Сергей Петрик

публицист

Власть делает все, чтобы новые лица не появились

мнения

6 Июля 2015, 08:32

petrik_10

Когда мой сын в три годика пошел в садик, у него сразу не сложились отношения с пожилой нянечкой Антоновной. Он ее терпеть не мог, она его тоже недолюбливала, а воспитательницы обещали, что нянечка летом уйдет на пенсию. Ребенок еле доходил до лета, и мы долго его успокаивали: мол, после каникул появится новая хорошая нянечка. Но первым человеком, с которым мы с сыном столкнулись, вновь переступив порог садика, была Антоновна. У меня до сих пор в ушах стоит обреченный возглас малыша: "Вот она!".

Это я к тому, что очень хочется перезагрузки власти, и начать ее можно было бы с власти на местах. Но по какому бы закону о местных выборах: действующему сейчас закону Януковича-Портнова-Лавриновича или, если его примут, по новому, написанному политиками нынешнего коалиционного большинства – не проводились выборы этой осенью, результат мне будет напоминать вот этот горестный вскрик "Вот она!".

Основные проблемы местных выборов – подкуп и покупка голосов отдельными кандидатами в округах и целыми партиями за списки, использование админресурса, неравенство в доступе к СМИ – как не решались старым законом, так не исключаются и новым законопроектом 2831-3.

Если каждое из так называемых достоинств законопроекта (типа открытых списков) копнуть глубже и, например, представить их практическое воплощение – любое из них можно разбить в пух и прах.

Единственное, на мой взгляд, достоинство – это выборы мэров в два тура. Признаюсь, мне бы хотелось посмотреть, как мой мэр Виталий Кличко (который заявил, что "уверен в своей победе, даже если будет три тура") будет праздновать триумф, "нокаутировав" соперника во втором. Вот только в минувший четверг в Раде принятие нового закона сорвали. Говорят, чтобы Кличко получил шанс победить уже в первом туре.

Тем не менее не прекращаются сложные переговоры, торги – по их итогам все-таки могут успеть узаконить и новую избирательную систему. А она однозначно не даст возможности сформироваться новым элитам на местах. Здорового противовеса центральной власти не появится: вновь избранные будут от нее зависеть. А если осенью еще и примут предложенные Конституционной комиссией изменения в Конституцию в части децентрализации – такие выборы в местные органы самоуправления теряют смысл. Власть прилагает все усилия для того, чтобы законсервироваться.

Как ни крути, а по новой избирательной системе местные выборы смогут выиграть даже не все партии парламентского большинства. Остальные же две с половиной сотни политсил (речь идет только о партиях) останутся за бортом местных советов. Это будет война толстых кошельков, которые потянутся в проходные партии.

Достойным внепартийным кандидатам, которые не хотят ассоциировать себя с политическими силами, но могли бы работать на благо территориальных громад, дорогу в местные советы закроют.

Если профессионалы с активной гражданской позицией решат примкнуть к партийному списку, то – согласно одной из правок, внесенной в законопроект буквально в последний день перед планировавшимся вторым чтением – только той партии, которая будет участвовать в выборах не менее чем в две трети советов по Украине. То есть до конца июля эта партия должна быть зарегистрирована в около семистах районах и городах. Такие партии можно пересчитать на пальцах одной руки, и туда массово понесут свои сбережения все денежные кандидаты. И понятно, кто в итоге пройдет.

Налицо – попрание Конституции Украины.

Статья 36, часть четвертая: "Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям".

Статья 38, часть первая: "Граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...