Выпуск газеты Сегодня №192 (1240) за 29.08.2002
ПЯТЬ СЦЕНАРИЕВ, СПОСОБНЫХ ПЕРЕВЕРНУТЬ МИР
Интересный факт -- помнится, в апреле прошлого года Леонид Данилович высказывался категорически против парламентско-президентской формы правления. Более того, называл такое реформирование "трагедией" для страны. Аргумент, который приводился тогда -- парламент нестабилен, политические силы не смогут договориться между собой, поскольку имеют разные политические интересы. Чем же вызвана смена позиции?
Ряд аналитиков, в частности, эксперты фонда "Содружество", отмечают, что заявление Президента вероятней всего, связано с неопределенностью кандидатуры потенциального преемника. А передача власти будущему парламентскому большинству для Президента является вынужденной мерой. Скорее всего, формирование пропрезидентского парламентского большинства находится в завершающей стадии. Это вчера подтвердил и постоянный представитель главы государства в Верховной Раде Александр Задорожный. Он заявил, что 231 депутат уже согласился состоять в "новом большинстве".
Та политическая ответственность, которую должно будет перебрать на себя новое большинство, поможет Президенту снять с себя часть негатива в случае выдвижения своей кандидатуры на третий срок. (Леонид Кучма заявил, что передача власти произойдет в "положенный срок", однако не уточнил, когда это произойдет -- в 2004 или 2009 году.)
В случае формирования на базе нового большинства коалиционного правительства не исключен раскол во фракции Ющенко "Наша Украина", поскольку отдельные влиятельные представители "НУ" могут пойти на компромисс с властью. Это, в первую очередь, Юрий Костенко, Петр Порошенко, Геннадий Удовенко, учитывая их нежелание участвовать в акциях протеста, намеченных оппозицией на сентябрь.
Наверное, недаром в обращении Президентом упоминается "конструктивная оппозиция", ранее не выделяемая в качестве равноправного партнера власти. Таким образом, существует вероятность достижения договоренностей между пропрезидентскими силами и блоком "Наша Украина". Последняя и может занять нишу "конструктивной оппозицию". Для власти подобный шаг является позитивным технологическим ходом. Особенно накануне осенних акций протеста.
В данный момент видится несколько сценариев развития событий на ближайшую перспективу:
Сценарий №1. В середине сентября Президент вносит предложения по реформированию системы власти (президентско-парламентской). Однако Верховная Рада не поддерживает данные изменения. Оппозиция обвиняет Президента в декларативности своих заявлений и активизирует работу по досрочному отстранению его от власти.
Сценарий №2. Происходит создание парламентского большинства на базе бывшей "Единой Украины" и СДПУ(о). Большинство формирует коалиционное правительство. Происходит подготовка к передаче власти на президентских выборах 2004 года представителю большинства. Оппозиция проводит акции протеста. Власть дискредитирует оппозицию и устанавливает диалог с "Нашей Украиной".
Сценарий №3. Создается парламентское большинство на базе бывшей "Единой Украины" и СДПУ(о). Большинство формирует коалиционное правительство. Через Конституционный Суд признается легитимность баллотирования Леонида Кучмы на президентских выборах 2004 года. С целью поддержки большинства Президент выдвигает свою кандидатуру на третий срок. Оппозиция организовывает акции гражданского неповиновения. Часть парламентариев из фракции "Наша Украина" переходит в "Единую Украину", другая часть -- в более радикальную оппозицию.
Сценарий №4. Происходит создание парламентского большинства на базе бывшей "Единой Украины", СДПУ(о) и "Нашей Украины". Роль Блока Тимошенко и Соцпартии сводится к минимуму. Активизируются расследования по делам Тимошенко и ряда оппозиционеров. Создается коалиционное правительство.
Сценарий №5. Парламент инициирует введение пропорциональной избирательной системы. СДПУ(о) активизирует работу в регионах. Глава администрации Президента Виктор Медведчук выдвигает свою кандидатуру от партии на президентские выборы. Принимая во внимание внутреннюю разрозненность блока "Единая Украина" и наличие значительного количества потенциальных кандидатов на пост Президента от данной политической структуры.