Выпуск газеты Сегодня №81 (2023) за 12.04.2005
МИНИСТЕРСКИЙ "РАЗГОН ЧЕРТЕЙ"
— Для наших студентов преподаватели ничего не делают, — ответил мне Геннадий Варламов, проректор по учебной работе КПИ. — Это просто не этично. Может, откуда-то извне, в других вузах преподаватели, особенно молодые, еще могут зарабатывать таким образом деньги. Но я даже не представляю, как это можно проверить. Ведь наверняка они делают это дома, кому-то помогают.
— Я знаю, в других вузах методисты, лаборанты достают курсовые, дипломные из архива двух-трехлетней давности и перепродают их студентам-заочникам, — признался Владимир Панченко, проректор по учебной работе Киево-Могилянской академии. — Все зависит от коллектива, как говорят: главное, "не запустить в болото первого черта". Первого запустишь — наплодится великое множество. У нас "черт" еще не завелся.
Как оказалось, Министерство образования и науки взялось за борьбу с коррупционными "чертями" всерьез. И методику разработали особую. Средневековая инквизиция со своим лозунгом: ловить и сжигать — отдыхает. Благородные умы министерства не будут "ловить чертей". Они просто поменяют "болото".
Об этом методе "Сегодня" рассказал заместитель директора департамента высшего образования Юрий Коровайченко.
— Надо быть слепым, чтобы не видеть многочисленные объявления, в том числе и при входе в вузы. Но решить проблему с помощью запретов невозможно. Да и фирмы, которые этим занимаются, как правило, имеют какие-то лицензии. Хуже, когда такой деятельностью грешат преподаватели вузов. Они нарушает положения статьи 51-й Закона Украины "О высшем образовании". В части обязательств — придерживаться норм профессиональной этики и морали, и условий заключенного контракта. Так что юридических оснований для увольнения в таком случае более чем достаточно. А найти работу с такой записью в трудовой книжке сложно.
В этом году уже 100 украинских вузов перешли на европейскую кредитно-модульную систему. Расчленение учебного плана на блоки, непрерывный тестовый контроль знаний повысят и качество, и интенсивность обучения. По этой системе усилия студента сосредоточены только на самостоятельной работе. И еще. Необходимо переломить мотивацию работодателей. Он должен знать о выпускнике все. Поэтому будет введено новое приложение к диплому — "паспорт" выпускника: когда и какую практику проходил, где обучался, на какую должность может претендовать. Надеемся, приложение станет основным документом при трудоустройстве.
Все это позволит избавить высшее образование от создавшегося негатива. А фирмы по изготовлению студенческих работ исчезнут из-за отсутствия потребителей.