Сделать стартовой
26,39
29,52
УКР

"Киев в центре Питера": чем живет одно из подворий Киево-Печерской лавры — Храм Успения Пресвятой Богородицы

На месте подворья Киево-Печерской лавры устроили каток

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Понадобилось 20 лет, чтобы восстановить так, как был выстроен храм при киевском митрополите.
Храм Успения Пресвятой Богородицы. Понадобилось 20 лет, чтобы восстановить так, как был выстроен храм при киевском митрополите.. Фото: Александр Яремчук

Сегодня — праздник первых монахов Киевской Руси — преподобных Антония и Феодосия, открывших Киево-Печерскую лавру. В нашем спецпроекте мы уже рассказывали об одном подворье нашей Лавры в Ровенской области, на месте которого сейчас — Городокский женский монастырь. Сегодня мы решили рассказать историю еще одного нашего подворья, которое прежде так и называли: "Киев в центре Питера".

Здесь, в центре Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, киевлян и паломников из Киево-Печерской лавры принимают как родных. Храм Успения Пресвятой Богородицы даже ласково называют игрушечным — за красоту и украшения куполов в виде позолоченных гирлянд, которые выглядят, как игрушки на елке. "Может, и не было бы здесь такой красоты, если бы в 1875 году это место не передали в подворье Киево-Печерской лавры, — с улыбкой говорит игумен Арсений (Мосалев). — И то, что не могли сделать другие за 150 лет, усилиями киевлян было выстроено за шесть лет! Вот это рвение!". "Действительно, пока подворье принадлежало другим монастырям, храм был деревянным, небольшим, — добавляет гид Александр Захаров. — Наместник Киево-Печерской лавры, митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий захотел быть в Петербурге, как дома, обустроить свою резиденцию, поскольку достаточно большую часть времени в году он жил тут (тогда Петербург был столицей империи. — Авт.), принимал участие в заседаниях Синода. Именно Киевский владыка Иоанникий пригласил талантливого архитектора Василия Косякова сотворить чудо, которое мы видим сегодня".

new_image8_26

Притвор. Тут стояли кающиеся.

new_image7_38

Паперть. Прежде — место нищих.

НЕЗРИМАЯ СВЯЗЬ. Несмотря на то, что с 1991 года подворье принадлежит монастырю Оптина Пустынь, служители храма говорят, что с Киевом и Киево-Печерскими святыми здесь связь удивительная. "Смотрите, ведь наш храм был освящен в честь преподобных Киево-Печерских — первых иноков на Руси, а сейчас он находится под покровом святых преподобных Оптинских старцев, которых нередко называют последними старцами, — рассказывает Александр Захаров. — Этот храм никого не оставляет равнодушным". "Кстати, двое из нашей братии подворья учатся в Киеве, успешно заканчивают духовную семинарию", — говорит игумен Арсений.

Действительно, с XVIII века здесь было подворье сначала Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавры), потом — Псковской епархии, пока во второй половине XIX века его не приобрела Киево-Печерская лавра. Благодаря усилиям Киево-Печерского наместника построили новый храм, большой, светлый, уютный. На службах всегда было много прихожан, иногда люди стояли в притворе, но не замерзали, так как в здании была грамотно продумана система обогрева.

new_image3_161

Вид с Невского. Подворье зовут игрушечным за гирлянды у крестов.

new_image6_60

В алтаре. Службы в храме бывают длинные, как в монастырях.

ХРАМ-КАТОК. Закрытие храма в январе 1935 года было настоящей катастрофой. В 20-е годы управление храмами было передано так называемым "двадцаткам" — наиболее стойким прихожанам, следящим за порядком. Однако в 1933 году многие из "двадцатки" нашего храма были привлечены по статье о покушении на жизнь товарища Сталина. После закрытия храма здесь был склад, наблюдательный пункт ПВО. А в конце 50-х в здании сделали первый в Ленинграде крытый ледовый каток, и именно здесь начиналась известная на весь мир Ленинградская школа фигурного катания, с показательными выступлениями катались олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Конечно, храм был изуродован. Представьте, устройство, которое охлаждало воду, находилось в алтаре, на хорах был буфет, по периметру средней части храма соорудили трибуны. Каток пользовался огромной популярностью. Но стоит отметить, даже через слои штукатурки роспись святых храма периодически проступала, словно давая знать о себе. Ее закрашивали, однако через пару лет роспись проявлялась снова, и ее приходилось опять замазывать. В подвале храма была сауна и помещение для выращивания тюльпанов.

new_image2_205

Пожелание игумена. Семинарист Дмитрий (слева) учится в Киеве.

new_image9_18

Росписи. Скрывались за семью слоями краски и штукатурки.

ВОЗРОЖДЕНИЕ. На возвращение к истокам и превращения катка в церковь ушло более 20 лет! Ныне храм Успения Пресвятой Богородицы выглядит так, как он выглядел в эпоху Киевских митрополитов. "Храмовые росписи восстанавливали 18 лет, вручную, по миллиметру снимая скальпелем и химрастворами все нанесенные слои краски, — говорит Александр Захаров. — Счищали штукатурку и краску, пока не доходили до оригинала, чтобы его восстановить. В итоге сейчас роспись выглядит такой, какой ее видели в начале ХХ века! Здесь очень грамотно подобрана позолота: с одной стороны, она не привлекает много внимания, с другой — гармонизирует роспись. Современный иконостас сделан из позолоченного фарфора. Кстати, наши художники-реставраторы до сих пор теряются в догадках, кисти какого художника принадлежат росписи. Скорее всего, это не Васнецов и не Нестеров, как многие думают. Благо, хоть знаем, как выглядел храм прежде. Но только лишь благодаря тому, что сам архитектор, Василий Антонович Косяков, составил целую книгу о том, как строил церковь, и книга эта сохранилась до сегодняшних дней".

new_image11_10

Встречает. Антоний Печерский.

new_image12_06

Прп Феодосий. Справа от входа.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: "Храним традиции печерских старцев"

Настоятель подворья — о связи с Киевом и почему в мегаполисе легче служить, чем в Оптиной пустыни.

new_image_195

Игумен: "Такого островка молитвы, как в Питере, у меня не было"

— Игумен Арсений, поддерживаете ли какую-то связь с Киево-Печерской лаврой?

— Конечно, мы все являемся преемниками Киево-Печерского монашества. О подвигах, славе преподобных Антония и Феодосия написано много в житиях святых. У этих них была особенная ревность о Господе, стремление к святости. И мы, иночествующие сегодня, не сильны им подражать даже в малом. Но все же хочется быть на них похожими. Киево-Печерские святые дают нам всем пример ревности о Господе. Ведь они столько претерпели в борьбе со своими страстями: постились, зарывали себя по пояс, были мучимы бесами, достигали состояния благодати Божией, но и не отказывались помочь людям, они обращались и к миру скорбей и печалей, чтобы помочь ближним, и за это еще были гонимыми. Такая преемственность сохранилась на протяжении всего монашества, до сегодняшних дней. Мы знаем, что после преподобных Киево-Печерских было много угодников Божиих: Сергий Радонежский, Александр Свирский, Паисий Величковский, Оптинские старцы... Все они сначала уходили в скиты, уединенные места, где учились бороться со страстями, а потом уже с очищенным сердцем выходили на служение к людям. Вот эта традиция сохраняется нами от Киево-Печерских старцев.

— Расскажите, как вы, монах, эконом Оптиной пустыни, оказались в Петербурге?

— У нас ведь, как в армии, главный сказал — нужно подчиняться. Оптина пустынь — монастырь ставропигиальный, то есть прямого подчинения патриарху. Помню, Святейший приехал в Оптину 22 октября 2013 года, а 24 октября мы уже вчетвером летели в самолете. Кто что успел взять, с тем и прилетел в Петербург. Поясню: прежний настоятель ушел, но приход остался большой, и храм знаковый и любимый горожанами, на Санкт-Петербургское подворье нужно было срочно ставить хозяина, настоятеля. Монах дает три обета: целомудрие, нестяжание и послушание. Последний — самый тяжелый, его сакральный смысл так до сих пор не изучен, он необъясним, мы его интуитивно постигаем. И нам, вдруг назначенным служить на подворье, и в голову не пришло противиться решению священноначалия, я принял это назначение как мое новое послушание. Поэтому мы, успев сложить только предметы первой необходимости и одежду, прилетели в Петербург. Помню, даже молитвослов не взял в спешке...

— Как встретил мегаполис?

— Когда мы переехали сюда, нас поселили в гостиницу на подворье. Мы вышли на следующий день на набережную у храма — и ахнули! Там корабли с девятиэтажный дом, море машин, людей! У нас один батюшка 25 лет в монастыре прожил — и вдруг такая быстрая смена условий жизни! Но что делать. Тем более что храм потрясающий, церковное пение удивительное, древнее, мужской хор — из преподавателей консерватории.

— Не было переживаний, что горожане не монахи?

— Паства нас просто поразила. Конечно, мы переживали — о чем будем говорить с мирскими столичными людьми? Ведь, честно говоря, монашествующим после 10 лет пострига вообще говорить не хочется, а только молиться. Но на подворье оказались особые люди, особый уклад жизни. Службы здесь длинные, монастырские, порой длиннее, чем в Оптиной пустыни. Например, вечерние праздничные службы начинаются в пять (вечера) и могут закончиться только к полдесятого. Для нас, монахов, длинная служба — как воздух необходима. Обычно в приходских храмах службы короткие. Оказалось, что и наши прихожане любят молиться! Очень много молодежи. Петербург — особый город. Он отличается своей мягкостью, люди дружелюбные, размеренные, думают, прежде чем говорить, помогают в беде, но и навязываться не станут. Наши прихожане настолько воцерковлены — диву даешься. Могут, например, если очереди на исповедь длинные, сказать батюшке: "Ой, отче, вы, наверное, устали, я сейчас кратко поисповедуюсь". Так что в нашем случае в мегаполисе оказалось намного спокойнее служить, чем в больших известных монастырях с их многолюдством.

Еще в начале ХХ века настоятель этого подворья с архитектором так продумали постройку, что храм и здания по периметру отгораживают кельи монахов от городской суеты, внутри у нас — закрытый, тихий дворик. Вот такой островок молитвы получился в большом городе. Об этом мне, как эконому, даже в Оптиной пустыни нельзя было и мечтать. Думаю, в этом — промысел Божий.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Вы сейчас просматриваете новость " "Киев в центре Питера": чем живет одно из подворий Киево-Печерской лавры — Храм Успения Пресвятой Богородицы". Другие Монастыри Украины смотрите в блоке "Последние новости"

АВТОР:

Анастасия Белоусова

Источник:

Сегодня

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Орфографическая ошибка в тексте:
Послать сообщение об ошибке автору?
Сообщение должно содержать не более 250 символов
Выделите некорректный текст мышкой
Спасибо! Сообщение отправлено.
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь