укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Последние новости Украины
21 Сентября 2007, 08:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Багажная супермафия Борисполя http://www.segodnya.ua/img/article/718/24_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/718/24_tn.jpg Украина Среди сотрудников главных воздушных ворот страны есть настоящие фокусники, которые "вскрывают" 6 чемоданов за 40 секунд.
Фото А. Яремчука
Фото А. Яремчука

Багажная супермафия Борисполя

Среди сотрудников главных воздушных ворот страны есть настоящие фокусники, которые "вскрывают" 6 чемоданов за 40 секунд.

ЗАСЛОН КРАЖАМ

Полгода назад, в марте, народные депутаты вдруг сильно озаботились проблемой, о которой давно знали и с которой свыклись как с неизбежностью — неудовлетворительной сохранности багажа в международном аэропорту "Борисполь". Ее рассмотрение инициировал зампред парламентского комитета по вопросам транспорта и связи Игорь Шкиря — по официальной версии, на основании многочисленных обращений граждан, пользующихся услугами главной воздушной гавани страны. По слухам, сам нардеп (точнее его жена) стала жертвой бориспольских воров, но пока они не подтвердились.

Как бы ни было, состоялось разгромное заседание межведомственной следственной комиссии, где ситуацию назвали критической. Указывалось, что под "крышей" милиции в аэропорту действует организованная преступная группировка, специализирующаяся на хищениях, причем ее жертвами становятся как отечественные, так и транзитные зарубежные пассажиры. Выступивший на заседании г-н Шкиря дал твердое обещание глаз не спускать с аэропорта, строго контролировать работу таможни, милиции, других служб, добиваться полного и объективного расследования каждого факта хищений, принятия решительных мер по их пресечению в будущем. Правда, сам Шкиря с нами на контакт так и не вышел.

Но, тем не менее, "Сегодня" провела свое расследование "багажного воровства".

Чтобы проследить весь технологический цикл прохождения багажа от стойки регистрации до загрузки его с тележек в отсек пассажирского самолета и, наоборот, от борта до ленты транспортера, журналистам "Сегодня" понадобились официальные согласования и разрешения четырех структур — администрации аэропорта "Борисполь", службы авиабезопасности, таможни, пограничников (хотя кордон мы даже не думали переходить и священных рубежей не нарушили). Но вот, наконец, все формальности улажены, и нас ведут к только что прибывшему из Амстердама Боингу-737.

У БОРТА И ДАЛЕЕ. Нас сопровождает начальник службы наземного и пасаажирского обслуживания аэропорта Владислав Корниенко. Он деловит и к многословию не расположен. Кратко вводит в курс событий — пока лайнер покидают пассажиры, их багаж выгружают из чрева самолета, складывают или бросают на платформу-тележку, после чего доставляют в здание аэровокзала и перекладывают уже на движущуюся ленту транспортера, которая и вывозит сумки, чемоданы, баулы, короба их владельцам, уже прошедшим пограничный контроль.

Параллельно, в смежной зоне комплектации, которая тоже недоступна глазу пассажиров, идет обратный процесс — уже зарегистрированный и сданный ими багаж следует таким же путем, тележками, в самолет и загружается в соответствующий отсек. Обычно процедура загрузки-выгрузки для Боинга составляет час-полтора (для более вместительного дальнемагистрального Б-767 — дольше).

Где, на каком этапе, может произойти "усушка-утруска" багажа, то есть, где чью-то сумку злоумышленники могут подвергнуть несанкционированному досмотру? Корниенко убеждает, что по пути от самолета к аэропорту и назад такие "вмешательства" уже исключены — дескать, везде установлены камеры видеонаблюдения, обзорные зеркала, обстановка на перроне контролирует оперативным центром, что, по его словам, сводит на нет любые противоправные попытки краж и хищений.

О ФЕМИДЕ И КАДРАХ. Было бы странно расчитывать на то, что провожатый начнет раскрывать служебные секреты борьбы с расхитителями и ворами. Он этого и не делал. Но согласился с нами, что наиболее уязвимым местом, где могут "пошаливать" грузчики, является багажный отсек воздушных судов. И впрямь: два человека находится внутри, их не видит камера внешнего наблюдения, а третий грузчик, подающий поклажу с платформы-тележки, как бы стоит "на стреме": вдруг какая выборочная проверка или внезапный рейд – он первым заметит опасность и "маякнет" напарникам.

Интересуемся, изменилась ли к лучшему ситуация после парламентского контроля. Корниенко убежден, что она не столь уж критична, как об этом говорили депутаты, и уж вовсе ни в чем не проигрывает той, которая складывается в других воздушных гаванях мира:

— Год от года объемы перевозок растут, летает все больше авиакомпаний, все больше пассажиров пользуются их услугами и все больше грузов перемещается через аэропорт. И следовательно неизбежны какие-то инциденты, которые я не стал бы драматизировать, поскольку их не меньше, но и не больше, чем в любом другом аэропорту, скажем, московском...

А как же поступают с теми, кого все-таки уличают в краже? Собеседник говорит, что таких потерявших доверие горе-работников увольняют по статье КзОТ, но они восстанавливаются через суд и их принимают назад.

— У кого-то из истцов, оспаривающих увольнение, на руках маленький ребенок, и суд принимает его сторону, кто-то – одинокая мать или отец-одиночка, поэтому, наверное, учитываются и такие обстоятельства. В нашей службе подобных случаев с начала года было 1-2, не больше, но и это заставляет серьезнее относиться к кадрам...

УТЕРЯН РЮКЗАК? НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЕГО НАЙДУТ

Правила авиаперевозчика рекомендуют пассажирам перевозить документы, деньги, лекарства, ключи, хрупкие вещи, антиквариат, драгоценности в ручной клади — при транспортировке в багаже они могут не только исчезнуть, но и повредиться. Более того, багаж, бывает, опаздывает, прибывая не одновременно с вами, а позже, другим рейсом, другой авиакомпанией и даже другим маршрутом. Но компенсацию за причиненный ущерб выплачивают далеко не все. В бумажных (не электронных) авиабилетах, которые не лишне внимательно изучить перед полетом, содержится такая строка: "Ответственность за утерю, задержку, повреждение багажа ограничена, за исключением случаев, когда большая ценность заявлена ранее и уплачены дополнительные сборы. Для большинства перевозчиков на международных линиях ограничение ответственности составляет $ 20/кг за зарегистрированный багаж и $ 400 на каждого пассажира — за незарегистрированный". Впрочем, там же указывается, что заявленная ценность к отдельным видам товаров не применяется, но каким именно — определяет сама авиакомпания.

В аэропорту "Борисполь", где существует целых 3 хендлинговые компании розыска багажа (каждая работает с определенным авиаперевозчиком), отказались делить своих партнеров на "хороших" и "плохих", тех, которые чаще теряют багаж, и которые даже при его утере не скупятся возмещать убытки. "В 99,9% случаев пропажа находит своих хозяев днем-двумя позже, когда багаж досылают другим рейсом, и за счет авиакомпании доставляется пасажиру, — говорит сотрудница хендлинговой компании Наталья Мещанинова. — Так что если человек не дождался дорожного рюкзака сразу после прибытия, это не значит, что он утерян навсегда".

КАК ВОРОЮТ БАГАЖ В БОРИСПОЛЕ. ПОДРОБНАЯ СХЕМА

Механизм кражи багажа в главной воздушной гавани Украины выглядит, по описанию сотрудников правоохранительных органов, примерно так.

По предварительному сговору, строго конспиративно, с соблюдением паролей (дабы запутать прослушку на случай установки аппаратуры для негласного съема информации с каналов связи) действует организованная преступная группа. В ее состав входят сотрудники авиабезопасности, обслуживающего персонала, грузчики, охранники, водители служебного транспорта и такси. Возможно, не обходится без "крыши" в силовых структурах.

Первичная информация поступает от таксиста, доставившего пассажира в аэропорт — он информирует сообщников, груз какого клиента заслуживает внимание, кого "пасти", а кто "пустой", и его "вести" не стоит. "Мессидж" в виде звонка, SMS на мобильный или по рации идет на регистрацию пассажиров и оформления багажа. Во время контроля багажа на интроскопе (высокочувствительном приборе, сканирующем на экран содержимое поклажи) высвечиваются не только металлические или запрещенные к перевозке предметы, но также драгоценности, антикварные изделия, деньги. Таким образом информация фильтруется: наличие "бабла" или ценностей, ради которых стоит попытать счастья, либо подтверждается, либо отвергается.

Не думайте, что вы вы кого-то обхитрите, припрятав в укромном уголке чемодана зеленую купюру или несколько банкнот — на мониторе будет обязательно виден контур микроскопической магнитной защитной нити. И сотрудник, внешне остающийся беспристрастным и сосредоточенным, условным сигналом передаст информацию дальше. Часто, это какой-то невинный жест — к примеру, в виде особым образом наклеенной бирки, мол, в этом чемодане есть чего взять...

Далее багаж оказывается на короткой ленте, ведущей в зал комплектации, там загружается на платформу-тележку среди десятков других вещей и отвозится непосредственно к самолету. На всех указанных этапах установлены камеры видеонаблюдения, а кое-где и обзорные зеркала, позволяющие контролировать прохождение багажа. А вот дальше начинается "мертвая зона".

У багажного отсека самолета тележка пришвартовывается, один человек остается возле прибывших вещей, а два его напарника забираются внутрь. Внимание: это самая уязвимая точка маршрута. Потому что тот, кто остался на тележке, одновременно отслеживает ситуацию, нет ли опасности, и подавая вещи двум другим грузчикам, как бы подстраховывает их действия в отсеке. Эти двое предоставлены сами себе и имеют возможность быстро опознать нужный чемодан (по "метке" в условном месте), за считанные секунды вскрыть его и продолжить разгрузку, пока очередь не дойдет до следующей "меченой" поклажи.

После того, как весь багаж загружен, на той же телеге или как бы невзначай подъехавшем автомобиле кто-то из этой троицы покидает просматриваемую зону и оказывается в безопасном месте. Добыча перемещается, например, в мусор или бытовые отходы, а затем вывозится за пределы территории, чтобы потом попасть еще кому-то.

Не полагайтесь на прочность самых хитроумных кодовых замков, навесных замочков, других механических приспособлений. При помощи щипцев и кусачек, без ключей-отмычек ловкачи в мгновение ока выводят их из строя, после чего остается натренированным движением расстегнуть "молнию", извлечь искомый предмет, закрыть сумку и отправить ее к другим.

РЕКОРД: ЗА 40 СЕКУНД РАСПОТРОШИЛ 6 СУМОК!

Когда мы спросили начальника линейного отдела милиции в аэропорту "Борисполь" Александра Попелуху, сколько возбуждено уголовных дел по кражам из багажа, он привел цифры, которые несколько контрастировали со статистикой Владислава Корниенко:

— За восемь месяцев прошлого года было 9, а с начала нынешнего уже 27 дел. То есть, втрое больше. Часть краж перекочевала с 2006-го. Но и милиция, и прокуратура стали работать эффективнее, выявляя нарушения и, по возможности, пресекая предпосылки к ним...

Александр Владимирович говорит, что многое зависит от профилактических мероприятий — стоит, мол, задействовать две оперативные группы на перроне, рассредоточив людей в гражданском по всей технологической цепочке прохождения багажа, как об этом моментально становится известно в криминальной среде, и любители поживиться содержимым чужих сумок-чемоданов тотчас залегают на дно. Наступает некоторое затишье, месяц-другой о кражах вообще не слышно – боятся. А потом опять — то деньги вытащили, то замочек сорвали, основательно порывшись в чьих-то вещах.

Что же нужно, чтобы краж не было?

— У меня в отделе по штату 81 человек, а некомплект составляет 22. И следователя своего нет, приходится из других отделов просить, а кому чужие дела нужны — со своими дай Бог справиться. И 3 оперуполномоченных — маловато. Мы, конечно, сложа руки не сидим, вышли с предложением в главк, чтобы людей добавили. Вопрос с 10 офицерскими должностями, думаю, решим, и 12 младших инспекторов розыска добавят, а вот сержантских "штыков" не хватает. И кто после армии польстится невысоким милицейским жалованьем, если те же грузчики зарабатывают с надбавками по 2, а то и 2 с половиной тысяч гривен...

БАНДА. Есть в линейном отделе и оперативная информация, свидетельствующая об организованных формах преступности, коррупции среди служащих:

— О таможенниках, пограничниках ничего негативного не скажу, а вот кое-кто из авиабезопасности, обслуживающего персонала вступают в прямой контакт с работниками, имеющими доступ к багажу пассажиров, — говорит Попелуха. — Снизить число краж могло бы внедрение контейнеров, куда был бы ограничен доступ грузчиков, и такие емкости уже используются на Боингах, аэробусах. И упакованные сумки ворюги почти не трогают — с ними возни много. А еще, как в китайских аэропортах, неплохо бы сшить для обслуги комбинезоны без карманов – чтобы некуда было прятать краденое...

Правда ли, что число хищений идет на спад, если у багажного отсека самолета дежурит кто-то из милиции?

— Да, это так, — вздыхает Александр Попелуха. — Летит кто-то из высокопоставленных руководителей, государственных чиновников, депутатов, прокурорских работников — выставляем своих сотрудников прямо у багажного отсека, для подстраховки, мало ли что... Но на все самолеты милиционеров не напасешься. И уследить за каждым вором и его пособником мы не в состоянии. Потому и получается, что иной раз преступники, что называется, бьют рекорды. Один такой "мастеровой" как-то умудрился раскурочить 6 сумок за 40 секунд. Представляете — меньше минуты!

"В ПРЕСТУПНУЮ ГРУППУ ВХОДЯТ НЕ ТОЛЬКО ГРУЗЧИКИ"

Герой Украины Александр Галуненко, известный летчик-испытатель, глава парламентского подкомитета по вопросам авиатранспорта, считает, что воровство в Бориспольском аэропорту — явление системное, следовательно и кражи из багажа пассажиров имеют точечный, прицельный характер. В интервью "Сегодня" он заявил, что не верит в мелких воришек-одиночек — даже в условиях относительно крупного, по нашим меркам, объекта, где можно затеряться, их бы вычислили и прижали.

 — На мой взгляд, в аэропорту действует организованная группа по хищению ценных вещей пассажиров, и входят в нее не только грузчики, но и представители других структур, возможно, "крышуемых" милицией, СБУ, таможни, — говорит Александр Васильевич. — Возможно, сейчас®[ ®[ нашей проверки, группа немного притихла, поубавила оборотов, работает не столь нагло, но уверен, что полностью свое существование не прекратила. Уж больно это лакомый кусок, от которого не откажутся.

Досадное недоразумение постигло сына Галуненкш:[ ш:[ летчика-испытателя. По прибытию в Москву тот обнаружил пропажу из чемодана командировочных, оставленных перед отъездом в кармане брюк. Хорошо, сумма была не очень большой, так что друзья в Белокаменной не дали пропасть, помогли.

— С помощью технических средств, предназначенных для выявления оружия, наркотиков, других запрещенных к провозу предметов, персонал обнаруживает и другое, а обнаружив, соблазняется легкой наживой. Потому что угадать, в каком чемодане и каком кармане брюк деньги лежат — вероятность такого попадания ничтожно мала. Вот и получается, что оборудование закупали и устанавливали для одних целей (во благо безопасности и для удобства пассажиров), а используются им в ущерб...

СОВЕТЫ: КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ КРАЖИ

Самый первый совет, конечно, это НЕ СДАВАТЬ в багаж ценные вещи и деньги — современные чувствительные интроскопы (приборы, сканирующие содержимое сумок, баулов и чемоданов) позволяют просвечивать их с точностью до банкноты (по магнитной ленте), спрятанной или забытой в карманах брюк, рубашке, складках нижнего белья, не говоря уже о ювелирных изделиях и других драгоценностях.

УПАКОВЫВАЙТЕ багаж в прочную целлофановую оболочку (такая услуга есть в большинстве международных аэропортов, в том числе Бориспольском, но если она отсутствует, оберните вещи несколькими слоями скотча). Стопроцентной гарантии от несанкционированного проникновения такая защита не дает, но препятствием для того, чтобы забраться вовнутрь, станет. Ведь с обмотанным-перепоясанным баулом придется провозиться дольше, а фактор скорости для вора играет не последнюю роль.

ПРОВЕРЯЙТЕ целостность багажа сразу после того, как снимите его с ленты транспортера. Откладывая процедуру контроля на потом, дома или по прибытию в отель, вы минимизируете шанс доказать факт исчезновения денег или ценностей ("А может, вы их сами и спрятали? А может, у вас их и не было!" Понимая бесполезность усилий что-либо отыскать, мало кто захочет и возвращаться в аэропорт — себе дороже, и толку ноль. Проявляя настойчивость, требуя вмешательства полиции, документального оформления факта кражи (особенно если налицо внешние признаки проделок преступников — надрезы, обрывы, взломы), вы уже в аэропорту повышаете шансы на успех.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Александр Ильченко
Тэги: Украина
Вы сейчас просматриваете новость "Багажная супермафия Борисполя". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: