Тайны монастырей: как живет самая закрытая обитель страны – Корецкий женский монастырь

16 января 2015 10:00

Анастасия Белоусова Анастасия Белоусова

В древнем монастыре иконы не дают себя украсть, а студенты бьют 50 поклонов за экзамен

Реклама

После Нового Года хочется продлить ощущение старой доброй сказки, которая никогда не обманывает, не стареет и многому учит. Есть такая и в Свято-Воскресенском Троицком Корецком женском монастыре. О том, как один из братьев Корецких, приверженцев православия и устроителей женской Корецкой обители, не выдержал давления польской верхушки и принял католицизм. Сменил имя Иван на Ян-Карл и вынес из домашней молельни семейные реликвии — икону Божьей Матери "Споручница грешных" и Ее чудотворную плащаницу — в знак признания новой веры. Икону и плащаницу передал своей сестре Серафиме, игуменье Корецкого монастыря. Крестным ходом святыни перенесли из княжеского замка в обитель, а игуменья Серафима плакала и молилась о неверном брате. Чувствовала беду. Так и случилось. Яну-Карлу Бог не дал детей, роскошный замок быстро разрушился, а род великих князей Корецких прервался. Бог сохранил икону "Споручница грешных" и Корецкий монастырь, но стер с лица земли род Корецких. От того в монастыре ключевой добродетелью считается верность. А монастырь в народе называют обителью верных.

13_01

Главный. Свято-Троицкий собор.

1_14

Реклама

"Споручница грешных". По преданию икону писал апостол Лука.

ХРАМЫ В АРЕНДУ. И действительно, за почти 1000-летнюю историю Корецкий монастырь разрушался до основания, но возрождался, как феникс из пепла. Были времена, когда более века это был единственный на Волыни центр православия. "В 1064 году нашу обитель основал первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам в честь Благовещения пресвятой Богородицы, — рассказывает экскурсовод по послушанию монахиня Савватия. — Много раз пытались уничтожить обитель. В XIII веке хан Батый сжег монастырь дотла, но усилиями сестер он был восстановлен. В ХV веке Корецкий монастырь вновь разрушил хан Менгли-Гирей, после чего восстановить святыню решили князья Корецкие. Первой игуменьей стала княжна из рода Корецких Серафима. Времена были смутные. После принятия Брестской унии начались гонения на православие. Тех, кто не хотел стать униатом, убивали. Православных из знатных семей уводили в Варшаву и подвергали пыткам, жгли на кострах, требуя отречения. За 200 лет существования унии на Волыни ее жертвами стали 680 000 православных христиан. Храмы сдавали в аренду для совершения треб. Могли сдать даже под мечеть, под корчму или шинок. Из женских монастырей этой участи избежал только наш монастырь и стал центром православия, который любил посещать Преподобный Иов Почаевский и материально помогал Петр Могила. А вот князья Корецкие в лице Ивана, ставшего Яном-Карлом, от православия отрекутся".

11_03

Милостыня. Учит доброте.

СВЯТЫНИ. День, когда в 1622 году домашнюю святыню рода Корецких, икону "Споручница грешных", крестным ходом перенесут в женскую обитель, — настоящее торжество для всех корчан и празднуется в четверг по святой Троице. Через эту икону Бог много раз спасал Корец от врагов, обильных дождей и других напастей. В трудные времена ее несли крестным ходом вокруг обители или города — и беда отступала.

Реклама

О второй же святыне, оставшейся от князей Корецких, плащанице Успения Божьей Матери, написанной на кипарисовом дереве, до сих пор рассказывают чудную историю. Якобы она была корабельной плащаницей. Когда началась буря, все бросились к шлюпкам, и только один матрос кинулся спасать плащаницу, схватил ее и тут же был смыт водой. Вся команда корабля погибла, а тот матрос с плащаницей чудесным образом оказался на берегу и выжил.
"Чудес в обители множество!  — рассказывает матушка Савватия. — Когда в 1990-х открылась Киево-Печерская лавра, наша икона Печерских святых стала сама обновляться. Прежде она была очень темной, а теперь видно лик каждого святого! В 1938 году польский эскадрон под командованием Адамкевича шел на Корец, чтобы стереть монастырь с лица земли. Не доезжая до города, военачальник, прекрасный наездник, вдруг падает с лошади. "Меня поразил ангел! Я умираю! — проговорил военачальник. — Прошу об одном — не трогайте Корецкий монастырь". Воины повернули лошадей, так и не доехав до обители. Позже выяснилось, что настоятельница сказала всем сестрам три дня соблюдать строгий пост (даже скоту не давали еды) и молиться круглосуточно. В тот момент, когда упал Адамкевич, сестры служили акафист архистратигу Михаилу".

2_22

Плащаница Богородицы. Была домашней святыней рода Корецких.

КРАЖА ИГУМЕНЬИ. На заре "нулевых" прозорливый старец архимандрит Парфений, отсидевший в ГУЛАГе, не раз говорил монахиням: "Берегите игуменью вашу, чтобы ее не украли. А то придут злодеи и украдут". Только после его смерти сестры поняли, о какой игуменье шла речь. В ноябре 2001 года монастырь пережил нападение. Воры украли иконы и ценную утварь. Но матерь Божья "Споручница грешных" снова явила чудо: сколько ни ломали воры киот, смогли снять с иконы только драгоценную ризу. А икону взять так и не смогли. Это было еще одно чудо.

СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА. "В период сильнейших гонений на религию при Хрущеве, когда массово закрывали монастыри, Корецкая обитель приютила множество монахинь из Зимненского, Кременецкого и других монастырей, — говорит монахиня. — Изгнанниц привозили сюда машинами, как дрова, заталкивали за ворота и запирали. За пределы обители верующим выходить запрещалось, у ворот стоял конвой. Монахини не могли купить в магазине даже буханку хлеба! Чтобы спасти полуголодных инокинь, люди перебрасывали им еду через забор. Чтобы уберечь свой монастырь и сестер, настоятельница матушка Людмила едет в Москву к Святейшему Патриарху Алексию с просьбой о ходатайстве. Но не тут-то было! Секретарь патриарха, явно ставленник от советской власти, узнав матушку, сообщил, что если она хоть словом обмолвится патриарху о состоянии Корецкого монастыря, он вышвырнет ее. Тогда матушка согласилась, а на встрече с Патриархом заговорила по-французски, который знал и патриарх. И при этом попросила его улыбаться, якобы речь идет о чем-то веселом. После встречи монастырь не только не закрыли, но в Корце поснимали все местное начальство — случай уникальный. Все же советская власть пыталась ущемлять монахинь, например, отсутствием прописки, без которой любого человека можно изгнать из дома и даже монастыря. Прописывать на территории обители власти отказывались. Начальника, согласившегося прописать семерых монахинь, на следующий же день лишили должности, а матушкам велели в 24 часа выписаться и выехать из монастыря. "Нас держали в кабинетах по 4 часа, предлагали оставить монастырь, обещали взять на работу секретарями, — вспоминает матушка Георгия. — Только мы не соглашались". Мытарства монахинь закончились в 1978 году, когда усилиями настоятельницы Натальи и по повелению Патриарха Пимена пришло распоряжение всем насельницам выдать прописку. Нынче Корецкий монастырь носит статус ставропигиального — напрямую подчиняется только патриарху Московскому. Таких монастырей патриаршего подчинения в Украине больше нет".

Реклама

6_02

В музее. Фисгармония из монастырского класса 1900 года.

КОРЕЦ ИЗНУТРИ. Сегодня в обители живет 80 насельниц. Когда спрашиваешь корецких монахинь, сколько лет они здесь, те отвечают: "Мы года не считаем. Бог считает". "В монастырь поступает не так много послушниц, — говорит настоятельница, матушка Рафаила. — Бывает, что за год ни одной нет, а потом может и шесть прийти. Часто думают, что сюда идут неполноценные люди или по трагической судьбе. Приходят по разным причинам, но остаются лишь по призванию. Когда я по окончании 8 классов сообщила, что хочу уйти в монастырь, отец заплакал. И рассказал, как однажды сильно заболел и в горячей молитве пообещал, что если Господь его исцелит, он отдаст свою дочь на служение в храм. Отец исцелился и ждал моего решения в посте и молитвах".

РАСПОРЯДОК ДНЯ. Полуночница начинается в 6:00, в 7:30 литургия. Матушка благочинная без работы не оставит: кто на пасеке, кто в школе, кто во дворе подметает, на огороде, на кухне. Исполнять полагается безропотно. В 13:30 обед в трапезной вместе с настоятельницей. В 17:00 — вечерняя служба, в 20:00 — монашеское правило. В кельях живут по двое, как правило, старшая с младшей, чтобы опыт передавать. Есть несколько схимонахинь, которые уже не ходят по послушаниям, а пребывают в постоянной молитве, вычитывают псалтырь и причащаются каждую субботу.

"Как Бог один и тот же, так и монастырь — место служения, который веками остается неизменным", — говорят монахини.

В монастыре читается неусыпаемая псалтырь — непрестанная молитва днем и ночью. Днем могут читать и молодые монахини, но ночью псалтырь — только старшие. "Это наша непрестанная молитва за весь мир. Пока мир спит, монастырь о нем молится", — говорят сестры.

50 ПОКЛОНОВ ЗА ПЯТЕРКУ и ТАЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Когда в 90-х годах стали открываться украинские монастыри, игуменьями и благочинными часто становились выходцы именно из этой обители. В здешнее регентско-катехизаторское училище приезжают обучаться искусству дирижирования церковным хором и секретам церковного кроя и золотошвейного дела. Чаще сюда попадают по направлению архиерея своей епархии, имея при себе рекомендации приходского священника. В среднем на одном курсе — до 15 учащихся, учеба длится три года. Чтобы поступить, нужно знать молитвы и музыкальную грамоту, иметь хороший слух и голос. Студенты честно говорят, что в их училище несложно поступить, сложнее учиться — питерская программа достаточно сложная. Может, потому здесь, как и в монастыре, остаются те, кто пришел по зову сердца. "Я с восьми лет пою на клиросе, — говорит выпускница Галина. — Но родители были против того, чтобы я училась здесь. Мама говорила: "Регентством ты себе на жизнь не заработаешь, это может быть хобби". Но я решила доказать ей, что стану хорошим регентом и смогу жить тем, чтобы учить людей служить Богу".

Перед экзаменами студенты всегда ходят к иконе Божией Матери "Споручница грешных" в Троицком соборе. "Как-то мы всем курсом пообещали Матери Божией, что если сдадим на пятерки, пойдем положим по 50 поклонов, а кто на 4 — те по 40 поклонов, — говорит Галина. — После экзаменов мы всем курсом положили по 50 поклонов в благодарность. Пять дней после пострига одной из наших преподавательниц мы по ночам пели в храме молитвенные песнопения. Ждали, пока закончится служба, а потом тихонько прокрадывались и тайком молились. В храме темнота, свечки и икона Божьей Матери, и такое откровение в сердце приходит — ни с чем не сравнимое. Мы настолько привыкаем к этой жизни, что приезжаем на каникулы домой, как в гости, а сюда возвращаемся — как к себе домой".

10_04

Урок дирижирования. В духовном училище высокие требования.

МУЗА ПУШКИНА И ХРАМ-УЛЕЙ

За многолетнюю жизнь обители у нее было множество благодетелей. Особо любят вспоминать монахини об Анне Олениной (в замужестве Анны Андро де Ланжерон), которая была музой Пушкина. "Пушкин был вхож в дом родителей Анны с самого ее рождения. Когда он вернулся из ссылки, ей было 20 лет, — говорит матушка Савватия. — Александр Сергеевич настолько влюбился в нее, что стал просить руки. Но ее родители, несмотря на всю любовь к его творчеству, считали поэта неблагонадежным и категорически отказали. Тем не менее Анна сохранила верность Пушкину и вышла замуж только после его смерти, когда ей было уже 32 года. Ее мужем стал сын французского эмигранта в Петербурге. Они жили сначала в Петербурге, потом 40 лет в Польше. После смерти мужа Анна вернулась сюда, в поместье своей дочки, княгини Уваровой. Последние три года жизни прожила недалеко от Корца. Полностью взяла на себя опеку над детским приютом, где теперь находится училище. Также на ее пожертвования была куплена часть монастырской земли".

9_01

Храм-улей. Пчелки живут в уменьшенной копии Троицкого собора.

ХОЗЯЙСТВО. "Если бы не земля, не знаю, как бы мы сейчас и жили, — говорит настоятельница монастыря матушка Рафаила. — Земля — наша кормилица. У нас есть 20 га в четырех километрах от обители. Мы выращиваем овощи, картофель, свеклу и другие овощи, выращиваем зерновые культуры, чтобы могли сами выпекать хлеб. У нас есть техника, комбайны. Самым трудным считается среди сестер послушание на скотном дворе".

А вот одно из самых любимых послушаний — на просфорне. "Выпеканием занимаются монахини и иногда студенты Духовного училища,  — говорит монахиня Димитрия, с 30-летним стажем работы в монастырской пекарне. — Это святое послушание, и самое любимое послушание! Просфорки выпекают раз в неделю. В среднем за один раз выпекается до 3000 просфорок для прихожан и 100 — для служб".

Есть в монастыре и своя пасека, которая по своему виду напоминает монастырский приход. В макете Троицкого храма живут пчелы. Монахини любовно называют его: "Наш храм-улей" и учатся послушанию у пчел.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять