Почему Петр и Павел рядом

12 Июля 2015, 07:30

Когда можно менять имя и как это повлияло на судьбы первоверховных апостолов

Почему Петр и Павел рядом

12 июля христианский мир отмечает праздник первоверховных апостолов Петра и Павла. О жизни этих святых людей, о дне ангела и том, как смена имени меняет жизнь, мы поговорили с наместником Киево-Печерской лавры митрополитом Павлом, чье имя при крещении было Петр. 

— Владыка, объясните, почему мы празднуем и Петра, и Павла в один день, ведь родились они в разное время, да и такие совершенно разные? Петр был первым учеником Иисуса, знал и видел Его, тогда как Павел появился после воскресения Христа, когда начались гонения на христиан…

— Дело не во времени. Суть — в их делах. Апостолов Петра и Павла называют первоверховными потому, что они были первыми, кто более всех послужил распространению веры Христовой. Именно о деяниях Петра и Павла больше всего говорится в Священном Писании. Поэтому церковь, прославляя и благоговея при имени каждого из них, выделила им этот день празднования, подчеркнув их особое значение.

Петра прежде звали Симоном. И был он обычным рыбаком, человеком некнижным. И тем не менее, когда Иисус предрек ему: "Будешь ловить человеков", Петр сказал: "Отойди от меня, Господи!". Почему? Он хотел прогнать Иисуса Христа? Нет! А потому, что он, простой рыбак, муж не ученый, сердцем почувствовал пропасть между собой и Иисусом, осознал свое недостоинство, увидел пропасть грехов своих. И стал самым ревностным учеником, за что уподобился величайших видений за свою преданность.

— Однако мы знаем, что именно Петр трижды отрекся от Христа...

— Да, у Петра, как и у всех людей, были и свои недостатки. Вспомним момент, когда Господь сподобил Петра идти по водам. И он таки пошел по воде до тех пор, пока был наполнен ревностью и верой в Бога. Но как только усомнился — начал тонуть. "Что усомнился, маловер?" — сказал Господь. Так апостол Петр получил первый упрек в маловерии. Тем не менее он с особым рвением исповедовал Иисуса Христа сыном Божиим от имени всех учеников. Да, он трижды отрекся от Христа перед его распятием. Но после вознесения Христа, на первом Апостольском соборе в Иерусалиме в день пятидесятницы, когда начались жаркие споры среди христиан (в вопросах обрезания для неиудеев), именно Петр первым решился взять слово. И тем самым выразил фундаментальные истины учения Иисуса Христа: что нет различия между иудеями и язычниками, а всем одинаково Господь даровал Духа Святого, и потому христианам из язычников не нужно исполнять обрядового закона Моисеева. "Мы веруем, что благодатью Иисуса Христа спасемся". Господь дал Петру такую силу слова, что она проникала глубоко в сердца и производила неизгладимое впечатление.

В отличие от Петра, Павел (первое имя которого — Савл) был мужем ученым, получившим образование у авторитетнейшего богослова Гамалиила.

— А Павел (Савл) вообще прежде был гонителем христиан...

— Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона Моисея, стремившихся в точности исполнить все его требования. Жизнь Савла — пример того, как именно фарисеи становились преданными учениками Христа. Савл не мог сразу, за буквой закона, увидеть благодати. Но Господь, видя его ревность и исполнение всего по букве закона, показал, что вслед за законом приходит благодать, которая вразумляет человека. Однако переход от закона Моисея к благодати Христовой был непрост — Савл ослеп. Временная телесная слепота была дана для того, чтобы Савл прозрел духовно. И впоследствии через Ананию он прозрел, обрел новое имя Павел, снес много скорбей и лишений, насмешек, избиений. И при этом всегда говорил, что счастлив, ибо узнал Христа Спасителя и уверовал.

— Что еще объединяет Петра и Павла?

— Их обоих постигла казнь. По преданиям, Петр, чувствуя, что приблизился час его смерти, уходит из Рима. Как вдруг ему является Спаситель, который несет крест на плечах. Петр спрашивает: "Господи, куда ты идешь?" — "Иду в Рим пострадать вместо тебя". Петр понял упрек в маловерии и был распят вниз головой при императоре Нероне.

— Почему вниз головой?

— Это была его просьба. Петр считал, что не достоин был быть распятым, как его Учитель. И хотел быть всегда у ног своего Спасителя. А апостол Павел был обезглавлен императором Нероном. Поэтому Господь установил пост в честь этих великих святителей, просветителей язычников, и установил праздник в один день — 29 июня по старому стилю и 12 июля — по новому. Мощи апостола Павла находятся в Риме, на окраине города, в храме Апостола Павла, а мощи апостола Петра — в Ватикане, в храме Апостола Петра. Я удостоился большой чести быть в крещении Петром, а в монашестве — Павлом. Мой духовник, владыка Варлаам, по этому поводу сказал: "Тебе не придется менять икону". Потому что апостолы Петр и Павел всегда изображены вместе.

— У апостола Павла прежде было имя Савл, у Петра — Симон, вы были Петром, а стали Павлом. Зачем нужна смена имени?

— При смене имени человек духовно обновляется, рождается заново, становится новым творением Божиим. Тогда жизнь начинается с чистого листа. Вне зависимости, это монах или это апостол. Новое имя является основанием их жизни. Павел в переводе — "малый, меньший", он всегда говорил: "Я меньший из учеников", Петр — "камень". "И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне создам Церковь Мою", — говорил Господь. А во мне соединилось "малый камень".

— А кто выбирает имя при постриге? Кто вам выбирал имя?

— Мне первое имя дали при крещении, в честь великого святого Петра. А вот перед постригом, помню, пришел к владыке Варлааму, он тогда был очень болен и встретил меня словами: "У меня уже должна была быть новая Пасха". "Не спешите, владыка, вы еще меня не постригли", — ответил я ему. Это действительно был для меня учитель, исповедник, который в советское время девять лет отсидел за веру. Он спросил: "Какое ты хочешь имя?". Я так обрадовался, что у меня будет право выбора, и стал перечислять: "Антоний, Серафим или Варлаам". Мне очень нравились эти имена! И тут он отвечает: "Много хочешь" — "Так зачем спрашивали?" — "Я дам тебе то имя, которое трижды вытащу". — "Только не Павел!".

— Почему не Павел? Вам не нравилось это имя?

— В нашем роду Павлы какие-то неблагополучные были. Как представил, что и я тоже Павлом стану, пополню ряды неудачников! А владыка после литургии вытащил это имя, после акафиста и после утренней молитвы. Было три имени — Пафнутий, Парфений и Павел. Выбор пал на Павла... Но сейчас я привык.

— Смена имени изменила вашу жизнь?

— Некое давление имени ощущается. Я очень не хотел бы испытать то, что когда-то испытал Петр, который трижды отрекся от Христа. Но есть ревность — быть таким же бесстрашным, как апостол Павел. Вообще, по опыту могу сказать, что смена имени меняет человека. Даже меняется его выражение лица, особенно после пострига в монашество. Имя не довлеет — просто человек больше подчиняет свою жизнь небесному покровителю. Уже стыдно бояться чего-то, стыдно не проповедовать, стыдно лениться.

— Есть люди, которым свое имя не нравится. Они даже хотят его сменить…

— Что значит — не нравится свое имя? Если речь идет об имени, которое давалось при крещении, а не просто потому, что мама сериал посмотрела, то на то имя была воля Божия. У меня был случай: приезжаем на отпевание, спрашиваем: "Как звать?" — "Владлен, как Владимир Ильич Ленин". — "А как нам его отпевать? Какое имя при крещении было?" — "Владимир". Всякое бывает. Всякий человек достоин своего имени, и не надо его гнушаться. Нужно прочесть житие святого, в честь которого вас назвали, и стараться быть похожим на него.

Авторы:

Анастасия Белоусова, Александра Бычковская

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...