укр
Сергей Корсунский
Остров благоденствия
Главная Последние новости Украины
8 Октября 2013, 10:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Местные бои на фронтах создания учебников или Почему я не хочу пользоваться "Підручниками і посібниками" без грифов Украина

Местные бои на фронтах создания учебников или Почему я не хочу пользоваться "Підручниками і посібниками" без грифов Открытое письмо

Форум издателей всегда полон событиями и общением. Целый год копим впечатления и назначаем встречи во Львове друзьям и единомышленникам, потому что знаешь: сюда приедут люди, которые друг друга понимают и уважают. Именно здесь понимаешь, что страна меняется и твоя работа нужна и важна. От юбилейного собрания корифеев издательского дела ожидал такой же открытости и искренности.

Но в этом году атмосфера изменилась. Лозунги "Скажи "ні" корупції в освіті!","Геть монополію від підручників!", "Ні — цензурі!", украшая стенды тернопольских издательств учебной литературы, напоминали скорее приготовления к боевым действиям, чем мирную дружескую атмосферу книжной выставки.

Понятно, что проблемы создания качественного учебника не могут не волновать сознательного человека. Тем более, что ,кажется, уже все в нашей стране усвоили, что: на учебники государство выделяет огромные средства; попадают эти деньги не тем и используются не так, как надо; те, кто пишут учебники. не умеют этого делать; для рецензирования нужно немедленно приглашать каких-то независимых(от кого?) зарубежных экспертов, которые только спят и видят, как бы им прорецензировать наши учебники (за какие средства? — оставляем в скобках) и далее по тексту очередного обращения к общественности председателя профильного комитета Верховной Рады.

О качестве учебников в нашем журналистском кругу, пожалуй, не высказывался только ленивый. А я совсем к таковым себя не отношу, поэтому и решил посетить круглый стол "Современное состояние и перспективы издания учебной литературы в Украине", дабы попытаться самостоятельно разобраться в том, что же заставило так волноваться тернопольских издателей.

Впечатления от круглого стола: война действительно началась, причем — война на уничтожение ... Только разберемся кто ведёт этот праведный бой за будущее Украины, что и почему собираются истреблять и против кого ведется война?

По моему мнению, ультиматум тернопольского издательства "Підручники і посібники" Министерству образования и науки можно свести к нескольким пунктам:

1) Отменить процесс грифования учебной литературы, который осуществляется Учебно-методическим советом по образованию Министерства образования и науки Украины, как такой, что тормозит доступ качественной продукции в школу.

2) Удалить из всех школ низкопробную учебную литературу, про грифованную Министерством и изданную за государственный счет, заменив её на высококачественную продукцию издательства "Підручники і посібники".

 3) Обеспечить школам возможность самостоятельно выбирать для себя учебную литературу (разумеется, что, по логике, все (или почти все) школы в тот же момент бросятся скупать книги и рабочие тетради уже упомянутого выше издательства). Между прочим, с его названием и статусом происходят какие-то удивительные вещи: то оно декларируется как просто издательство, то как удивительный симбиоз издательство "Редакція газети "Підручники і посібники". Главного поборника демократии и борца с коррупционерами от образования господина Ярослава Гринчишина представляют то директором, то главным редактором, хотя, насколько я понимаю, это разные должности и зоны ответственности (но, если издательство небольшое, то можно работать и по совместительству. Главное, что не главный бухгалтер, и ладно). Но это мелочи недопонимания... Как уже всем понятно, в этой ситуации сейчас главное успеть приобрести качественную продукцию этого издательства, пока ее "не размели" те, кто действительно желает добра своим ученикам.

Поэтому не будем медлить: сразу после возвращения из Львова отправляемся на Петровку, чтобы купить упомянутую литературу (Учитывая, что господин Гринчишин со своими обвинениями практически заполнил и телевизионный экран, и интернет-пространство, то нужно спешить).

Первая неожиданность: спрашиваю у знакомых продавцов на Петровке учебную литературу издательства "Підручники і посібники",а в ответ слышу:"Мы таким не торгуем ... Эти пособия не имеют спроса... Их никто не берет и не заказывает..."

Удивился, но решил, что продавцы не хотят признаваться, что торгуют продукцией без грифов...

Кстати, как оказалось, грифование учебной литературы введено не вчера и даже не позавчера. Последний документ, который удалось разыскать в Интернете и которым и сейчас руководствуются при предоставлении грифов, носит название Приказ Министерства образования и науки Украины № 537 "Про затвердження Порядку надання навчальній літературі, засобам навчання і навчальному обладнанню грифів та свідоцтв Міністерства освіти і науки України"и датирован 17 июня ... 2008 г., т.е. принят он в те времена, когда министром образования и науки был уважаемый Иван Александрович Вакарчук. Насколько я понял,никаких изменений в данный документ пока не вносилось и все происходит по правилам, установленным 5 лет назад.

Но вернемся к учебной литературе, которую предлагает издательство "Підручники і посібники". После длительных и усердных поисков нахожу учебник для 1 класса "Математика" (авторы А. Заика, С. Тарнавская) и несколько рабочих тетрадей по математике,а также прописи для 1 класса, которые почему-то называются тетрадью для письма и развития речи. На каждом из них указано, что он составлен по новой программе ...То есть вот она, наконец — эта самая качественная продукция издательства "Підручники і посібники". На первый взгляд: ничего привлекательного, дешевые, непродуманные обложки, плохая бумага и невыразительные компьютерные рисунки. Обложка "Математики" вообще удивила: одетые в вышиванки детишки почему-то куда-то едут в каких-то вагонетках для перевозки угля. Что имели в виду издатели, непонятно.

Начинаю листать учебник по математике и задумываюсь: хочу ли я, чтобы мои дети учились по нему? Чем дальше листаю, тем больше убеждаюсь: нет, не хочу... Рисунки крошечные и тусклые, нет никакого вступления или объяснения. Оформление страниц какое-то бедное, неприхотливое, сделанное наспех, по принципу и так сойдёт. И сразу множество вопросов, которые ставят в тупики меня, взрослого, не говоря уже о ребенке.

Не поленился, обратился к знакомой учительнице начальных классов с просьбой помочь оценить качество этой учебной литературы.

 Сразу начну с главного: в учебнике нет никакой системы при подаче нового материала. Предполагается, видимо, что ребенок-первоклассник знает, что такое отрезок и луч, если его прямо спрашивают об этом, не давая никаких объяснений. А как же ему знать об этом, если авторы ученика сами постоянно путают эти понятия, называя числовой отрезок числовым лучом и наоборот.

В учебнике нет ни одного корректно сформулированного правила! Они где-то спрятаны, или составлены так, чтобы запутать ребенка. Например, объясняя, как найти неизвестное слагаемое, толерантные авторы употребляют слово можно...

"Чтобы найти неизвестное слагаемое, можно из суммы вычесть известное слагаемое".

А что можно по-другому? Видимо, все же правильней употребить слово надо.

К сожалению, по этому учебнику, по моему мнению, учиться неинтересно, сложно и, боюсь, почти невозможно... Во всяком случае я долго размышлял о том, как маленький ребенок должен реагировать на задание-приказ: "Пойми" (в оригинале — "Зрозумій"), которое он встретит на первых страницах учебника... В конце концов, вероятно, поймет, что математика — наука скучная и непонятно для чего нужная.

По моему убеждению, эту учебную книгу "создали" люди, которые не уважают ни детей, ни учителей, ни нас, родителей. Ведь с помощью этого учебника невозможно ни научить, ни воспитать. Все страницы просто излучают "совковый" принцип жизни: сойдет и так: со слабенькими рисунками, непродуманной концепцией и задачами, которые не хочется решать. Создается впечатление, что условия заданий и задач затормозили где-то посредине между пресловутыми советскими трубами и поездами и реалиями неизвестно какой жизни (пакет с конфетами не может весить 10 кг; сколько же каши сварили в школьной столовой, если на нее потратили 6 кг масла; пластилин для кружка не покупают и не используют килограммами). Я не уверен, что моему ребенку будет интересно работать с таким учебником,  тем более, что ему удастся что-то с его помощью понять, а главное, полюбить математику. Еще больше меня удивило, что очень часто авторы учебника предлагают первоклассникам выполнять арифметические действия, усваивать понятие больше-меньше на примере денежных банкнот. Лично у меня изображения банкнот в конвертах вызывает определенные отрицательные ассоциации.

Опять же, я говорю о своих личных впечатлениях, но возникло убеждение, что авторов и издателей никто не контролирует и поэтому они не прилагают особых усилий к тому, чтобы совершенствовать свою продукцию. А кто их может проверять, если учебник экспертизу не проходил, разрешений на печать не получал? Разве что собственная совесть... Но не для всех она лучший контролер... От авторов описанного учебника не требовали ни соответствия санитарным нормам (размер и качество рисунков, шрифтовое оформление, расстояния между рамками и различные технические тонкости выпуска книжки), ни ответственности за методически правильное оформление материала (например, при введении понятия Задача не выделяются и только частично называются основные составляющие задачи — как потом объяснить ребенку, что в задаче должно быть не только условие и вопрос, но и решение и даже, кто бы подумал, ответ!) К сожалению, бесконтрольность рождает небрежность...

Относительно тетрадей того же издательства, то по поводу их качества можно спорить долго. Когда большинство детей пользуется современной техникой с ярким, цветным и четким изображением цифрового качества, вряд ли ученика может заинтересовать тетрадь с черно-белыми рисунками и серыми страницами. Возникает вопрос относительно прописей. Неужели нет возможности учесть, что значительная часть детей пишут левой рукой? Буквы почему-то предлагается писать печатным шрифтом (а ведь это тетрадь для письма). Слова шерсть, комета, ехидна, пожалуй, еще рано предлагать шестилеткам. То же касается иллюстрации из спектакля "Кармелюк". Что о ней сможет сказать первоклассник? Непонятно, какую цель преследует издательство, подавая предметные рисунки в графической сетке в косую линию. Ведь в этой тетради дети учатся писать, а не рисовать. Просмотрел рабочие тетради по математике, и снова возникает масса вопросов и к самим заданиям, и к тому, как они напечатаны. Текст напечатан прямо по клеточкам тетради, что во много раз усложняет его восприятие. Сложно понять и чем отличаются тетради по природоведению, созданные, как убеждает аннотация к двум разным ученикам. Хочется верить, что эти учебники хотя бы не похожи друг на друга, как близнецы-братья. Честно говоря, у меня появилось желание сравнить рабочие тетради, созданные авторами этих учебников и другими издательствами. Ведь настоящая дискуссия должна способствовать развитию, основанному на конкуренции новых идей, а не убийственных непрофессиональных лозунгов. Но возвращаться на Петровку уже не хотелось... Может, в другой раз... 

 Неужели авторам и редакторам из "Підручників і посібників" самим неинтересно создавать свою продукцию? Наверное, проще искать ошибки у других. Будет ли тогда кому-то интересно по ней учиться? Не знаю, насколько можно так сказать, но я не почувствовал, чтобы в эту учебную литературу была вложена хоть капелька души, кроме желания заработать...

Не могу анализировать какие-то методические тонкости этих учебных пособии,ведь я не специалист... Но, познакомившись с этой продукцией, убедился: учебная литература должна проходить тщательное рецензирование. Конечно, ни одна комиссия не может заставить издателей вкладывать душу в книги, которые они издают, но соответствие программе и методическим требованиям все же нужно контролировать. Ведь учителя не обманешь ни убийственными, но вырванными из контекста цитатами, ни воинственными лозунгами... Учитель чувствует, когда в учебник вложена душа, когда к учебной литературе относятся, как к собственному ребенку, когда извиняются за свои ошибки и страдают из-за них... И хочется верить, что именно так и неискренние учебники и издатели победят в этой битве за создание качественного отечественного учебника.

P.S. Кстати, в одной из свежих публикаций на тему проблем учебников была такая дельная мысль: "Учебники, которые никто не покупает, нужно лишать грифов" ...

Автор: Александр Пащенко


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Вы сейчас просматриваете новость "Местные бои на фронтах создания учебников или Почему я не хочу пользоваться "Підручниками і посібниками" без грифов". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: