевшая барышня, на мгновение оторвавшись от лобзания интимных мест Моцарта. И когда Моцарт просто отваливается спать в кресле после "трудов праведных", бедняга Сальери уверен, что тот помирает. А Моцарт живой, елки! Второй бокал с ядом он просто игнорирует, осушая кубок, предназначенный Сальери самому себе. Ну и на третий раз, конечно, бокалы все-таки перепутаны и Сальери самоубивается. Судьбу не обманешь. Моцарт-Мефистофель сделал свое дело. Партитура на клавесине вспыхивает и красиво догорает в темноте.
Идея поставить "Моцарта и Сальери" не как трагедию, а как фарс возникла у режиссера Александра Левита еще в конце 80-х -- когда он руководил театром "Гротеск"... в Киеве. Да, и тут -- наши люди. По первой профессии Левит -- актер. Помните веселенькую троицу "живых" артистов, распевающих песенки в мультфильме Давида Черкасского "Остров сокровищ"? Так это Чигляев, Андриенко и Левит. Создав с группой друзей-актеров театр "Гротеск", Левит поставил в нем как режиссер несколько спектаклей, стал завоевывать призы на фестивалях... А потом Левит уехал. В Германии он вернулся к актерской профессии, стал играть в кино. Но хотелось работать в театре. И тут на его пути попался "Фюрст Обломов", созданный чуть более десяти лет назад известным режиссером Юргеном Бонком. Начал Левит с "Красной Шапочки" для детей. Потом была премьера "Моцарта, Сальери и...", "Совиновных" Гете. Сейчас в работе -- водевили Чехова. Значит ли это, что Александр Левит нашел себя и свое место в жизни? Дай-то Бог. Жаль только, опять же, что для Киева это потеря. Ниша, которую заполнить некому.