Мария Фабричева

Cемейный психолог, автор и ведущая тематических мастер-классов, образовательных программ и семинаров. 

Воспитание детей: Побежденный или Победитель?

мнения

30 Мая 2017, 07:52

В процессе общения каждый из нас прибегает к одному из трех состояний я: Родитель – Взрослый – Ребенок. Каждое из этих эго-состояний несет в себе функционал, который может проявляться как в позитивной, так и негативной форме.

Функции, которые таят в себе опасность:

  1. Функция Критикующий (карающий) родитель – несет в себе обесценивание и послания, которые закладываются и формируют в ребенке деструктивные установки. Из этой позиции родитель не способен принимать и хвалить ребенка, а лишь может подталкивать его к саморазрушению. Такой родитель транслирует ребенку предписание типа: "я всевластен – ты никто", тем самым подкрепляет в нем неуверенность, злость и агрессивное восприятие мира, стремление к самобичеванию.

Важно помнить, что любое слово, которое говорит родитель по отношению к ребенку – малыш воспринимает как истину. Для маленького ребёнка родитель – Бог и его слово (позитивное или негативное) есть 100% правило, истина, что не изменится никогда. Если родитель говорит – "Ты дурак!" Ребенок в это верит. Родитель говорит: "Ты что идиот? Не понимаешь, как это делать?" И ребенок запоминает, что "Я идиот, я не понимаю".

  1. Функция Сверхопекающий родитель – пропитана родительскими страхами, опасениями и обесцениванием способностей ребенка справиться самому.

Прибегая к этой функции, родитель уверен, что только он знает, что для ребенка хорошо и как надо жить. И дело тут не в адекватной поддержке, открытом диалоге и здравом обучении ребенка, нет – из этой позиции родитель стремится все делать вместо ребенка, транслируя ему предписание типа: "ты не справишься без меня". Что на психологическом уровне формирует в малыше множество минус программ и ложных убеждений по типу: я не знаю, не умею, не могу.

Эти убеждения остаются в нас на долгие годы и мешают достигать успеха, подталкивают к провалу и укрепляют позицию беспомощности.

  1. Функция Завистливый (жестокий) ребенок – эта позиция крайне редко осознается, и еще реже признается взрослыми людьми.

Вряд ли кто-то из вас скажет: да, я завидую своему ребенку и злюсь на него за то, что его детство более счастливое, чем мое. Или же честно и открыто выскажется о том, что я не дам этому созданию быть счастливым, потому что несчастлив сам.

Конечно, эти процессы идут далеко за пределами осознания. И случаются в те моменты, когда мы – родители не справляемся, чувствуем себя плохо, не видим выхода из личного тупика. Словно на сверхскоростном лифте, мы, взрослые, на физическом уровне, люди, проваливаемся глубоко-глубоко в наше прошлое, где сталкиваемся уже со своими "внутренними демонами – Свинскими Родителями", которые пугают нас маленьких и некрепких, на психологическом уровне, персон, и заставляют нас делать ужасные вещи.

В этом психологическом состоянии, незрелого Я, мы кричим на детей, посылаем им "проклятья" и пугаем тем, что если они не сделают то, что мы хотим, сию же минуту, мы нанесем им непоправимый вред, несовместимый со здоровой жизнью.

Именно так, сами того не желая, не всегда осознавая мы формируем в детях токсичные запреты, которые закладываются в основу сценария побежденных и неудачников.

Читайте также: Сценарий победителя для вашего ребенка: 1 запрет и 5 разрешений

Неудачники

  • Поставленные ими самими цели остаются недостигнутыми. Они отказываются от претензии на результат, успех; часто лишены комфорта на своем жизненном пути.

  • Большую часть времени играют роли, притворяются, манипулируют, расходуют энергию на сохранение масок, на сдерживание себя от активности.

  • Избегают честных, откровенных отношений с другими людьми. Направляют свои силы и помыслы на то, чтобы жить, соответствуя ожиданиям других людей.

Побежденные

  • Те, кто довольствуется тем малым, что удается достичь день ото дня, терпеливо неся свою ношу.

  • Избегают риска и возможных потерь. Ограничивают себя, свои достижения, свой комфорт в жизни.

  • Живут так, что всегда только сводят концы с концами.

Я не думаю, что родители хотят такого будущего своим детям, и поэтому предлагаю альтернативу и возможность выбрать лучшие и более здоровые функции для общения и воспитания.

Функции, которые таят в себе разрешения:

  1. Функция Контролирующий Родитель – форма, которая помогает сформировать адекватные правила поведения, включать здравый контроль за выполнениями этих правил, а также помогает препятствовать деструктивным проявлениям, как в своей жизни, так и жизни ребенка.

Именно благодаря функциям этого эго-состояния мы может выстроить правильное воспитание по типу: ребенку можно все, кроме того, что ему категорически нельзя.

Здравый смысл подсказывает, что категорически нельзя то, что несет в себе вред жизни и здоровью человека, и его окружению.

Любое правило работает в две стороны. Это означает, если вы учите ребенка, что бить себя и других нельзя, то и сами не используете в качестве наказания ни физическую силу, ни моральное обесценивание.

  1. Функция Взрослый – из этого состояния "я" мы помогаем ребенку формировать здоровое мировоззрение, разделять фантазии и реальность, ставить цели и достигать их.

Таким образом, общаясь с ребенком на равных, мы показываем ему пример адекватного восприятия мира и зрелых реакций на происходящие вокруг события. Формируем в нем здоровые программы, помогающие осознавать, что делать для достижения целей, как справляться со сложными ситуациями, не теряя веры в себя, исправлять ошибки, нести ответственность за свои действия, сотрудничать, а не конкурировать, воспринимая личные успехи и спокойно реагируя на успехи других.

  1. Функция Заботливый родитель – помогает нам проявлять заботу, давать поддержку и разрешения ребенку.

Эта функция способствует формированию устойчивой жизненной позиции, учит ребенка, каким образом он может удовлетворять свои потребности и получать поддержку от внешнего мира.

В позиции заботливого родителя заключена сила любви, безусловной, принимающей: люблю тебя по умолчанию, за то, что ты есть, и тогда, когда ты побеждаешь и тогда, когда ты ошибаешься; и условной, поддерживающей: люблю тебя за определенные качества, достижения, победы и знаю, что даже если у тебя не получилось сейчас, то обязательно получится в следующий раз, а если ты сомневаешься, как и что делать, я приду на помощь и помогу тебе справиться.

  1. Функция Свободный Ребенок – из этого состояния я, мы учим ребенка быть свободными, спонтанными, радоваться жизни и получать удовольствие от мелочей.

Сила свободного ребенка проявляется в совместных играх и творчестве, в способности быть собой и наслаждаться этим.

Таким образом, используя весь спектр и силу вышеперечисленных позитивных функций, состояний внутреннего Я,  вы поможете своим детям сформировать сценарий победителя.

Победители:

  • Те, кто достигает поставленных целей, рискует, выполняет контракты с самим собой и другими

  • Действуют продуктивно, осознанно, обладают чувством перспективы.

  • Не связывают себя шаблонами поведения. Поступают в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Реагируют в соответствии с ситуацией.

  • Способны отделять факты от мнений, проекции от реальностей жизни. Умеют переводить проблемы в задачи, подходить к их разрешению с различных, выигрышных точек зрения. Дорожат временем. И действуют, опираясь на факты и реальности жизни.

  • Стремятся делать приятное другим. Избегают попыток обеспечения собственного комфорта и безопасности за счет манипулирования другими

  • Умеют радоваться достижениям своим и других, быть непосредственными. Получать удовольствие от работы, общения, природы, секса, пищи.

  • Умеют быть откровенными, честными, открытыми и отзывчивыми. Умеют нести ответственность, позволяют себе претендовать, хотеть.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...