Тайны монастырей: Донской монастырь – хранитель памяти

5 Декабря 2014, 09:00

Как у ангела исчезли крылья, храм превратился в крематорий, а на службу начал ходить кот

фото: Александр Яремчук

Монахи часто говорят: как нет на земле похожей души, так нет и похожих монастырей. Потому что монастырь — это душа многовековая, многострадальная, труднодоступная и совершенно неповторимая. Донской мужской монастырь в Москве в этом плане — место особое. Здесь тихо и спокойно, словно и не в Белокаменной находишься. К тому же, именно здесь вас сходу пригласят… на кладбище, а потом проведут в храм, бывший в советское время крематорием.

ОТ САЛТЫЧИХИ ДО ПУШКИНА. "Вы, наверное, хотите посмотреть надгробие Салтычихи? — озадачил нас гид, помощник наместника по историко-архитектурной части Донского монастыря Олег Стародубцев. — Но учтите: надпись "Салтычиха-убийца" появляется только во время дождя. А сейчас погодка неблагоприятная". В небе ярко светило солнце и не было ни одной тучки. Уточняю: "А кто такая Салтычиха?". "Это совершенно очаровательная женщина! — шутит сопровождающий. — Она собственноручно замучила 138 крепостных крестьян, за что просидела в каменном колодце 33 года и даже умудрилась родить там сына. Красавица, богатейшая женщина Москвы. У нее был роман с дедушкой Тютчева. А когда он ее бросил, она от ревности под него даже взрывчатку кинула. Посетители очень часто ищут именно ее могилу: то цветами завалят, то краской обольют. Может, оттого наша Дарья Салтыкова прячется. Вообще на двух гектарах некрополя расположены могилы бабушки и дедушки Пушкина, родственников Толстых, Чаадаевых, Чеховых, Шаховских, историка Ключевского и генерала Деникина. Столь изысканное общество нынче нигде и не найти. Место здесь стоило целое состояние — 3000 рублей. Считается, что здесь похоронена вся старая Москва. Неудивительно, что в XIX веке у молодежи была особая мода — прогуляться по некрополю Донского монастыря". И действительно: за центральным собором Донской иконы Божией матери открывается вид на целый ряд старинных могил, надгробие каждой из которых — шедевр. "Наш некрополь сравним разве что с некрополем Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, — продолжает Стародубцев. — Есть уникальные эпитафии, например: "Умерла от операции доктора Снигирева". К слову, это был крупный хирург, в Москве даже есть Снигиревская детская больница. В советское время некрополь уцелел благодаря тому, что при монастыре открыли Музей истории архитектуры. Зато в монастырских кельях был проходной двор: и обувная фабрика, и общежитие. Но по старой памяти москвичи приходили в часовни некрополя: якобы цветы положить, а на самом деле молились".

1140406

Скульптура Ивана Мартоса. Перед войной у ангела исчезли крылья.

ЧУДЕСА И ЛЕГО. "Перед Великой Отечественной войной у одной из скульптур ангела на кладбище исчезли крылья, осталась лишь арматура, — говорит Олег Стародубцев. — Кому они понадобились — неизвестно. Ангела этого создал гениальный скульптор украинского происхождения Иван Мартос — автор скульптур у подвесных мостов Петербурга, в храме Казанской Божьей Матери. Только при подготовке к Олимпиаде-80 скульпторы сняли слепки с плачущего ангела Мартоса в Питере и вернули нашему ангелу крылья". В монастырских стенах встроены мраморные горельефы из разрушенного в 1931 году храма Христа Спасителя. "Из 48 сохранилось только шесть, — говорит наш гид. — До 50-х годов они просто лежали на газоне, медленно разрушаясь, пока их не вмонтировали в стены. Теперь это одна из жемчужин Донского монастыря. Удивительно, что огромные горельефы созданы по типу конструктора "Лего": все на крючках, разбирается. А какая тщательная проработка деталей! Хотя висели они на огромной высоте и мало кому были бы видны. Скульптор Александр Логановский уделял внимание самой мелкой детали: каждый волосок, каждое колечко кольчуги делал, как для Господа. Ведь храм был данью великому Богу за победу 1812 года".

1140361

МОНАХИ И ПРИВИДЕНИЯ. Недалеко от центральных ворот  — двухэтажный братский корпус. "Сейчас здесь живут 16 насельников, — говорит наш гид. — Когда в 2002-м назначили нового наместника, монахов было всего девять. Так что можно сказать, за два года у нас прирост почти вдвое. Монастырь стал более открытым, для всех желающих монахи проводят лекции, на которых рассказывают об истории монастыря, о патриархе Тихоне и об истории русского православия". "А ночью по кладбищу не страшно ходить? — любопытствую я. — Мало ли, привидения какие ходят. Та же Салтычиха". Наш гид заулыбался: "Ну что вы! Во-первых, по ночам монаху полагается либо молиться, либо спать. А во-вторых, все наши покойнички тихие, отпетые по всем правилам. Донской монастырь  — действительно святая земля. Даже когда пришла официальная бумага, разрешающая метрополитену пробурить здесь скважину, наместник сказал: "Перед собором бурите, сколько угодно, а некрополь не трогайте!". Кладбище ведь — место покоя, и этот покой нарушать нельзя. А вот новое Донское кладбище, открытое в 1901-м, совсем другое дело. Вот там я никому не советую по ночам гулять". От старого аристократического новое отделено крепкой монастырской стеной. Есть калитка, но чаще всего она закрыта. "Если хотите, могу даже показать, где прежде был крематорий, — говорит Олег Стародубцев. — Только если плохо станет, то сразу выйдем. Дух или, как теперь говорят, энергетика там тяжелая. Не все выдерживают". Сопровождающий вывел нас через главные ворота, повернул налево и повел по центральной дороге к таинственному новому Донскому кладбищу.

НОВОЕ ДОНСКОЕ. "До 1901-го здесь были монастырские огороды, потом их отдали под кладбище. С отпеванием в советское время не сложилось, потому хоронили по-всякому, оттого и энергетика тяжелая, — предупреждает гид. — Однако до сих пор это место считается элитным кладбищем. Например, тут похоронили Валерию Новодворскую. Здесь покоятся прекрасные артисты Майя Кристалинская и Фаина Раневская, создатель космического корабля "Буран" Глеб Лозино-Лозинский, шестнадцать Героев Советского Союза, герои-разведчики. Но есть и совсем иные люди. Например, милейшая чета Блохиных. Генерал-майор этот считается самым кровавым палачом в мире! В советские времена он собственноручно расстрелял от 5000 до 7000 человек, в том числе троих своих начальников: Ягоду, Ежова и Берию. К старости, правда, сошел с ума. Вот теперь покоится тут, на престижном месте у входа. Справа, в глубине, видите, поросло все? Там где-то лежит прах Юровского, который расстрелял царскую семью в 1918-м. Там давно все прогнило и завалилось, мало кто рискует туда ходить. На этом кладбище может лежать прах заклятых врагов, например, Тухачевского и Берии. И не просто рядом— в одной могиле невостребованных прахов! А сжигали в храме прп Серафима Саровского в центре кладбища — большевики в 1926-м переоборудовали его в крематорий".

ХРАМ-КРЕМАТОРИЙ. Входим в небольшой, выкрашенный в розовый цвет храм. Здесь спокойно и уютно. Служительницы говорят, что эту церковь очень любят дети. "Храм-усыпальницу прп Серафима Саровского открыли в 1914 году. Есть верхний и нижний храм, посвященный канонизации благоверной Анны Кашинской, — рассказывает Стародубцев. — Но в 1918-м земли и строения Донского монастыря были конфискованы, а храм отошел похоронному отделу Москоммунхоза и был перестроен в стиле конструктивизма под крематорий. В верхнем храме соорудили ритуальный зал с органом, конфискованным из закрытого костела, и колумбарии. На месте алтаря ставили гроб, который опускали в нижний храм, переоборудованный под кремационные печи. В 30-е годы по ночам в машинах с надписью "Хлеб" к крематорию ежедневно привозили сотни трупов с Лубянки. Сжигали, а утром прах собирали лопатами в садовую тележку и ссыпали в колодец, который теперь носит название "Могила невостребованных прахов". По примерным подсчетам в ней хранится прах 17 000 человек! Таких колодцев на новом Донском кладбище найдено пять. Но точной информации о них никто не знает. Первые кремации совершались в 1926—1927 годах. Когда крематорий только открыли, власти активно пропагандировали новый вид захоронений "как более цивилизованный" и даже хвалились: "У нас самая дешевая кремация в мире!". Слева от алтаря — помещение, снизу до верху заполненное шкафами с вазами и кувшинами. Напоминает стеклянные витрины антикварных магазинов, только вместо ценников — имена и даты жизни и смерти. "Культуры кремационных захоронений в СССР не было, — объясняет гид. — Как вам прах в фанерном шкафу или двигателе от автомобиля вместо урны? Здесь около 2500 прахов и монастырь до сих пор не знает, что с ними делать. Посмотрим, где были кремационные печи?". Выйдя из колумбария, помощник наместника ведет нас по небольшой лесенке вниз. "Это нижний храм, священники служат здесь каждые выходные,  — объясняет Олег Викторович. — В 1927-м здесь установили немецкие печи "Гофф" (позднее такие были в Освенциме). По немецкой гарантии они должны были служить 10 лет. Но за день можно было кремировать максимум двух человек. А большевики кремировали ежедневно по 15! Потому чугун выгорал не за 10 лет, а за 1,5 года. Официально крематорий закрыли в 1972 году. До начала 90-х здесь совершали "лжекремации". Привозили покойного, прощались в зале, под музыку органа гроб спускали вниз, а ночью увозили в Николо-Архангельский крематорий, где сжигали, прах возвращали назад и утром выдавали родственникам урну. Когда в 1991 году храм вернули Донскому монастырю, печи разобрали и сделали ремонт. Говорят, служить здесь не страшно, ведь храм освящен. Теперь тут даже венчания проводят! Но есть помещения, в которые никто не решается входить".

1140327

17 000 в колодце. Так выглядит могила невостребованных прахов.

МОГИЛЫ ОДНОГО ИМЕНИ. У выхода из храма расположено помещение с толстой стеклянной плиткой вместо окон. "Это закрытые советские колумбарии, — объясняет Олег Стародубцев. — Здесь кремированы сотни тысяч человек, но точная цифра и сейчас находится под грифом "секретно". Кстати, на Новом Донском есть могилы, на которых только имя выбито или подпись. Это захоронения разведчиков, а о том, кто где похоронен, знают только работники спецслужб".

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ХРАМ: ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА, СВЯТЫЕ МОЩИ И КОТ-ПРИХОЖАНИН

После посещения Нового Донского кладбища с колумбариями и крематориями особенно хочется вернуться в храм. И не просто идти, а прибежать, упасть на колени, попросить у Господа прощение за все зло человечества и снова обрести мир в душе. Большой соборный храм Донской иконы Божьей Матери показался мне раем. Видя усталость, гид благосклонно разрешил сесть на монашеские стасидии — специальные деревянные кресла для длительных богослужений.

Монастырь был создан в XVI веке на месте походной церкви преподобного Сергия Радонежского и назван в честь Донской иконы Божьей матери, которая, по легенде, помогла царю Федору, сыну Ивана Грозного, обратить войско крымского хана Казы-­Гирея в бегство. "После смерти патриарха Тихона в 1925 году монастырь закрыли, зато здесь появился музей истории религии и атеизма. В соборе удалось сохранить все внутренние росписи и иконостас, сделанные в XVIII веке, — с гордостью говорит помощник наместника. — Уникальный иконостас резан в Оружейной палате и расписан ее лучшим живописцем Карпом Золотаревым в 1698 году. Полностью сохранились и росписи итальянского художника Антонио Клаудио. Паникадило висит с царских времен. На полу у нас вот — чугунные полы, правда, недавно здесь провели подогрев.

В храме находятся главные святыни монастыря: Донская икона чудотворная и рака с мощами святителя Тихона, всероссийского патриарха, который подвергался постоянному преследованию со стороны большевиков  — по одной из версий его отравили. В 1992 году в трапезной части малого собора были обретены мощи патриарха Тихона. Несмотря на влажность, за 67 лет мощи патриарха оказались нетленными. К ним постоянно приходят верующие и получают исцеление, а также ответы даже на самые трудные житейские проблемы.

1140442

Главный собор. Святыни — Донская икона и мощи св. Тихона.

Когда год назад отец-наместник решился провести здесь капитальный ремонт, вся братия перекрестилась. С одной стороны  — давно пора, а с другой  — где деньги взять? "Будем молиться и уповать на милость Божью",  — сказал отец-наместник. И в собор стали приходить люди, жертвовавшие на ремонт. Кто-то предложил позолотить в соборе кровлю, кто-то пожертвовал на новое каменное крыльцо. Как правило, имен не говорят  — просто оставляют финансы или присылают рабочих".

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПРИХОЖАНИН. Есть в Донском монастыре уникальный прихожанин — полосатый кот. Он появляется каждое воскресенье перед утренней службой ровно посреди лестницы. Встречает всех, кто идет в храм, отбывает службу и уходит. И так каждое воскресенье. Монахи называют его "неправильный кот" или "захожанин". "А правильный кот в монастыре имеется?" — интересуюсь. "Конечно! Правильный кот у нас обитает в положенном котам месте  — возле трапезной, — отвечает помощник наместника. — Ведет себя по-кошачьи хитро и нахально. И любит, чтобы с ним разговаривали. Хоть сто раз скажи: "Кис", он сто раз ответит: "Мяу". Перемяукать его людям еще не удавалось".

КЕЛЬЯ ПАТРИАРХА И УБИЙСТВО КЕЛЕЙНИКА

Около северных монастырских ворот Донского монастыря стоит небольшой двухэтажный домик, где с 1922 по 1925 год большевики держали под арестом первого всероссийского патриарха Тихона.

1140417

Кабинет святителя Тихона. Здесь прошли 2,5 года заточения.

"Святитель Тихон был кротким, не особо отличался дарами проповедничества, голос у него был очень слабый, но его очень любил народ, — рассказывает гид, подводя нас к небольшой дверце домика. — Времена тогда были тяжелые: в начале 1920-х годов для раскола церкви большевики организовали обновленческое движение, к которому в 1921 году перешли две трети церквей. Как-то ночью патриарха Тихона арестовали и перевезли в Донской монастырь. Ему запрещали принимать посетителей, выходить из комнат, посещать храм. Охрана из трех женщин морально унижала архипастыря: запретив ходить в туалет, охранницы ставили ведро посреди комнаты, а сами из комнаты не выходили. В полдень Тихона выводили на крышу надвратного храма на полчаса. Он подходил к ограде и благословлял ожидавший его внизу народ. Обычно дверь кельи запирали, но 9 декабря 1924 года она оказалась открытой. Двое человек поднялись по лестнице, постучались, а когда дверь открылась, дважды выстрелили в упор. Когда человек рухнул на пол, убийцы поняли, что застрелили не патриарха, а Якова Полозова, который 25 лет был келейником святителя Тихона. Убийцы, имитируя грабеж, схватили два пальто у входа, как тут в коридор вошел патриарх и воскликнул: "Люди! Люди! Вы же человека убили!" От неожиданности убийцы просто убежали. Якова Полозова похоронили у стены храма прп. Серафима Саровского. Через год умер и сам патриарх.

Есть мнение, что его отравил стоматолог, который, якобы закладывая яд в зуб, сказал: "Ваше святейшество… У меня двое детей". Патриарх Тихон ответил: "Делай!" — и прочел разрешительную молитву. Эта гипотеза косвенно подтверждается словами патриарха перед смертью: "Я знаю, что скоро умру. И ночь будет долгая-долгая и темная-темная, но я восстану". В кабинете и гостиной хранятся подлинные вещи патриарха, которые подняты в 1992 году, в момент обретения его мощей".

ИГУМЕН ПАРАМОН: "Невозможно служить Богу и одновременно разъединять людей"

Наместник Донского монастыря — о том, как стать монахом в Москве, о родственниках и о прививке от козней.

1140338

Настоятель монастыря. Родился и вырос в Западной Украине.

- Отец Парамон, мы были приятно удивлены, узнав, что выходец из Западной Украины стал наместником такого старинного древнего Московского монастыря! Как так получилось и много ли среди братии еще украинцев?

-  В Донском монастыре и до меня украинцы хорошо потрудились. Например, Большой Донской собор строили преимущественно выходцы из Украины. Кстати, и по структуре он построен, как строились южные храмы на территории Украины. Если на севере России в крестообразных храмах, четыре купола размещались по четырем углам, то в Украине – по сторонам света. Да и предыдущий наместник тоже был выходцем из Украины, только из Житомира.  Так что в Донском монастыре многое связано с Украиной. Вообще,  в  жизни случайностей не бывает. Господь каждого по-своему приводит в монастырь. Я никогда не думал, что буду служить в Донском монастыре. Как выходец из Троице-Сергиевой лавры я хотел, чтобы моя жизнь и служение были связаны с ней.  Я очень любил и люблю Троице-Сергиеву лавру и не собирался ее покидать. Человек предполагает, а Бог располагает. Однако путь мой продолжился через Сахалин, потом снова вернулся в Троице-Сергиеву лавру, потом перевели на приход в Москве. А вот несколько лет назад был назначен сюда. Потому сказать, специально сюда попадают украинцы или нет – невозможно. Там где воля Божия проявляется, там нет абсолютно никакой логики. Господь по-своему управляет и Церковью, и монастырями. И посылает необходимых Ему людей в тот или иной промежуток времени.

- На момент вашего назначения, монастырь нуждался в ремонте. Когда вы увидели весь этот объем работы, который необходим, с чего решили начать в первую очередь?

- Когда попадаешь в храм Божий, то понимаешь, что ты здесь как "служка", у Бога на посылках. И приставлен управлять не своим  умом, а Божьим. Ознакомившись с делами, я понял, что скучно мне здесь точно не будет, учитывая объемы работ, запущенное состояние объекта и количество братии. Когда я пришел, в монастыре было всего 10 насельников, один вскоре умер и осталось 9.   Но учитывая, что здесь хранятся святыни, почитаемый веками – тот же список Донской иконы Божией матери, мощи святителя Тихона, понимаешь, что не ты управляешь монастырем, а Господь,  Матерь Божия, святитель Тихон. Задача наместника состоит в том, чтобы монастырь развивался гармонично. Не только внешний лоск навести, не только здания и сооружения привести в порядок, а делать все для того, чтобы монашеская жизнь здесь не затихала. И создать все условия для братии: и для жизни, и для молитвы, и для послушания и испытания самих себя. Скорректировать свою волю так, чтобы совершать не то, что тебе хочется, а то, что соответствует воле Божие. Не смешать и не перепутать первостепенные вещи со второстепенными.

Монастырь городской, потому имеет свою специфику. У братии монастыря, конечно, есть родственники, потому они могут иногда, с моего разрешения, посещать родных. Например, Сергий Радонежский не уходил в монашество, пока были живы родители.

- Наверное, чтобы управлять монастырем, нужно быть достаточно строгим и требовательным?  Вы извините, но никуда не денешься – в Москву всегда хотят попасть миллионы, а тут в монастыре можно и спасаться, и за аренду квартиры не платить. Удобно. Как происходит процесс отбора в монахи?

- Не сказал бы, что я строгий наместник. Главное, я считаю, не мешать людям спасаться. И буду делать для того, чтобы Донской мужской монастырь не превратился в клуб по интересам для холостяков.  А для этого в первую очередь нужно, чтобы люди приходили сюда не потому, что Москва или идти некуда – такие в монастыре долго не продержатся. У нас минимум год трудового послушания, в течение которого мы смотрим, насколько человек не просто трудолюбив, а насколько он желает посвятить себя Богу. Если за год его желание только усилилось – тогда можно подумать о монашестве. Сердце для Бога закрывать нельзя, там ведь все чувства, помыслы, там все. Если они не от Бога – рано или поздно это проявится.  Монах старается, чтобы его сердце максимально  принадлежало Богу, а не еще кому-то или чему-то.  

- Как выходец из Украины, какие у вас отношения с Киево-Печерской лаврой?

  –   Я ведь в Киеве практически каждый год бываю, и обязательно посещаю Киево-Печерскую лавру. У меня там много друзей, со многими из которых мы учились или просто дружим, особенно те, кто прежде был насельниками  Троице-Сергиевой лавры. Поэтому связи у нас очень тесные и давным давно переплелись. Владыка Павел мне запомнился по моим студенческим годам – он приезжал каждый год на годовщину пожара. После вечерних молитв служилась панихида по этим ребятам. С тех пор я его помню. И каждый раз, посещая Киево-Печерскую лавру, поражаюсь, как она преобразилась за время его наместничества. Это фантастика!

- Общаетесь с родственниками в Украине?

- Конечно! Пока живы родители, меня будет тянуть в Украину. Хотя я с 1994 года проживаю в России, но каждый год приезжаю домой. Слежу за новостями из СМИ как российских, так и украинских, чтобы более-менее объективно понимать, что происходит.  Чтоб не было, как мой папа любит говорить: "Если мама сходила в центр села, то я знаю даже, что в Нью-Йорке творится".   

- Неоднократно слышали, что в связи с ситуацией между нашими странами, значительно уменьшилось количество паломников из Украины. Что бы вы посоветовали нашим украинским верующим?

- Ситуация непростая, между нами пытаются посеять смуту, знаете, как между двумя братьями. Жители Украины проживают очень непростое время. Точно могу сказать, за 20 лет жизни в России я никогда и нигде не видел никакой агрессии по отношению к украинским туристам, паломникам и вообще украинским людям. Никогда и нигде. Есть такое понятие как великодушие. И оно присуще как украинцам, так и русским. В этом мы едины. Как едины в вере православной. В этом и заключается самое большое богатство наших народов и самая большая тайна наших народов. Давайте и дальше оставаться великодушными по отношению друг к другу. Это первая прививка от  козней тех, кто хочет эту вражду посеять. 

Человеческие амбиции не стоят того, чтобы утратить веру, перестать ходить в храм или общаться с родственниками из России. И тем более амбиции не стоят ни одной человеческой жизни! Господь нас любит такими, какими мы есть, так почему мы поступаем иначе? Если мы одной веры – то всегда полное взаимопонимание, не имеет значения украинец, русский, еврей или грузин. Мы не служим вражде, или политическим партиям. Отметайте это от себя! Преподобный Серафим Саровский кого-то делит, или его можно делить? Нет. Апостолы кого-то делили по национальности, это русские апостолы, а это украинские? Нет! Бог есть любовь. И Церковь зиждется на любви.

 Потому украинским паломникам у нас бояться нечего. Наоборот, пусть чаще приезжают в православные храмы и монастыри России. Мы вместе молимся и будем молиться о том, чтобы все плохое поскорее прекратилось. Вы не поверите. Но даже в Украине не молятся так, как молятся в России за восстановление мира. На каждой литургии читается молитва о мире, о прекращении вражды. У нас одно с вами большое желание – чтобы страдания человеческие поскорее прекратились.  Человек, когда окунается в пучину греха – у него глаза застилаются.

Бог каждому  народу дает испытание, из которого можно выйти озлобленным, а можно выйти окрепшим духом и силами. Надеюсь, украинский народ выйдет окрепшим. 

- Да, больно просто, что люди гибнут уже и неясно за что именно.  Что бы вы пожелали людям, которые сейчас находятся на Востоке Украины?

- Боль за то, что страдают и погибают и с той, и с другой стороны. Если мы семья, так что, переколотить друг друга, если у нас разные мнения? Можно и ненависть довести до идеала, чтобы уже никогда не примириться. Когда гибнет один два человека, сламывается барьер и дальше остановить вражду очень сложно. Среди наших насельников есть украинцы. Мы замечательно все ладим. Если политики не верят, что русские и украинцы могут дружить, пусть приезжают в наш монастырь. Ведь можно не просто сесть за стол переговоров, а по-человечески пригласить друг друга на блины, как у нас говорят, и нормально договориться.  Трудиться надо на единство. Невозможно служить Богу и одновременно разъединять людей. Это не служение Богу, а путь в никуда. У нас могут быть разные мысли, но фундамент один. Понятно, что мы все разные, все с характером. Но в вере православной мы едины! На Севере, где я служил, даже Сахалин называли "Хохолин" и Итуруп называли "Итурупенко", потому что минимум половина жителей были выходцев из Украины. Так и во всей России. Сердце – его же не поделишь, оно одно. Едиными устами и единым сердцем славить Бога, чтобы была полная гармония, и воцарился мир между людьми.

Автор:

Анастасия Белоусова

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...