Выпуск газеты Сегодня №261 (1606) за 17.11.2003
"ТОТАЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ ВЕДЕТ К ПОЛНОЙ ДЕГРАДАЦИИ"
Кстати, с легкой руки "горячей" троицы сам Виталий стал графом Дракулой. Именно в такой роли увидели его создатели клипа "Рассвет", задумавшие воплотить свой сюжет во Львове на Лычаковском кладбище. Однако съемки сорвались из-за нелетной погоды (технику должны были доставить из Киева самолетом, а из-за тумана аэропорт был закрыт). В итоге работали на частной квартире, набитой антиквариатом. Эпизод с участием Алены Винницкой в клипе займет около полутора минут, а снимали его более восемнадцати часов. "Поразительно: команда Вилкса снимает не клип, а кино. Множество планов, дублей ради нескольких движений", -- рассказала Алена. Во второй день снимали сцену графа Дракулы на чердаке городского физкультурного диспансера. "Я надеюсь, что в жизни я все-таки не похож на свой персонаж", -- прокомментировал Виталий Климов. На этой неделе команда планирует завекршить съемки во Львове, а закончится работа над сюжетом о светлых и темных силах в Крыму.
Мы встретились с Виктором Вилксом и Павлом Владимирским тоже не в самую "летную" погоду: в Киеве шел первый снег, и медленно падающие пушистые снежинки в дверном проеме придали нашей беседе какую-то легкость и несерьезность. (Но только на первый взгляд.)
-- Как вам понравилась Алена Винницкая?
Павел Владимирский: -- Самые лучшие впечатления.
Виктор Вилкс: -- Ее песни мы уже слышали, могу сказать: ничего общего с тем коллективом, участницей которого Алена была.
П.В.: -- Мы все знаем, что такое "ВИА Гра". Дело в том, что в какой-то момент уже стало трудно представлять себе в ее составе Алену. Песня "Рассвет" -- это действительно ее образ, они вполне адекватны.
-- Расскажите о своей основной деятельности.
В.В.: -- Знаете, бывает, когда основной род деятельности ненавистен, а на хобби человек отрывается... Вилкс-студия -- крупнейшая в Прибалтике компания, которая работает на своем рынке, а также немножко на Казахстан, Россию. Изначально я воспринимал свою работу в рекламе так: за счет заказчиков я оттачиваю свое мастерство, овладеваю киноязыком. Но последнее время рекламные агентства представляют уже готовые разработки, поэтому мне там уже делать нечего.
П.В.: -- Когда мы начинали заниматься этим профессионально, не существовало никаких учебных заведений, где обучали бы этому ремеслу. Был ВГИК -- довольно пыльный на то время. И мы избрали путь испытания на своей шкуре, и, так же, как и всему остальному в жизни, учились на собственном опыте. Прогрессировали именно за счет экспериментов: нам было интересно потрогать все своими руками.
В.В.: -- Ни один студент в процессе обучения не может себе позволить какие-то технические тонкости: к примеру, что такое страбирующее освещение при рапидной съемке? А мы -- можем. Для этого нужно то-то или это. И мы в результате видим, что это -- фигня, ничего особенного.
-- Многих клипмейкеров и рекламщиков тянет в кино: каждый творец стремится к большему.
П.В.: -- Тут нет никаких иллюзий. Я знаю людей, которые спокойно говорят, что за кино не возьмутся никогда, потому что нравится делать клипы. Это счастливые люди, я их уважаю. Есть и параноики, которые все время мечутся между кино и клипами -- в результате не получается ни то, ни другое. У нас есть достаточно твердое убеждение на этот счет. Мы по-честному любим кино и считаем себя достаточно компетентными, потому что долго изучали это явление вообще. Но мы также хорошо знаем, на чем можно обломаться в этом процессе. Кино -- это процесс коллективного творчества, там работает много людей, и от каждого зависит результат. Мы уже несколько раз обжигались... Попыток было много, и мы уже знаем, какие ошибки приводят к провалу.
-- Почему вы все-таки решили снимать на украинской натуре? Ведь Рига тоже очень красивый город.
В.В.: -- Есть такая вещь, как деньги.
П.В.: -- Как только у нас появляется возможность, свободные деньги, мы сразу едем куда-нибудь. Это -- наша вторая натура. Я -- потомственный путешественник (в хорошем смысле слова). Не зная, как куда-то добраться, смело еду. Довольно долгое время занимался репортерской практикой. Очень любил уличную фотографию, что позволяло отбивать расходы на дорогу. Маршруты были достаточно авантюрные: я объездил довольно большое пространство -- сухопутное и морское.
В.В.: -- И заразил меня.
П.В.: Вилкс тоже подвержен этому, поэтому много лет мы осуществляем свои экспедиции, которые неразрывно связаны с кино. (Хором, с хохотом.) Мы всегда берем с собой свою кинокамеру!
-- Во Львове раньше бывали?
В.В.: -- Мы ехали через Польшу, чтобы не пересекать Белоруссию, и на машине приехали сразу во Львов. Все там облазили, нашли места для съемок. Наверное, лучшего для этого клипа Алены не найти (там тема Дракулы, вечная тема, с которой начиналось кино).
-- С кем из звезд вам было приятнее общаться во время работы над клипами?
В.В.: -- Приятнее всего мне лично общаться с Земфирой -- она мне как сестра. С остальными -- тоже нормально.
-- А с Филиппом Бедросовичем?
-- Он не был моим клиентом, но тоже -- очень приятный человек: скромный, адекватный. Мне понравилось у них дома, а также респект по отношению ко мне. У нас не состоялась работа -- я просто слишком "замахнулся", учитывая статус "суперстар"...
П.В.: -- Было бы странно делать клип Киркорову из-за того, что он является прогрессивным и экспериментальным музыкантом, которому хочется помочь. Это не тот случай. Поэтому мы предложили ему самые передовые технологии, которые на тот момент оказались слишком дорогими.
В.В.: -- В общем, переборщили немножко.
П.В.: -- Думаю, что сейчас бы он уже смог себе больше позволить.
В.В.: -- Больше всего мы сделали с Ильей Лагутенко. "Ранетка" -- это было от души. Там я могу отвечать за все.
-- А были случаи, когда вы отказались снимать кому-то видео?
В.В.: -- Нет, мы никому не отказывали, потому что это -- хамство.
П.В.: -- Мы всегда предлагали какие-то решения. А принимать их или нет -- личное дело каждого.
В.В.: -- Есть очень простой вариант: перевести это из разряда хобби в разряд работы.
-- Кому не повезло в этом плане?
П.В.: -- Всем, кто с нами не работал.
В.В.: -- Честно говоря, был случай с "Дискотекой "Авария": не понравилась песня. Мы поставили кассету, и она даже не докрутилась до конца: остановили магнитофон и отдали кассету. Могу сказать громко: есть ненависть какая-то, внутреннее неприятие.
-- А если бы вам предложили какую-то заоблачную сумму?
П.В.: -- Это к нам не имеет отношения. Мы не зависим от денег вообще -- у нас есть на чем зарабатывать!
-- Счастливые вы люди, вообще (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!).
П.В.: -- Пытаемся понять, что это означает, и, может быть, мы уже где-то недалеко от этого состояния. Во всяком случае, иногда нам действительно бывает очень хорошо. Хотя, тотального счастья не хотелось бы, потому что оно ведет к полной деградации...
ИЗ ДОСЬЕ ГОРЯЧЕЙ ТРОИЦЫ
Виктор Вилкс родился в Риге в 1969 году. Прогуливал школу, чтобы учиться в художественном училище, пел в англоязычной группе Cash Cash (в духе Depeche Mode), увлекался фотографией, в 1992 снял свой первый музыкальный клип, который на конкурсе "Поколение-92" вошел в шестерку лучших. Бросил учебу и занялся рекламой. Когда взошла звезда "Муммий Тролля", Вилкс познакомился с Лагутенко в Риге и снял видео на песню "Ранетка". На свои деньги. Ролик установил рекорд пребывания в топе MTV (1998). Следующие работы -- "Невеста" (1999), клип года по версии журналов Fuzz и ОМ. Земфира: "Без обмана" (2000), "Сплин": "Остаемся зимовать", "Deadушки и Бутусов": "Триллипут" (2001). "Би-2": "Моя любовь" (2002). "Мухи -- лучшее, что я сделал", -- сказал потом Вилкс. Земфира: "Бесконечность" (2003). Поклонники таланта говорят, что Вилкс снимает "что-то среднее между Тарковским и Кафкой".
Павел Владимирский -- журналист, закончил ЛГУ (Санкт-Петербург), работал фотокорреспондентом, занимался уличной фотографией. Со временем перепрофилировался в оператора, снял для ОСП-студии телефильм "Сестра-3". "В детстве у меня была книга Леси Украинки -- это было первое знакомство с украинким языком. Я был тогда "младшего школьного возраста", и очень удивлялся, что буквы русские, а текст непонятен -- было очень забавно", -- сказал Павел "Сегодня".
Художник Микелис Фишерс -- представитель современного латышского искусства, недавно состоялась его персональная выставка в Лондоне. С прессой предпочитает не общаться.