Стать местной знаменитостью в приморском поселке Николаевка Сергею Тюрину помогла вовсе не его неромантическая профессия сварщика. И даже не любовь к канарейкам (их в коллекции около сотни), а то, что за девять лет жизни в Крыму, куда он перебрался из Челябинска, ему удалось не только своими руками построить дом, но и превратить его в музей.
"Раньше на этом месте была яма силосная, — рассказывает 50-летний хозяин, показывая владения. — Пришлось немало сил положить, чтобы все до ума довести".
Начинается "экспозиция" уже во дворе: дорожки аккуратно "застланы" морским камнем. Из канатов, которые удалось выловить в пучине, сооружены лестницы, а коряги, которые море выбрасывает на берег, в руках Тюрина оживают. Из одной такой он жабу сообразил, а из другой — лебедя. На клумбах, украшенных камнями, розы и гибискус, а у "самодельного" фонтана — гипсовый Нептун, тоже авторский.
"Все это творчество началось от одиночества и от безысходности, — признается Тюрин. — Денег нет, а охота что-то красивое сделать. Так, чтобы заштукатурить столовую, нужно $700, а их нет, вот и начал выдумывать. Сначала потолок облепил морскими камнями и сосновыми шишками, а потом за картины принялся. Леплю из бетона, ракушек и клеящей смеси".
ЦЕННЫЙ ХЛАМ... Просторная столовая похожа на музей. Здесь валом всего — от меди, бронзы и серебра времен скифов до самоваров эпохи царей. На вопрос: "Откуда?" отвечает, мол, это все море и поле.
"Для чего? А чтобы люди любовались! Кто в гости ко мне приезжает — смотрит, а потом что-нибудь да привозит, — поясняет Сергей. — Например, за этого орла демидовской ковки и два чугунных утюга человек отдал на границе штраф 1700 гривен, но мне довез. Или вот, сосед Анфилов нашел у себя в саду эту именную вазочку 1904 года, повез к старьевщикам, ему сказали, мол, была бы здесь крышечка, дали бы 5 тысяч гривен, а так одну предлагаем. Он отказался от такой милости, вазочку мне подарил".
Есть в коллекции Тюрина и якорь адмиральский, поднятый со дна, и штык-нож времен ВОВ, и скифское холодное оружие. Есть ружья старые и кости мамонта, добытые на глубине 25 метров, и окаменевший фрагмент деревянного корабля. Из гильз, найденных в поле, умелец смастерил "музыку ветра" — некий агрегат, который издает приятные звуки.
...И КАРТИНЫ. Хозяйский подвал похож на картинную галерею. Автор полотен — все тот же уральский сварщик, только пишет он не акварелью и не маслом, а камнями, в том числе и полудрагоценными: яшмой, агатом, халцедоном.
"В среднем на одну картину, когда есть вдохновение, уходит три ночи, — делится художник. — Например, на месте этого краба должна была быть подводная лодка, но поскольку не особенно представляю, какой она должна быть, то вылепил краба". Каменное полотно, на котором жена встречает вернувшегося домой мужа-пирата, называется "Остров свободы", а верблюд "облюбовал" полотно "Белое солнце пустыни".
Решение построить подвал-галерею возникло внезапно, а в жизнь воплотилось всего за одну зиму. "Однажды сидел и думал, чем бы мне заняться, — вспоминает Сергей. — Вот и надумал подвал. Снял с себя цепочку, которую носил почти четверть века, продал ее за 14 тысяч, накупил цемента, церезита и построил. Зимой здесь яблоки хранятся, а летом прячусь от зноя, принимаю гостей — смотрим телевизор, чай пьем и даже танцы устраиваем, акустика потому что хорошая". Еще одна слабость Тюрина — это птицы. Любовь к ним возникла неожиданно: сначала появились куры, затем бойцовые петухи и голуби, щеглы, канарейки и попугаи.
"Канарейки — это вообще моя душа, — признается он. — Даже выделил комнатку, пусть живут". Пернатыми животными, как морскими камнями, уральский сварщик увлекся в Крыму, куда однажды приехал отдыхать. "И засосало, — говорит он, смеясь. — Здесь ведь остаются больные люди, потому что Крымом надо болеть, чтобы здесь жить. Вот даже по отдыхающим, которые к нам в Николаевку из Москвы приезжают, сужу: денег — куры не клюют, а на зарубежные курорты не едут, в Крым их тянет. Потому что здесь как-то все по-особенному!".