Многие знают Старый Новый год – праздник Маланки и Василя 13-14 января, но не будет преувеличением сказать, что он во многом забыт.
Последние годы я все чаще наталкиваюсь на новости о карнавалах на Маланку, но ни разу не слышала, чтобы Маланку-Василя позиционировали как Наш Украинский Новый год.
Но это именно так, и именно к двум именным праздникам Старого Нового года – дням св. Мелании и св. Василия – привязан такой массив украинских народных традиций, что нынешнему Новому году и не снилось!
И то, что я вспомню здесь и сейчас – лишь малая, десятая часть.
*****
Отождествлять Маланку и Василя с нашими языческими богами Макошь и Велесомстало уже общим местом, но хотелось бы обозначить весомые причины.
То, что имена Велеса-Василя и Макошь-Маланки созвучны – недоказывает еще ничего. Куда важнее, что сами традиции, ритуалы, легенды украинского Нового года полностью соответствуют всем (!) основным функциям этих богов – бога скота, богатства, золота Велеса и его половины Макошь – богини благополучия, воды, прядения, женской доли (Не редко, как и положено пряхе судьбы, украинская Маланка ходила во главе ряженых с прялкой в руках!). В тему скотьего бога вписывается и третья участница – альтер-эго Маланки коза.
Потому вполне логично, что вся магия украинского Нового года направлена на приумножение добра и формирование будущей счастливой доли! И тут наши зимние персонажи не слишком отличаются от щедрых европейских родственников, вроде фрау Гауден, она же Матушка Метелица фрау Холле, награждавшая достойных людей золотыми слитками и золотыми дождями.
"Васильев вечер" не зря носил звание – "щедрый". Провести его следовало так, чтобы в грядущем году у тебя все "щедрилось".
Потому украинские хозяйки старались наготовить в этот день как можно больше еды. Нет денег на еду – бросить в каждую тарелку хоть зернышко!
"Цікавий варіант магічної новорічної сівби зафіксований у гуцулів. Увечері на Маланку господиня кидала по кілька зернин до кожної посудини за хатнього начиння, "абы було повно усього цілий рік" (Курочкин).
С той же целью в ритуальный хлеб керечун на Васильев вечерклали монетку, которая, понятное дело, сулила нашедшему ее богатство и удачу
С той же целью родители проделывали на Василя всем известный ритуал с пирогами:
"В Україні на Щедрий вечір батько ховаєься від дітей за пирогами — символом щедрости, багатства!…Тато сядуть на покутті і голову прихилять — ховаються за пирогами А ми, діти, вдаємо що не бачимо їх:
— Мамо, а де наші тато?
— А хіба ж ви мене не бачите, діти?
— Не бачимо, тату!
— Дай, Боже, щоб і на той рік ви так мене не бачили!" (Воропай) – говорил отец, подразумевая: пусть у нас на столе всегда будет так много еды, чтобы меня не было видно за пирогами.
Согласно легендам, в ночь нашего бога золота можно было увидеть и блуждающие огни, которые указывали, где именно спрятаны золотые клады. А "для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать моментом получения самой ценной вещи на свете – "нераздельного", т.е. неразменного рубля, который можно было выторговать на Василя у самого Дьявола.
Добробут, прибыль, богатство, плодородие на Маланку-Василя несли и полазники, и засевальники, и щедрувальники.
Хорошо известна колядка "Гей! Гей! Ци спиш, ци чуєш, пане господарю", каждая строфа которой направлена на максимальное приумножение тех или иных благ – и семьи, и скотины:
Гей! Гей! Кілько в пана господаря
На підпіччю вугликів,
Тілько в пана господаря
На столі рубликів.
Гей! Гей! Кілько в пана господаря
В лавиці дірочок,
Тілько в пана господаря
На печі дівочок.
Гей! Гей! Кілько в пана господаря
Під лавицею стовпчиків,
Тілько в пана господаря
На печі хлопчиків.
Гей! Гей! Кілько в пана господаря
В решеті дірочок,
Тілько в пана господаря
На кошарі овечок.
Гей! Гей! Кілько в пана господаря
В плоті коликів,
Тілько в пана господаря
В загороді воликів.
Гей! Гей! Кілько в пана господаря
В стрісі соломок,
Тілько в пана господаря
В загороді коровок!
Гей! Гей!
И первоначально это было отнюдь не приятным пожеланием, а полноценным магическим ритуалом.
"Перед нами, всласне, не пісня, а ритуальне чародійство-деклямація, пов'язане зі словесною магією примноження родини і худоби, – писал Курочкин в свой книге "Коза и Маланка", самом полном на данный момент исследовании этой древней традиции, – В основі старих колядок, лежало уявлення про можливості магічного слова і дії; колядка була закляттям".
Но колдовать в эти дни не возбранялось!
И новогодний праздник Маланки и Василя, и все 12 дней святок от Рождества до Крещения - считалось одновременно и самым греховным, и максимально волшебным периодом. Грешить-ворожить на привлечение богатства было позволено всем, и все знали, что в эти дни можно вымутить у нечисти инеразменный рубль, и клад, и предсказание будущего.
"В Україні, як і по всій Європі, люди вірили, що святки – це чарівний час, коли пробуджується та стає особливо небезпечною "нечиста сила" (чорти, відьми, духи тощо). Вважалося, що на святках незримо присутні і душі померлих родичів, що їх так само боялися і намагались умилостивити. Пригадаймо побудовану на українських фольклорних мотивах повість М.Гоголя "Ніч перед Різдвом", сповнену казкових пригод і чудес. художнику вдалося правдиво передати атмосферу народного свята, де реальні земні події переплітаються з фантастичними, вірою у надприродне" (Курочкин).
И все же самыми волшебными персонажами украинского Нового года были Маланка и ее подруга-коза.
Еще точнее – они-то и были ходячим волшебством!
"Шведский рождественский козел Julbocken, которого моя подруга Хэлен привезла из Мальмо, познакомился с нашей украинской козой (подругой Маланки). Важная веха в истории международных отношений – возможно, у них даже наладится личная жизнь
И колядование, и щедрувание, и засевание, и особенно маланкування – это массовая и легальная ворожба с использованием двух "магических талисманов" – коза, Маланка.
Талисман направлен на богатство – точнее на бесконечное максимальное приумножение любого блага! (Как в кино о Гарри Поттере, где в сокровищнице каждый предмет начинает вдруг бесконечно умножаться и вместо одного золотого кубка через 5 минут ты получаешь уже 20).
Приход двух ряженых персонажей Маланки и козы гарантировал каждой хате благополучие и богатство, а каждой девушке – скорое замужество. "Де коза ходит там жито родить… Де не буває, там вилягає", "Де коза ходить - там усе родить".
Ранее я уже писала о западной "Зеленой королеве" и ее сходстве с нашей козой. "Де королева ходить там жито родить" – говорили поляки. И однажды во время путешествия мне довелось познакомиться с одним из воплощений Королевы.
"Зеленая женщина". Средневековое украшения храма
В соборе Чехии были выставлены средневековые украшения храмов, в том числе и Зеленая женщина. У сей дамы была своя пара – Зеленый человек.
Подобных людей в средневековье изображали даже в храмах рядом с Христом, полагая, что Зеленый человек – это не совсем языческий бог…
"А что же?" – спросите вы.
Та сила, которая воскресила Христа из мертвых.
Та природная сила, которая делает казалась бы мертвое зернышко – живым и зеленым растением, благодаря которой на мертвых ветвях весной снова набухают почки.
Это то что ученые назвали бы вегетацией, репродуктивной системой.
Древний алхимик назвал бы Уроборосом – ибо змея, которая кусает собственный хвост, символ смерти и вечного воскрешения природы.
А обычный человек, полнимая тост, сказал бы попросту "Будем жить!"
Или как говорила героиня моих "Киевских ведьм":
"Вы не станете настоящими ведьмами, пока не поймете… Самое большое чудо на свете – то, что зерно становиться травой, а несколько капель влаги превращаются в нового человека во чреве матери. Нет в мире силы волшебнее. И пока вы не осознаете это – вы слепы как все люди".
Собственно, этот ритуали проделывала украинская господыня, которая на Маланку бросала в каждую посудину хотя бы по одному зерну.
С той же целью ряженые маланкари бросали зерна за пазуху девушкам на выданье:
"Подекуди здійснюючи символічний засів, парубок, переодягнутий на "Маланку", намагався кинути кілька зернин пшениці або жита за пазуху дівчатам і молодим жинкам, що, за повір'ям, повинно було сприяти народженню дітей". (Курочкин)
Магия Козы и Маланки – одна из самых распространенных форм украинской народной магии под названием "Встань рядом со мной, и ты станешь как я!".
"Як повідомляє Б.М. Яцимирський, на Новий рік "Маланка ходить посівать, причому господарі просять її сісти, кажучи: сядь же та посидь, щоб у нас же добро с і дало – кури, гуси, качки, роі, старости".
Как видите, яйца, мед, женихи идут тут в одном ряду. Точно так же как в колядке речь шла о преумножение дочек-сыночков и кур-коровок.
В Украине верили, что, посидев рядом с многодетной матерью, бесплодная женщина позаимствует у нее немного плодородия и тоже вскоре забеременеет (а монашек и старых дев не привечали на свадьбе – ибо они могли "позаимствовать" молодым свое бесплодие).
Таким же источником плодородия, а значит будущего урожая, а значит, радости и богатства, а значит, и счастливого замужества, а значит, и счастливой судьбы – были Маланка и коза.
Такой же "Зеленой женщиной" была и веточка вишни, которая в процессе гаданий украинских девчат, расцветала на фоне лютой зимы.
Такой же Зеленой королевой, подобной Маланке, козе, цветущей вишне была и остается наша вечно зеленая ель, которую мы по-прежнему наряжаем на Новый год в пику зиме и морозам.
И я мечтаю, чтобы Маланка с козой стали однажды такими же непременными атрибутами Нашего Украинского Нового года, как елки, которые мы видим нынче в каждом окне.