Тайны монастырей: Скит святой Анны — источник исцеления

24 марта 2015, 12:30

Анастасия Белоусова Анастасия Белоусова

Храм, ушедший под землю, исчезающая икона, коза-фотомодель и ледяная вода от паралича

Реклама

Помните, в сказках есть живая вода и мертвая? Попил живой воды — и исцелился. Сказки сказками, а в жизни все бывает. Например, источник праведной Анны в Ровенской области считают одним из древнейших резервуаров живой воды во всей Украине. Сюда, за 30 км от Почаевской лавры, каждый день съезжаются десятки, а в праздники — и сотни автобусов. Для чего? Чтобы поверить в чудо. А в этом месте Бог проявляет особенно много чудес и исцелений. Чтобы чудо исполнилось, нужно не так уж много: молитва, троекратное окунание в ледяную воду и вера в Бога.

С 2000 года здесь не просто целебный источник и небольшая церковь, а скит Городокского Свято-Николаевского женского монастыря ("Сегодня" писала о нем 17 февраля 2015 г. — "Остров молитвы и покаяния"). Это теперь здесь монастырь, а начиналось все… с молнии, которая ударила в сосну и, пройдя по стволу, вошла в землю. С тех пор из-под ее корней тек источник, который люди прозвали "громовым" и "Троицким" (ибо Господь, единый в трех лицах, управляет всеми стихиями).

4_18

Дети и наставники. Крестный ход вокруг храма.

Реклама

ИСЧЕЗАЮЩАЯ ИКОНА. "По народным преданиям, во времена татаро-монгольского ига здесь стояла церковь, — говорит наш проводник, монахиня Рахиль. — Когда татары нападали на Почаевскую лавру, Господь явил великое чудо: церковь промыслом Божьим ушла под землю, но долгое время люди приходили сюда и слышали звон колоколов. Пока однажды детки-пастушки не нашли здесь икону с изображением праведной Анны. По православным канонам, Анна и ее муж Иоаким, у которых 50 лет не было детей, а потом родилась Дева Мария, являются молитвенными предстателями за бездетных супругов. Детки принесли образ в храм Пресвятой Троицы в селе Онышковцы, в 1,5 км от того места. Селяне обрадовались обретенной святыне, но наутро, когда пришли в храм, оказалось, что икона исчезла. Выяснилось, что она снова была на том же месте, где ее нашли в первый раз! Трижды икону крестным ходом несли обратно в храм, и трижды она возвращалась на прежнее место, где появился целебный источник. Тогда решили соорудить там часовенку, куда и поместили икону. Владелец тех земель не хотел строить часовню и прикинулся, что не видит ни целебного источника, ни иконы. "Где она? Я ничего не вижу!" — сказал барин и тут же ослеп. От ужаса он стал просить людей принести ему целебной воды. Смочил глаза — и прозрел. После соорудил и часовню, и каменные арки над источником".

2_35

В храме. Схимонахиня просит благословения у игуменьи.

СВЯТЫНИ. "Еще у нас находятся две чудотворные иконы — Богоматери "Иерусалимской" и "Онышковецкой", — продолжает монахиня Рахиль. — Когда татары и турки в очередной раз пытались захватить Почаевскую лавру, они сожгли множество окрестных сел, в том числе и Онышковцы. Вернулись в родное село, превратившееся в пепелище, среди сгоревших обломков селяне нашли икону Божией Матери "Иерусалимской". Она лежала ликом к земле и чудом не обгорела. Уцелевшую икону принесли в часовенку у источника. А когда в конце XVII века в Онышковцах снова отстроили церковь, то икону перенесли назад, в храм Пресвятой Троицы.

В XIX веке Матерь Божия снова явила чудо. Владельцем села Онышковцы тогда был некий Скарбник. Он был почти полностью парализован и истратил неимоверное количество денег на свое лечение. В доме Скарбника была удивительная семейная икона, которая передавалась по наследству. На ней отроковица Дева Мария со сложенными на груди руками попирает голову змея-искусителя. Образ этот очень редкий и соответствует библейскому сказанию: "Семя жены сотрет главу змия", а через избранную изо всех людей Марию в мир придет Мессия. От безысходности Скарбник стал молиться у этой иконы и просить Бога об исцелении. Во сне ему явилась Матерь Божия и пообещала выздоровление, если он построит "небольшую храмину" и отнесет туда семейную икону. Наутро Скарбник проснулся здоровым. Он исполнил свой обет: построил храм на источнике и перенес туда икону. Через некоторое время Скарбник переехал в другое село и захотел забрать икону в память о своем исцелении. Послал мальчика-слугу за ней. Когда мальчик снял со стен храма икону, его объял такой ужас, а ноги и руки скрутило так, что он не мог пошевелиться, чтобы поставить икону на место. Весть о наказании мальчика быстро облетела всю округу, после чего к источнику шли люди, а икону стали называть чудотворной благодаря множеству записанных свидетельств об исцелении.

Реклама

3_24

На службе. Три поколения верующих.

СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА. "При СССР и храм в Онышковцах, и источник сильно пострадали, — говорит Рахиль. — После 1959 года храм разобрали и распродали как стройматериал по "запчастям". Разрушив каменные коридоры источника экскаваторами, его полностью засыпали торфокрошкой, землей и накрыли бетонными плитами. Но тогда в ставках ближайшего рыбхоза начала гибнуть рыба. Через время люди поняли, что причина тому — засыпанный источник. Раскопали трактором котлован, в котором снова появилась вода. Священник отец Борис рассказывал, что на этом месте исцелилась девочка, которая вообще никогда не ходила. Отец привез больного ребенка только по просьбам жены. Они побыли тут целый день, окунули парализованную дочь на простынях в целебную воду, помолились и вернулись. Отец вышел из машины, чтобы открыть ворота в дом, и тут увидел, что открылась автомобильная дверь и из машины медленно вышла его прежде парализованная дочь. Это было великое чудо, после которого уверовали даже атеисты. Стараниями местных жителей на источнике соорудили фундамент из бетонных блоков и плит в виде трех коридоров, а в 1991 году завершилось строительство новой каменной церкви в честь праведной Анны, который стоит над источником. Иконы Богоматери "Иерусалимской" и "Онышковецкой" в 60-е годы вывезли неизвестно куда. Остались лишь записи о том, что они были "размеров с входную дверь" и в серебряных ризах. Иконы, которые находятся в храме сейчас, воссозданы нашими монахинями по старым записям из архивов. Мы верим, что Матерь Божия живет и проявляет чудеса не только в этих иконах, а в каждой, даже относительно недавно написанной иконе. Тем более на таком месте, прославленном чудотворениями".

8_07

Подготовка к Пасхе. Создают уникальные восковые писанки.

Реклама

ИСЦЕЛЕНИЯ. В любое время года здесь одна температура воды — плюс 4 градуса. Зайти в источник незакаленному человеку очень сложно. Холод моментально пронизывает до костей и сковывает движения. Потому окунуться реально только с помощью молитвы. Можно прочесть ту, которая висит на стенах источника, можно "Отче наш". Окунаться, по местным преданиям, нужно трижды. В купальниках и плавках монахини окунаться не советуют. Все же святое место, а не пляж. Рубашку, в которой окунулись, советуют не стирать, а высушить на солнышке и сохранить на случай болезней. Если заболел — нужно помолиться, надеть на ночь и спать в ней. Пять лет назад я, будучи еще не особо верующей, купила у матушек в скиту "бабушкину" рубашку в цветочек, окунулась и высушила ее на солнышке. Прошло полгода, я слегла с высокой температурой и вспомнила о рубашке. Не особо поверив, надела ее, произнесла: "Господи, помилуй меня, грешную" и уснула. Наутро температура стала нормальной, и через день я снова была здоровой! Теперь рубашка всегда со мной, если еду к источнику праведной Анны.

"У нас есть такая традиция: если больной человек не может доехать, его близкие окунают в источнике рубашку и привозят больному, — добавляет матушка Рахиль. — Так сделала одна женщина из Одессы. Привезла рубашку дочери, страдающей бесплодием, и сказала: "Просто носи ее". Дочь исполнила просьбу, а мама усилила молитвы. Через время дочь с мужем решились на искусственное оплодотворение. Первое же обследование показало, что женщина беременна! Теперь они уже приезжали к нам, благодарить святую Анну за малыша. Праведная Анна много помогает людям, особенно от бесплодия. Каждую неделю мы узнаем о новых свидетельствах исцеления и долгожданной беременности. Люди приезжают потом крестить деток. Девочки — почти все Анны. Еще много свидетельств от людей парализованных, которых приносили сюда на простынях, окунали, после чего они чудесным образом исцелялись".

7_05

Послушание. Монахини скита с удовольствием водят мотоблок.

НУЖНО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ ОКУНУТЬСЯ. Издавна считалось, что прежде чем идти в Почаевскую лавру, нужно прийти к источнику. "Тогда люди шли пешком из самых дальних мест. Окунались в источнике, молились, как бы готовили себя телесно и духовно, потом шли на Почаевскую гору", — говорят матушки. По правде говоря, далеко не все решаются окунуться в столь холодной воде. "Нужно ли себя заставлять?" — спрашиваю у матушек. "Если боитесь, то мы не советуем, — говорят матушки. — Значит, еще не время. Хотя как-то приехала к нам женщина Тамара из Луцка, у нее была холодовая аллергия. Болезнь, из-за которой к ее первоисточнику — холоду — привыкнуть невозможно. Женщина не могла ни в море купаться, ни в реке. Приехала к нам из Почаева с подругами. Те ее стали уговаривать. Она решилась, но перед окунанием пугала подруг: "Если окунусь — скорее всего умру, ведь плюс четыре!". Перекрестилась, помолилась и окунулась. А выйдя из воды, забыла о своей болезни. Сестра Тамара много раз приезжала к нам, оставалась на послушание на две-три недели — благодарила праведную Анну за исцеление. То есть иногда нужно помочь сделать шаг к исцелению, перебороть свой страх. Но заставлять не нужно. Можно просто умыть лицо, попить воды, с собой взять".

МОНАСТЫРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Сегодня в скиту живут 30 сестер, которые не только совершают молитвы, а развивают подсобное хозяйство: растят овощи и фрукты, держат хоздвор и пасеку, обеспечивая продуктами пять подворий Городокского монастыря. "Скит построен на месте небольшого хутора Новаки, от которого в 2000 году две хатки осталось, и те разваливались, — говорит Рахиль. — Жила одна бабулечка, а когда умерла, дочка пришла и спросила, не хотим ли мы купить домик с участком. Отдала его почти даром, а наша матушка Михаила благословила: "Хорошо, хоть огород будет! Возле монастыря же не посадишь". Так и организовался хоздвор. Хатку ту не сносят, стоит как память. Сестрички любят шутить: "У нас на скиту своя хата есть!". У монахинь 7 коров, 3 телочки и 2 козы, индюки, куры, гуси. Сестры, которые прежде в городе жили, признавались, что никогда и не задумывались, откуда молоко берется и какой это труд — доить коров".

В коровнике на послушании две сестрички — монахиня Маргарита и монахиня Матфея. Среди сестер это послушание считается самым сложным. "Когда матушку Маргариту, чтобы меньше уставала, перевели на другие работы, она назад запросилась. Матушка благословила — и сестричка вернулась в коровник, — говорит с улыбкой монахиня Рахиль. — Вообще, сестры тут особенные, очень животных любят. Была у нас коза Ромашка. Так матушка Лариса пошила ей юбку, одевала, как девочку. Коза знала, когда хозяйка ее одевает, нужно стать на лавку и стоять, не шелохнувшись. Очень любила фотографироваться и умела позировать, как настоящая модель. Сейчас у нас дочь ее, но та поскромнее, совсем не модель, просто козочка".

6_07

На хоздворе. Матушка и дня не может без своих коровок.

СЛУЖЕНИЕ ДЕТЯМ. Помимо хозяйства, монахини заняты на разнообразных послушаниях: изготовление монашеской одежды и священнических облачений, рубашек для окунания паломников. Самое красочное и кропотливое из послушаний — подготовка сувениров к Пасхе. Именно здесь создают удивительные пасхальные яйца из воска и бисера по древним традициям, о которых прежде знали только монахини Корецкого монастыря. По благословению владыки Варфоломея и настоятельниц обителей — матушки Рафаилы из Корца и матушки Михаилы из Городка — сестры скита святой праведной Анны приехали в Корецкую обитель и обучились этому уникальному искусству.

А еще монахини открыли воскресную школу, куда каждые выходные сбегается ребятня со всех окрестных сел. "Это в городах у детей много соблазнов — компьютеры, телевизоры, а в селах особо и пойти некуда, потому они прибегают на воскресную школу, как на праздник, — говорит настоятельница Городокского монастыря и скита праведной Анны матушка Михаила. — Именно в селах теперь будет особое духовное пробуждение. Вот увидите! Часто дети приводят в церковь родителей. Такое теперь время, и в этом — особый промысел Божий. Говорят, молодежь теперь не духовная. Это неправда! Молодежь хорошая, знает и любит Бога. Нет плохих детей. Просто нужно найти к ним подход. Каждый ребенок по своей природе — верующий христианин, но надо уметь это донести".

ЗАКАЛЯТЬСЯ ПО-ПРАВОСЛАВНОМУ

Тем, кто сомневается  — окунуться или нет в холодные воды источника святой Анны, лучше дождаться, когда после службы сюда подойдет местный священник. "Отец Лукьян служил здесь еще до организации монастыря, его все здесь знают и очень любят, — говорит монахиня Рахиль. — Перед нашим приездом он собрал всех прихожан и объявил, что приедут сестры и здесь будет монастырь, что принять нас нужно по-христиански, на то воля Божья. Вообще воспринял реорганизацию спокойно, со смирением, и остался тут служить. Он очень сильный молитвенник. Обожает источник святой Анны и окунается в него по несколько раз в день. А зимой босиком по снегу ходит!" Действительно, увидев нашего фотокорреспондента у источника, отец Лукьян спросил: "Раздумываете? Окунитесь! Еще ни одна душа тут не заболела, только выздоровела! Вот как нужно!" Прямо в черном одеянии, с крестом на шее и радостной улыбкой, отец Лукьян вошел в источник и трижды окунулся.

5_12

Отец Лукьян. С молитвой.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...
Хочешь быть в курсе последних событий?
Подпишись на уведомления. Показываем только срочные и важные новости.
Хочу быть в курсе
Я еще подумаю
Пожалуйста, снимите блокировку сообщений в браузере!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять