Азы веры: что такое Благодатный огонь и когда он появляется

14 Мая 2016, 07:30

Почему Благодатный огонь сходит только по молитвам патриарха, и где пламя "живет" сейчас

<p>Величайшее чудо <span>—</span> снисхождение Благодатного огня.</p>
Величайшее чудо — снисхождение Благодатного огня.

На Пасху весь православный мир ожидает чуда — схождения Благодатного огня в Иерусалимском храме Гроба Господня. Огонь этот сходит только здесь и только в Великую субботу, накануне Пасхи, однако многие не знают, что это чудо — есть обетование на целый год и действует до следующей Пасхи. О символике схождения Благодатного огня, мифах и попытках потушить его или взять "силой" мы узнали у наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла.

СВИДЕТЕЛИ ЧУДА

— Владыка, что означает схождение огня и почему мы должны помнить о нем целый год?

— Благодатный огонь, по преданиям, сходит с 166 года. Когда-то на этом месте просто зажигался и исходил из Земли свет, сияние. Первым свидетелем схождения Благодатного света во Гробе Господнем был, по свидетельствам святых отцов, еще апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он помимо погребальных пелен увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. "Сие видев, Петр поверил, видел: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако, в двух образах видел: внутренне то есть чувственно, и духовно", — говорит нам святитель Григорий Нисский. На том месте в VI веке при императоре Константине и его матери царице Елене был построен храм, к тому же времени относятся и свидетельства чуда. А ждут схождения Благодатного огня потому, что в год прихода антихриста, который борется против Христа, святой Церкви и самого Бога, благодатный огонь не сойдет. То есть если Благодатный огонь сошел — год будет благословенным.

— Откуда пошло предание про Благодатный огонь?

— Об этом предании говорят святые отцы. И каждый год все ждут этой минуты с особым трепетом. Одни ждут для того, чтобы просто увидеть и порадоваться вселенскому чуду. Другие — чтобы убедиться в силе Божьей. Третьи — чтобы поблагодарить за милосердие Божье, по которому нам дан еще один год для покаяния и молитвы. Качество и значение этого Благодатного огня очень велико. Я видел, как исходит Благодатный огонь, это действительно величайшее событие. Однако и дождаться его, присутствовать при столь огромном скоплении народа со всего мира тоже сообразно чуду человеческого смирения. Ведь в этот день к Гробу Господнему съезжаются арабы, армяне, греки, немцы, англичане и др. У каждой народности свои традиции. Для нашей ментальности неприемлемы, к примеру, крики и визги, барабанный бой арабов, эфиопов. Но на то — воля Божья. Несколько раз их пытались не пускать в храм Воскресения Христова или выгонять, только Благодатный огонь не сошел, пока эфиопов не вернули назад!

— О чем это говорит, владыка? Что Богу нравится визг и барабаны?

— Что Бог благ и милостив, он любит, когда мы радуемся, кто как может, в силу своих традиций. Как Господь принимает это их ликование, моему пониманию не постичь, однако факт есть факт. Я более нахожу отраду и утешение в песнопениях церковных Великой субботы. В Великую субботу, действительно, в храмах звучат божественные песнопения — душа отрывается от тела, а сердце и глаза наполняются слезами. Поэтому я, побывав на схождении Благодатного огня дважды, стараюсь лучше быть дома, в Киево-Печерской лавре, не люблю суеты.

ПРАВО МОЛИТЬСЯ

— Где теперь "живет" Благодатный огонь, который привезли из Иерусалима?

— Благодатный огонь развозят по православным храмам и монастырям. Мы, например, разнесли его по храмам в Лавре, по кельям. Сегодня, знаете, Благодатный огонь во всем мире в храмах можно увидеть. В этом году в Иерусалиме от нашей церкви был владыка Антоний, которого мы шутя называем "наш Прометей" за то, что уже девять лет он ездит за Благодатным огнем и привозит его в Киев. А Блаженнейший раздает этот огонь. Если не затушить и поддерживать — то целый год, и два, и три года будет гореть. Я каждый раз переживаю, когда огонь переносят из одного храма в другой, чтобы не потух. Чтобы этого не случилось, всегда беру не только свечи, но и оставляю огонь в лампадках — им не страшен ветер.

— Владыка, как вы думаете, почему Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха?

— В XVI веке случилось так, что армянская христианская община, которая отошла от православной церкви еще в VI веке, подкупила турецкие власти, чтобы их, а не православного патриарха, допустили в Великую субботу в пещеру к Гробу Господнему. Пока они молились в кувуклии, православный Иерусалимский патриарх вместе со своей паствой молился со слезами на улице у запертых дверей храма. И тут неожиданно молния ударила в мраморную колонну. Колонна рассеклась, и из нее вышел столп огня, который зажег свечи у православных. С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать право молиться в этот день у Гроба Господня.

— Зачем перед вхождением в храм патриарха раздевают до нижних одежд и обыскивают?

— Эта традиция пошла еще со времен турецкого владычества над Иерусалимом. Это делали турецкие жандармы, а теперь делают полицейские — чтобы патриарх не пронес ничего, что зажигается. Предстоятель церкви входит в храм в одном длинном ниспадающем хитоне. И на коленях просит у Бога о ниспослании святого огня. Полицейские внимательно следят, даже в святой кувуклии все просматривается до сих пор армянским представительством.

— Обычно патриарх долго молится?

— По-разному бывает. В среднем от пяти до семи минут, но бывает и 20 минут молился, пока огонь не сошел. Когда я был Иерусалиме, то после сошествия огня зашел в кувуклию не сразу, когда ринулась толпа, а попозже. Но то, что я увидел, не передать словами. Вид, когда по плите катятся такие огненные шарики голубого цвета, и благоухание, и все стены в росе. Росой этой все умываются, я тоже умылся. Ведь в Церкви все свято, потому каждый хочет хоть немножко умудриться, исцелиться. Я не для красоты умывался, а для того, чтобы Господь не отнял ума, зрения, здоровья… Заходишь в Гроб — забываешь все, даже то, как тебя звать! Перед тем как зайти, я столько думал, что буду перед Гробом просить, а зашел — и забыл. Просто слезы счастья льются и все.

"ИМ ДАЖЕ МОЖНО УМЫВАТЬСЯ"

"Благодатный огонь на ощупь удивителен тем, что не обжигает, — делится своими впечатлениями митрополит Павел. — Им можно умываться. Проводишь по лицу, бороде, волосам, рукам — приятная теплота. В Иерусалиме принято держать пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Даже в этом году, когда его привезли из Иерусалима, я провел по лицу, взял в руку и держал около минуты — ничего, никаких ожогов. Осталась только закопченность — видимо, просто не очень чистый воск. Но через время огонь приобретает свои естественные свойства". "Если вдруг окажется, что где-то еще Благодатный огонь сошел, как понять от Бога это или от сатаны?" — спрашиваю у владыки. "Даже адский огонь — это огонь неба, низверженный в ад. Отличить Благодатный огонь легко — он исходит только раз в год, только у Гроба Господня. А все остальное — от лукавого".

Автор:

Ярослава Корнеева

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...