Сергей Петрик

публицист

Большие деньги против маленьких горожан

мнения

16 Апреля 2018, 08:46

Времена меняются, а так называемые спальные районы, составляющие большую часть любого города, как были при Союзе, так и сейчас не живут полноценной жизнью ни днем, ни ночью. В них остро не хватает "неспальных" объектов в пешеходной доступности. В первую очередь, садиков и школ, а также объектов торговли и сервисов.

Полный триумф больших денег застройщиков над здравым смыслом – в крупных украинских городах: они оказались в окружении все новых многоэтажных жилых комплексов, а в их густонаселенные центральные районы втискиваются отдельные жилые высотки.

Городская среда – это не только благоустройство дворов или улиц, как это многие представляют. Ее комфортность определяется и функциональным назначением территорий и зданий. Градостроительные ошибки – в лучшем случае на десятилетия, а в худшем – на века. Поэтому для развития городской среды нужно исправлять градостроительные нормы. 

В ближайшее время в Верховной Раде во втором чтении будет рассматриваться законопроект о внесении изменений в закон "О регулировании градостроительной деятельности". Его нормы не  понравятся многим застройщикам.

О том, что разрабатывать детальные планы территорий (ДПТ), задача которых дополнять и уточнять Генеральный план в более крупном масштабе, показывать, какое строение и где можно расположить, как оно будет выглядеть, а также решать вопросы социальной и инженерной инфраструктуры – нужно за бюджетные деньги, я писал в колонке Как избавиться от нагромождения машин во дворах от 3 марта.

Во всем мире подобные документы создают за средства бюджета, а в Украине – за деньги застройщиков. Хотя, если судить здраво, как это должно быть, их дело – купить участок и развивать его в соответствии с той документацией, которую разработал город с учетом интересов горожан. На процессы создания градостроительной документации инвесторы влиять не должны. Обязательным условием в ДПТ должно быть размещение социально необходимых объектов, прежде всего детских садиков и школ – то, чего застройщики сейчас легко избегают.

Так вот, в закон могут внести изменения, которые отодвинут застройщиков от разработки градостроительной документации и обяжут местные власти проектировать ДПТ исключительно за средства бюджета.

С другой стороны, все равно не будет гарантии, что хотя школы и садики в детальном плане территории все-таки предусмотрят, застройщики в первую очередь не кинутся строить жилые комплексы и проигнорируют инфраструктуру. Что делать, чтобы обеспечить ее опережающее развитие?

Изменения в закон, если их примут, расширят полномочия органов местного самоуправления и дадут городам возможность принимать свои местные правила застройки, в том числе предоставляющие возможность регламентировать очередность строительства.

Впрочем, уверен, что чем уповать на местные власти и местные правила, было бы надежнее решить вопрос с приоритетом строительства объектов инфраструктуры сразу на законодательном уровне. То есть путем внесения изменений в тот же закон, статья 40 которого запрещает органам местного самоуправления требовать от заказчиков строительства чего-либо еще, кроме долевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта. Именно эта статья позволяет застройщикам сдавать жилые дома и  не думать о социальной инфраструктуре.

Было бы правильно четко указать в законе, например, что градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка (главный документ, без которого невозможны ни проектирование, ни строительство) предусматривают обязательное сооружение садиков и школ в составе первой очереди строительства жилых комплексов. Без них жилые дома не должны вводиться в эксплуатацию!

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...