Исследователи не называют причины прогресса в математике, так как тестирование направлено только на выявление тенденций, а не определение факторов.
Между тем, комментируя упадок чтения, специалисты назвали несколько главных причин. Во-первых, школьники все реже читают книги в свободное время, посвящая его интернету, обмену текстовыми сообщениями и просмотру телевидения. Во-вторых, школьные программы в этой области являются объектом критики за низкий уровень требований к учащимся.
Тестирование под названием "Национальная оценка образовательного прогресса" проводится министерством образования США.
Как показало исследование, единственной группой, добившейся за десятилетие заметного прогресса в чтении, были отстающие школьники. Средние оценки по чтению в группе 10 процентов наименее успешных учеников с 2000 по 2009 год выросли на 16 процентных пунктов.