укр
Главная Последние новости Украины
15 Августа 2008, 07:30  Версия для печати  Отправить другу
×
Чем наполнены музейные закрома Украины http://www.segodnya.ua/img/article/1227/30_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1227/30_tn.jpg Украина Самое дорогое полотно Украины — "Портрет Инфанты Маргариты", Диего Веласкеса находится в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Фото А. Дудуш
Фото А. Дудуш

Чем наполнены музейные закрома Украины

Самое дорогое полотно Украины — "Портрет Инфанты Маргариты", Диего Веласкеса находится в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Картина известного итальянского живописца Караваджо "Взятие Христа под стражу" получила славу и признание в Украине лишь после того, как была украдена. До кражи о том, что в закромах родины лежит такое дорогое и уникальное полотно, знали лишь эксперты, а также те немногие завсегдатаи музеев, которые всерьез интересуются искусством. "Сегодня" решила прошуршать в хранилищах и залах украинских музей с тем, чтобы найти в них самые дорогие и ценные полотна мирового значения, о которых мало кому известно.

Как оказалось, украинские музейщики неохотно говорят о своих сокровищах — опасаются ограблений, но гордиться музеям есть чем, причем не только столичным или областным, а и региональным. Правда, таких картин не так много — едва наберется десяток. "Украинские музеи достаточно бедны произведениями западного искусства", — утверждает Виктор Сидоренко, вице-президент Академии искусств Украины.

Дело в том, что по его словам, в советские времена все, что было ценного в наших музеях, вывозилось в культурные центры Союза — питерский "Эрмитаж" и Московский музей имени Пушкина. "Думаю, картина Караваджо осталась только потому, что ее подлинность все время была под вопросом. Теперь вот осталась только "Инфанта" Веласкеса в Киеве и де ла Тура во Львове. Я слышал, что в сельском музее в Пархомовке (Харьковской области) был еще оригинал Мане. Если это действительно подлинник, он может стоить очень дорого, как минимум миллион долларов", — рассказывает искусствовед.

КИЕВСКАЯ ИНФАНТА. Одна из самых дорогих картин находятся в столичном Музее искусств им. Ханенко. Полотно великого художника испанского барокко Диего Веласкеса "Портрет Инфанты Маргариты", на которой изображена дочь короля Филиппа IV, находится в одном из залов музея. Остальные портреты Маргариты, которую Веласкес писал 6 раз в разное время, находятся в Мадридском музее Прадо.

Фото: А. Дудуш

Директор музея Вера Виноградова отказывается называть ценность шедевра, но эксперты считают, что картина может стоить несколько миллионов долларов. Например, один из портретов кисти Веласкеса на аукционе "Кристис" был продан за $9 млн.

Виноградова говорит, что шедевры оснащены сигнализацией, на окнах стоят мощные затворы, а охрана проверяет залы музея каждые два часа. Также в музее гордятся "Мадоннами с младенцами" итальянцев Пьетро Перуджино и Джованни Беллини. Приблизительная стоимость каждой из картин несколько миллионов долларов.

ВОЛНЫ АЙВАЗОВСКОГО. В Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского находится целое собрание ценных картин известного художника. Всего в музее 417 полотен Ивана Айвазовского. Самая ценная картина музея "Среди волн", ее художник написал за два года до смерти.

Как отмечает замдиректора музея Татьяна Колчина, "Среди волн" представляет вершину творчества Айвазовского, она феноменальна. Искусствоведы приравнивают это полотно к всемирно известному "Девятому валу", который находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В 2008 году две совсем небольшие картины Айвазовского на аукционе "Сотбис" были проданы за $2,4 млн, поэтому о цене "Среди волн" можно только догадываться.

По словам Колчиной, в каждом периоде творчества художника есть "показательная" картина. "Например, в раннем периоде — это "Неаполитанский залив утром", середину творчества представляет "Утро на берегу залива", — добавляет она. Эти картины также находятся в Феодосии. Чтобы предотвратить кражи в Феодосийском музее установлена новейшая сигнализация, охрана проверяет залы утром и вечером, а в каждом зале находится по несколько наблюдателей.

ЕВАНГЕЛИСТЫ В ОДЕССЕ. Одесский музей западного и восточного искусств, тот самый, который совсем недавно лишился своего главного шедевра – картины Караваджо "Взятие Христа под стражу", хранит в своих стенах ещё несколько сокровищ. Хотя сотрудники музея категорически не хотят рассказывать о ценных полотнах после недавней кражи, "Сегодня" удалось выяснить, что там находятся 2 картины известного голландского художника 17 века Франса Хальса. Это полотна "Евангелист Лука" и "Евангелист Матфей" из известной серии Хальса на религиозный сюжет. Картины попали в Одессу в 1812 году, когда Александр I приказал найти в Эрмитаже полотна для украшения католических церквей Таврии.

Эксперты оценили каждого "Евангелиста" в районе $2,5 млн., но полюбоваться шедеврами в Одесском музее можно будет не скоро. Сотрудники музея вынесли все ценные картины в хранилище – это единственное место, оснащенное современной сигнализацией.

"У РОСТОВЩИКА" ДЕ ЛА ТУРА. Одно из самых дорогих и ценных полотен мирового значения на территории Украины находится во Львовской картинной галереи. Картина Жоржа де ла Тура "У ростовщика" ("Платеж") была написала в XVII веке.

В мире насчитывает всего 32 картины де ла Тура. Создавая картины, художник использовал художественный прием Караваджо — противопоставление темного пространства и потока яркого цвета. "Платеж" де ла Тура попал во Львов в 1905— 1907 годах, вместе с тысячами произведений искусства, которые скупали местные антиквары. Как шедевр оказался среди закупленных и подаренных полотен для будущей городской галереи, теперь уже никто не знает. Примечательно, что Львовская картинная галерея успешно зарабатывает на полотне. Картину неоднократно вывозили за границу, в том числе и в родной город художника во Франции. Тогда страховщики оценили ее в $5 млн. Охраняют картину тщательно: галерея оснащена новейшей сигнализацией, залы постоянно проверяет, на окнах мощные затворы.

НЕИЗВЕСТНЫЙ РЕМБРАНДТ. О том, что подлинное полотно самого Рембрандта, известного голландского живописца находится в запасниках Днепропетровского художественного музея, не знали даже сами его сотрудники. В 60-х годах в музей кто-то принес старые картины, особой ценности в них не увидели, а взяли, чтобы начинающим реставраторам было на чем тренироваться. Каково же было удивление музейщиков, когда под слоем пыли проступила подпись Рембрандта.

В Московском музее искусств им. Пушкина провели тщательную экспертизу и подтвердили, что женский портрет действительно написал Рембрандт. Так картина получила свое официальное название — "Портрет женщины в жемчужном ожерелье". Эта картина Рембрандта до сих пор была неизвестна, поэтому теперь музейщикам предстоит выяснить, что это: портрет или этюд к какой-то другой картине. А пока шедевр находится в хранилище, для сохранности картины изготовили специальный футляр, который защитит ее от влажности. На общее обозрение портрет выставляется раз в год – в Дни Рембрандта в музее.

Анна Глазова, историк и искусствовед, говорит, что оценить картины Рембрандта очень сложно: "Если это действительно оригинал, то она бесценна". Например, на аукционе "Сотбис" в 2007 году только стартовая цена его картины "Портрет женщины в черной шляпе" была $4 млн.

МИРОВЫЕ СОКРОВИЩА В СЕЛЬСКОМ МУЗЕЕ. Мало кто знает, что в 150 км от Харькова в с. Пархомовка находится настоящий "маленький Эрмитаж". Уникальную коллекцию полотен 50 лет назад начал собирать его основатель учитель Афанасий Лунёв вместе со своими воспитанниками. "Как бы удивительно это не звучало, но простому сельскому учителю удалось собрать в старом особняке полотна, которые приписывают знаменитым мировым художникам", — рассказывает "Сегодня" научный сотрудник музея Оксана Жадан.

О том, как в сельском музее появилась большая часть шедевров достоверно знал только его основатель, учитель Лунёв, который не любил говорить, как именно к нему попали картины, но его ученики рассказывают, что он был лично знаком со многими художниками и хранителями Московского музея им. Пушкина и "Эрмитажа", которые часто делали подарки сельскому музею. Самая ценная работа музея — ранняя работа Казимира Малевича "Супрематизм-65" (как известно, сейчас работы Малевича оцениваются в миллионы долларов).

Также в музее находятся работы, которые приписывают кисти Моне, Писсаро, Гогену и Рембрандту. Но Оксана Жадан говорит, что доказать их подлинность сложно, для этого нужна специальная дорогостоящая экспертиза, но у музея на это средств нет.

Это единственное место в стране, где можно увидеть подлинные рисунки Пабло Пикассо. Один из них — "Голубь мира с оливковой ветвью" — всемирно известен. Пикассо нарисовал его в 1947 году, и "Голубь" стал символом движения за мир.

В музее с гордостью рассказывают, что эта и ещё 3 работы Пикассо — рисунок "Портрет Жолио-Кюри", тарелка "Ныряльщики" и ваза "Сова" — подарки журналиста Ильи Эренбурга. "Потом он даже написал в письме Пикассо: "Твои подарки, Пабло, сейчас в галерее в украинском селе, думаю, что ты был бы не против", — рассказывает Жадан. Несмотря на то, что в подлинности работ никто не сомневается, эксперты оценивают их дёшево – в $5—7 тыс.

Историк-искусствовед Анна Глазова считает, что вряд ли в сельском музее могут находиться такие шедевры: "Скорее всего это фикция. Я об этом никогда не слышала. Если бы это было правдой, то эти музейщики уже давно стали бы миллионерами, зарабатывая на международных выставках". В общем же коллекцию музея эксперты оценивают всего в $1 млн., но истинную стоимость шедевров, если они окажутся подлинными, украинские искусствоведы предсказать пока не могут. От грабителей шедевры берегут с помощью сигнализации и охраны.

САМЫЕ КРУПНЫЕ ОГРАБЛЕНИЯ В НАШИХ МУЗЕЯХ

1997 год

Черниговский художественный музей

10 полотен, среди них:

картина Якоба Рооса "Воспитание Амура Венерой и Меркурием" (17 век);

"Мужской портрет" неизвестного автора

Цена полотен – около $3,5 млн.

Не нашли

апрель 2004 года

Тернопольский областной художественный музей

Этюд Ивана Шишкина к картине "Лесное кладбище"

Цена полотна – около $80 тыс.

Не нашли

июнь 2005 года

Одесский художественный музей

Картина Ивана Айвазовского "Морской вид"

Цена полотна – более $350 тыс.

Благодаря усилиям правоохранителей, картину нашли через полгода в Кировоградской области дома у 37-летнего жителя области

сентябрь 2005 года

Севастопольский художественный музей

Картина Василия Поленова "Монастырь над речкой"

Цена полотна – более $40 тыс.

Нашли через год в Санкт-Петербурге при попытке продажи

июнь 2006 года

Художественный музей г. Яготин (Киевская обл.)

Картины Татьяны Яблонской, Николая Глущенко, Веры Кулебы, Юрия Злыдня и других украинских мастеров – 33 картины

Цена полотен – более $200 тыс.

Через год нашли 32 картины при задержании троих грабителей

июнь 2006 года

Усадьба семьи художницы Марии Приймаченко, с. Болотня (Киевская обл.)

Около 100 картин художницы

Цена полотен – более $800 тыс.

Через 2 месяца 75 украденных картин нашли

апрель 2007 года

Тернопольский областной художественный музей

Этюд Ильи Репина "Украинский пейзаж"

Цена полотна – около $2 млн.

Через полгода задержали дважды судимого 40-летнего киевлянина

июль 2008 года

Одесский художественный музей

Микеланджело Караваджо "Взятие Христа под стражу"

Цена полотна – около $100 млн.

Пока не нашли


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Авторы: Макаренко Галина, Цяцько Анна
Вы сейчас просматриваете новость "Чем наполнены музейные закрома Украины". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: