Гонения на православных в Полтаве: с чего начались и почему

14 Апреля 2018, 07:35

Пытки на Полтавщине, тайна смерти епископа Прилук и расстрел 17 мгарских монахов

Уничтожение церковных ценностей. Попытка заменить веру в Бога верой в человека длилась более 70 лет
Уничтожение церковных ценностей. Попытка заменить веру в Бога верой в человека длилась более 70 лет

С убийства киевского митрополита Владимира Богоявленского, совершенного 25 января (7 февраля по н. ст.) 1918 года, и захвата Киева войсками Красной армии начался новый этап в истории Православной церкви  — период сильнейших гонений на веру, репрессий и уничтожения духовенства. Казнь киевского митрополита Владимира среди епископата была первой. Впоследствии казни и репрессии против иерархов, духовенства и верующих, уже прикрываемые видимостью "социалистической законности" и судебных решений, стали массовыми. О том, что происходило в Полтавской области, и о причинах подобного явления "Сегодня" рассказал митрополит Полтавский и Миргородский Филипп.

Почему гонения случились в ХХ веке

— Владыка Филипп, почему, на ваш взгляд, такие сильные гонения на духовенство произошли именно в ХХ веке?

— ХХ век был для человечества переломным не только в науке, но и в образе жизни, в политике, экономике, в человеческих взаимоотношениях — во всем! В течение всего ХХ столетия шла череда освободительных войн, революций, социальных преобразований, вызвавших к жизни новое государство — СССР. В ХХ веке наука сделала великие шаги вперед. Покорен космос и глубины океана, созданы лекарственные препараты, найдены методы лечения, практически позволившие полностью победить ужасные болезни, уносившие десятки жизней, определена структура ДНК, расшифровка генома человека. Человек обрел власть над ядерными процессами. Работа с применением физической силы сократилась почти в 100 раз.

— И тем не менее в этот век появились Сталин, Гитлер, Муссолини…

— Да. Тоталитарный режим возник во многих странах. Добавьте две мировых войны, которые унесли десятки миллионов жизней — что намного больше, чем при эпидемии чумы или холеры! На мой взгляд, появление указанных ужасных явлений именно в просвещенном ХХ веке не случайно. Человечество многого достигло и начало "пьянеть" от собственных достижений. Некоторым людям начало казаться, что они в состоянии построить рай на земле собственными силами, разумеется, без Бога.

И тут мы вплотную подходим к важнейшему вопросу отношения просвещенного человечества и Бога, который верой не только сотворил все, но и заботится о своем творении. Несмотря на периоды внешнего спокойствия и благоденствия Святая церковь никогда не пребывала в полном благополучии. Об этом говорил Господь Иисус Христос: "В мире будете иметь скорбь… Если меня гнали, будут гнать и Вас".

Эпоха жестких гонений на православную церковь с разрушением храмов и убийством верующих явило картину Крестного пути Христа. Таким же путем последовали архиереи, и священники, и монашествующие, и миряне из разных сословий. Православная церковь принесла Христу плоть своих Голгофский страданий, пополнив сонм святых мучеников и исповедников XX века.

— Вы хотите сказать, что гонения на духовенство в ХХ веке сравнимы со временами гонений первых христиан?

— Именно так. Обратите внимание на речь кровавого большевистского командира Муравьева (о "Кровавом терроре" "Сегодня" писала 16 марта 2018 года. — Авт.), где он описывает свое поведение в Киеве: "Мы идем с Огнем и мечом устанавливаем советскую власть. Я занял город, бил по дворцам и церквям, по попам и монахам, никому не давал пощады". Обратите внимание, что первыми единственными целями названы именно священники и монахи! И зверства были не только в Киеве. В Воронеже, например, верующих пытали, усаживая в бочку, утыканную гвоздями, кольями на лбу выжигали пятиконечные звезды! Возьмем акт медицинского осмотра убиенного митрополита Владимира. В нем указано, что архиерея расстреливали разрывными пулями, кололи холодным оружием. Медицинское освидетельствование зафиксировало несколько огнестрельных ран, многие из них были смертельными.

В Полтаве священников сажали на кол

— А что происходило в вашем регионе?

— Что касается нашего региона, то в Полтаве и Кременчуге всех священников сажали на кол. По свидетельствам очевидцев, в Полтаве пытками руководил некий Григорьев, вошедший в историю как уничтожитель монахов. За один день под его "руководством" посадили на кол 18 монахов. В Екатеринославе (ныне Днепре. — Авт.) предпочитали побивание камнями.

Убийство отца Василия

— А были в полтавском регионе убийства архиереев?

— Вспомним о полтавском священномученике Василии Зеленцове, епископе Прилуцком, викарии Полтавской епархии. Владыка регулярно совершал богослужения в Троицком храме Полтавы. Его проповеди, духовные беседы влекли людей в храм, как магнитом.

Владыка Василий всегда помогал нуждающимся, причем эта помощь была совершенно бескорыстна. Он помогал и католикам, и евреям в трудную минуту. Он отдавал все другим, и своим смирением, духовной мудростью заслужил любовь и признание людей. Впоследствии даже один из палачей священномученика Полтавского Василия Чегис Линдэ перед убийством заявил: "Как служителя культа и врага Советской власти, я бы вас с удовольствием расстрелял. Но признаю, что уважаю вас как человека убежденного и стойкого". Попав в тюрьму, он даже там приобрел уважение заключенных, которые звали его "наш батюшка", "наш Василий", "наш отец". Заключенные настолько любили его, что даже тюремные наряды брали на себя, а если кто-то пытался выразить неуважение отцу Василию, вступали в его защиту.

— Его расстреляли?

— Согласно официальным данным, узника Зеленцова расстреляли 27 февраля 1930 года, после чего похоронили в безымянной могиле на Ваганьковском кладбище. Однако существуют свидетельства, согласно которым епископа сбросили еще живым с верхнего этажа тюрьмы, потом на окровавленное тело пустили собак, а после оставшиеся кости выбросили в выгребную яму.

— Как верно кто-то сказал, мученики ХХ века подтвердили истинность христиан­ства...

— Священномученик Агранил Бутковский в самый разгар гонений писал с удивительным оптимизмом: "Будем своим твердым ясным уверенным словом раскрывать людям правильное отношения к жизни, прежде всего к покаянию, после чего все от Бога да возвратится с лихвой".

"Одобряйте всех, примиряйте озлобленных жизнью, вливайте в них начало светлой жизни по Евангелию Христа. Наше дело — собирать церковь Христову, чтобы разочаровавшиеся во всяких партиях люди здесь в Церкви среди верующих нашли живую пристань и добрый покой".

Полтавские мученики: расстрел игумена и монахов Мгарской обители

"Одно из самых кровавых дел Полтавщины — расстрел монахов Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, — говорит митрополит Полтавский и Миргородский Филипп. — В ХХ веке Господь воздвиг новый сонм преподобномучеников мгарских (игумена Амвросия и с ним 16 братьев). 1 августа 1919 года, после грабежа и бесчинств в монастыре, большевики арестовали игумена Амвросия и 24 монахов и под конвоем повели в Лубны. В комиссариате игумена допрашивал комиссар Бакай, после чего вместе с братией их погнали пешими по Пырятинской дороге в сопровождении семи красноармейцев. Спустя примерно 5 км их нагнала конница Бакая. Комиссар скомандовал разделить братию на три партии по восемь человек. Игумен пытался обратиться с просьбой помиловать братию, в ответ Бакай убил его, выстрелив в упор. После чего скомандовал: "Исполнительная команда, стройся!" — солдаты дали залп по остальным семи монахам.

Впоследствии иеродиакон Исаакий, которому удалось выжить, описывал события так: "Стреляли они по монахам почти в упор. Находился я во второй партии, упал, притворившись убитым, после того с меня сняли сапоги и пошли дальше". Выживший иеромонах Феофил свидетельствовал: "Нас отвели в канаву и произвели в нас залп из винтовок на расстоянии пяти шагов от нас. Когда после первого залпа мы попадали на землю, они произвели несколько выстрелов по лежавшим. И, не проверяя, кто убит, спешно пошли дальше. Было очень темно".

Спустя почти два месяца после расстрела Лубенский окружной суд обратился к Полтавскому архиерею с просьбой вырыть тела расстрелянных игумена и 16 монахов для вскрытия, но епископ Алексий ответил: "Не нахожу возможным беспокоить прах мучеников вскрытием их из могил".

maxresdefault-1

Твердыня православия. Мгарская обитель открыта с 1619 г.. Фото: Архивы Мгарского монастыря

Авторы:

Анастасия Белоусова, Ярослава Корнеева

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...