Выпуск газеты Сегодня №220 (721) за 24.11.2000
"РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ": СОЗДАНИЕ КРУПНЕЙШЕЙ РОССИЙСКОЙ КОРПОРАЦИИ -- ОТВЕТ НА ВЫЗОВ МИРОВОГО РЫНКА
МИРОВОЙ РЫНОК АЛЮМИНИЯ: КОНКУРЕНЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ
Один из наиболее динамичных и экономически эффективных секторов современной металлургии -- производство алюминия, в последние годы характеризуется постоянным ростом производства, потребления, объемов внешней торговли. По объемам товарных поставок рынок алюминия занимает первое место среди всех цветных металлов. В настоящее время на мировом рынке происходит исключительная по масштабам перегруппировка сил путем слияния алюминиевых компаний. Инициатором является крупнейшая в мире американская корпорация "Alcoa", которая в 1998 году поглотила другую компанию "Alumax". Доли "Alcoa" и канадской корпорации "Alcan" в мировом производстве алюминия составляют 14 и 6 % соответственно. И эти объединительные процессы продолжаются.
Затронули они и Россию. Отчасти для того, чтобы противостоять транснациональным новообразованиям. Российская алюминиевая промышленность, испытавшая все экономические сложности первых лет перестройки, смогла довольно успешно интегрироваться в мировой рынок и сегодня меняет тактику выживания на стратегию планомерного устойчивого развития.
"РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ": ОРИЕНТИР -- ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Акционерное общество открытого типа "Русский алюминий" основано в марте 2000 года в результате объединения крупнейших алюминиевых заводов России, а также ряда предприятий стран СНГ. Предполагается, что после окончания процесса объединения активы компании превысят 8 млрд. долл. (для сравнения капитализация "Alcoa" 25 миллиардов, "Alcan" -- 7,8 млрд. долл.), и она войдет в ведущую тройку мировых производителей алюминия, обеспечивая более 70 % алюминиевого производства в России и около 10 % мирового производства первичного металла. Суммарный оборот предприятий ОАО "Русский алюминий" уже сейчас превышает 4 миллиарда долларов в год.
Главной особенностью компании является вертикальная интеграция в составе производственного цикла последовательных технологических переделов по добыче и производству сырья, выпуску первичного металла, а также полуфабрикатов и готовой продукции из алюминия и его сплавов.
Группа объединяет предприятия по производству глинозема (Николаевский глиноземный завод и Ачинский глиноземный комбинат), первичного алюминия в составе крупнейших российских предприятий -- Братского, Красноярского и Саянского алюминиевых заводов. Братский алюминиевый завод -- крупнейший в мире по объемам производства алюминия -- его мощности достигают 900 тысяч тонн производства первичного алюминия и сплавов из него. Это -- 4% мирового производства алюминия и треть -- российского. Руководство флагмана "Русского алюминия" постоянно работает над модернизацией предприятия, над расширением ассортимента произведенной продукции и выхода с ней на новые рынки. Благо, опыт для этого у холдинга достаточный.
Наиболее современное и технически совершенное предприятие -- Саянский алюминиевый завод, работающий по экологически чистой технологии. Братский и Красноярский заводы являются крупнейшими в мире предприятиями по производству алюминия. Крупнейшим перерабатывающим предприятием "Русского алюминия" является Самарский металлургический завод. Он производит около половины российского алюминиевого проката, при этом 75% продукции экспортируется. А новейшим предприятием является завод "Ростар", способный обеспечить выпуск 1,5 миллиарда алюминиевых банок для напитков и крышек к ним. Кроме того, созданная на предприятии компания "Экоинжиниринг" занимается сбором и утилизацией банок. Также в составе группы -- крупнейший в России производитель фольги и упаковочных материалов -- завод "Саянская фольга". Он является самым передовым и технологически развитым предприятием, обеспечивающим полный цикл производства -- от заготовки до гладкой алюминиевой фольги.
НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ -- МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Одно из главных преимуществ вертикальной интеграции "Русского алюминия" -- способность образованной структуры к саморазвитию, что определяется в первую очередь возможностями проведения единой и рациональной инвестиционной и финансовой политики, направленной на снижение производственных затрат и организацию эффективного маркетинга, способствующих в конечном итоге укреплению конкурентных позиций компании. Это позволяет существенно уменьшить финансовый риск и расширяет возможности привлечения капитала.
Для реализация планов компании разработана инвестиционная программа, предполагающая техническое перевооружение алюминиевых заводов и развитие собственной сырьевой базы с использованием крупных финансовых ресурсов. Это обеспечит прирост производства в размере около 50 тыс. тонн ежегодно, а также кардинально улучшит экологическую ситуацию на предприятии и в регионе. Только для Николаевского глиноземного завода общий объем инвестиций в модернизацию производства в ближайшие два года составит $40 млн., что позволит повысить годовую мощность завода до 1,5 миллионов тонн.
ВЫБОР РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ
Сегодня более 80 % производимого в России алюминия идет на экспорт. "Русский алюминий" -- крупнейший в мире экспортер первичного алюминия, он поставляет на мировой рынок более 2 миллионов тонн металла. Но сейчас одной из главных задач компании является расширение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, полуфабрикатов и готовых изделий из алюминия. Это позволит динамично развиваться всем предприятиям группы, учитывая спрос на мировом рынке потребления готовой продукции.
Стратегия компании направлена на расширение вертикальной интеграции и укрепления своих позиций на внешнем рынке. Результативная деятельность "Русского алюминия" говорит о том, что на мировом рынке появилась крупная корпорация, способная активно участвовать в глобальных процессах изменения мировой алюминиевой отрасли