Выпуск газеты Сегодня №45 (1689) за 27.02.2004
"ВЫСОКАЯ МОДА НЕСОВРЕМЕННА", --
Детство Франциско Рабанеда и Куэрво а Пасахес де Сан Педро (настоящее имя кутюрье) прошло в обществе крайне религиозной бабушки, не чуждой оккультизма, и матери -- видного деятеля испанской Социалистической партии и абсолютной атеистки. "На меня безусловно повлияла мама -- марксистка и материалистка. Она утверждала, что религия -- это как футбол, опиум для народа. С другой стороны -- бабушка, христианка и наследница магов. Это она показала мне власть камня, силу воды, объяснила значение многих магических символов. Я обожал их, таких разных -- маму и бабушку, и воспитывался между двух противоположностей". Может, именно окружение способствовало развитию у юного Франциско терпимости, щедрости, заботы об окружающих и открытости миру. А также столь редкого дара восприятия многогранности мира.
В 1937 году семья Франциско из Испании переехала во Францию. В возрасте 15 лет талантливый юноша поступил на архитектурное отделение Национальной школы художественного искусства. Первую славу принесла ему скульптура -- в 1963 году Рабанн получил награду Парижского биеннале.
Еще во время учебы Пако начал рисовать модели одежды. А чтобы оплачивать учебу, создавал модные пуговицы для Дома Баленсиага, в котором мать Рабанна работала главным ассистентом Кристобаля Баленсиаги. И уже в 1965 году он подписал свою первую коллекцию новым именем -- Пако Рабанн. Такое имя было выбрано неслучайно. "Пако" -- по-испански "ворон", Рабанеда считали эту мудрую птицу покровительницей своего рода. А Рабанн -- всего лишь сокращенный вариант трудно запоминающегося имени.
Первый показ Пако Рабанна шокировал публику. Босые манекенщицы под музыку (что было новинкой для тех лет) танцевали в "платьях, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить". Коллекция "12 немыслимых платьев" принесла Рабанну известность в мире моды. А следующая закрепила за ним славу провокатора. "Увидев на подиуме чернокожих манекенщиц, журналисты из американского Vogue плевали мне в лицо. Я с удовольствием вспоминаю об этом по прошествии тридцати лет".
В 1966-м Пако Рабанн создает одежду из бумаги, подсказывая миру идею "одноразовой" одежды. В 1967-м в полном смысле "клепает" металлические облегающие фигуру платья. В 1968 году дизайнер представил вязаный мех и алюминиевое джерси. Похоже, его фантазия безгранична... Всего через 20 лет он использует для своих платьев лазерные диски, а следующим невероятным экспериментом становятся модели из голографического волокна и органического стекла.
"Мои модели надо воспринимать как манифесты. Некоторые вещи нужно довести до крайности, чтобы вызвать ответную реакцию. Я использую свои платья из металла и пластика, чтобы обострить чувство самосознания у женщин. А платья будущего -- это, может быть, будет всего лишь аэрозоль, распыленная на тело". Модельер в совершенстве владеет секретами женской анатомии. Не только стройная Наоми Кэмпбелл, но и тощая Твигги входили в число его почитателей. Даже такие разные женщины, как Патрисия Каас и Латойа Джексон с удовольствием носят одежду от Расо Rabanne.
Авантюрный характер не позволяет кутюрье ограничиться лишь "модными революциями". В 1969 году он создает аромат "Calandre", который буквально сразу завоевывает женские сердца. Потом были "Paco Rabanne Pour Homme" (1973), "Metal"(1979), "La Nuit"(1985), "Sport"(1986)... А дерзкий аромат 90-х "XS" до сих пор остается в списке самых покупаемых. Не отстает от него по популярности и "Ультрафиолет". В 1981году появляется мебель, столовые принадлежности и скатерти от Расо Rabanne. В течение многих лет его творения выставляются в лучших музеях мира -- в Нью-Йорке, Токио, Париже, на фестивалях и ярмарках в Монреале, на Капри, в Милане.
И вдруг в 1999-м легендарный Пако Рабанн заявил: "Haute couture -- это ложь. Прощайте". Многие почитатели его таланта всерьез испугались, что Мастер прощается с миром моды. Все облегченно вздохнули лишь тогда, когда стало ясно, что парфюмерная промышленность и мода не обойдутся без оригинального испанца. "В haute couture меня больше всего привлекали артистизм и качество работы. Но времена изменились, изделия должны продаваться. Высокая мода несовременна, она не вписывается в нашу действительность. Pret-a-porter сегодня стала для творческой личности гораздо более интересным занятием..."