Главная Последние новости Украины
Fitch понизил рейтинг Украины http://www.segodnya.ua/img/article/1788/14_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1788/14_tn.jpg Украина Главные причины – дефицит бюджета, отсутствие денег на повышение соцвыплат и политические баталии

Fitch понизил рейтинг Украины

12 Ноября 2009, 15:43

Главные причины – дефицит бюджета, отсутствие денег на повышение соцвыплат и политические баталии

Fitch понизил рейтинг Украины

Сегодня Fitch Ratings понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Украины в иностранной и национальной валюте с уровня "B" до "B-". Прогноз по рейтингам – "Негативный". Агентство также понизило рейтинг странового потолка Украины с уровня "B" до "B-" и подтвердило краткосрочный РДЭ в иностранной валюте на уровне "B".

"Недавнее принятие парламентом не соответствующего имеющимся у страны средствам закона о минимальном размере заработной платы и пенсий, который, согласно МВФ, может добавить 7% от ВВП к дефициту бюджета на 2010 г., фактически привело к невыполнению условий программы МВФ для Украины и существенно увеличило риски для бюджетного финансирования, макроэкономической стабильности и кредитоспособности", – отмечает Дэвид Хеслам, директор в аналитической группе Fitch по суверенным рейтингам.

В последние две недели парламент Украины принял новый закон, увеличивающий минимальный размер заработной платы и пенсий, и Президент Виктор Ющенко отказался наложить на закон вето, как того просил МВФ. Кроме того, правительство подало в парламент проект бюджета на 2010 г. с дефицитом в 8% ВВП. При этом согласно обязательствам по программе МВФ дефицит бюджета должен составлять 4% (с учетом операционного дефицита находящейся в государственной собственности энергетической компании НАК Нафтогаз Украины (рейтинг "CCC"/прогноз "Негативный"). Кроме того, правительство фактически отошло от обязательства, взятого на момент второй проверки выполнения условий программы МВФ в июле 2009 г., по повышению розничных тарифов на газ, в результате чего, по прогнозам Fitch, дефицит в 2009 г. может достичь около 8,5% ВВП (11% включая Нафтогаз) в сравнении с целевым уровнем в 6% ВВП (8,6% включая Нафтогаз).

7 ноября директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что, если украинские власти не изменят проводимую политику, программа МВФ может быть приостановлена до окончания президентских выборов в январе.

На состоявшейся во вторник встрече между ведущими лицами, отвечающими за принятие политических решений из правительства, Национального банка Украины и Секретариата президента, договоренность об изменении политики, похоже, не была достигнута. Хотя нельзя исключать, что такое изменение произойдет – Премьер-министр Юлия Тимошенко вчера сказала, что она надеется, что суды оспорят закон – это не является базовым сценарием. Кроме того, политическая динамика указывает на то, что перерыв в кредитовании от МВФ может затянуться, в особенности в случае второго раунда президентских выборов в феврале, а затем, возможно, парламентских выборов и задержки, вызванной формированием нового правительства.

Заметное повышение бюджетного дефицита и потеря основного источника финансирования при приостановке транша МВФ на сумму 4 млрд долл., который должен быть предоставлен 15 ноября, оставляет Украину с существенным разрывом бюджетного финансирования.

Представляется, что покрывать дефицит за счет заимствований на внутреннем или международном рынке будет сложным и дорогостоящим для Украины. Поэтому Fitch считает, что есть повышенный риск, что Украина может в более значительной мере прибегнуть к монетарному финансированию (за счет предоставления НБУ ликвидности банкам), т.е. фактически к печатанию денег. Это, в свою очередь, может подорвать хрупкое доверие к валютной и банковской системе, и/или привести к быстрой потере валютных резервов. В корне проблемы лежит непоследовательная макроэкономическая политика Украины, так как власти намерены защищать валютный курс, при этом не прибегая к необходимому ужесточению налогово-бюджетной политики, в отсутствие адекватных источников немонетарного финансирования.

Политическая динамика указывает на то, что проводимая политика может не выйти на стабильную траекторию до того, как последует еще один виток финансовой нестабильности. Дальнейшее резкое снижение курса гривны усилило бы давление на затронутую кризисом банковскую систему Украины. Показатель проблемных кредитов достиг 30% на конец июня 2009 г. (согласно данным МВФ), на что оказало существенное воздействие сокращение ВВП на 18% во 2 кв. 2009 г. (относительно того же периода предыдущего года) и снижение курса гривны почти на 60% с сентября 2008 г. (повлиявшее на те 54% кредитов, которые номинированы в иностранной валюте).

Несмотря на рассмотренные сложности, кредитоспособность Украины поддерживается низким уровнем погашений по государственному долгу.

Украина произвела выплаты по суверенным облигациям на сумму 1,2 млрд. долл., сроки погашения по которым наступали в августе и сентябре 2009 г., продемонстрировав готовность платить.

Теперь у Украины есть пауза в погашении еврооблигаций до облигаций в иенах на сумму около 0,4 млрд. долл., срок по которым наступает в декабре 2010 г., и облигаций на сумму 0,6 млрд. долл., срок по которым наступает в марте 2011 г. Валовые валютные резервы составляют 28 млрд. долл. Улучшающиеся глобальные перспективы предоставят определенную поддержку экспортным отраслям Украины.

Пока показатели пролонгации по внешнему долгу частного сектора являются относительно высокими и превышают 80%.

Fitch Downgrades Ukraine to ‘B-’; Outlook Negative

Fitch Ratings-London-12 November 2009: Fitch Ratings has today downgraded Ukraine's Long-term foreign and local currency Issuer Default Ratings (IDRs) to ‘B-’ from 'B'. The Outlooks are Negative. At the same time it downgraded the Country Ceiling to ‘B-’ from ‘B’ and affirmed the Short-term foreign currency IDR at 'B'.

"The recent adoption by parliament of an unaffordable minimum wage and pension law which, according to the IMF, could add 7% of GDP to the budget deficit in 2010, has effectively forced Ukraine's IMF programme off-track and has materially increased risks to fiscal financing, macroeconomic stability and creditworthiness," said David Heslam, Director in Fitch's Sovereigns Group.

Over the past two weeks, Ukraine's parliament has passed a new law increasing the minimum wage and pensions, and President Viktor Yushchenko has declined the IMF’s call to veto it. Moreover, the government has submitted to parliament a draft 2010 budget with a deficit of 8% of GDP. This compares with a commitment in the IMF programme of 4% (including the operational deficit of state-owned energy company Naftogaz NJSC (rated 'CCC' / Negative Outlook). In addition, the government has effectively abandoned the policy commitment to hike retail gas tariffs made at the time of the second IMF review in July 2009; as a result Fitch projects the 2009 deficit could reach around 8.5% of GDP (11% including Naftogaz), compared with a target of 6% of GDP (8.6% including Naftogaz).

On 7 November, Dominique Strauss-Kahn, the Executive Director of the IMF, said the IMF programme would be suspended, barring a reversal in such policies by the Ukrainian authorities, until after the presidential elections in January. A meeting on Tuesday between senior policy-makers in the government, National Bank of Ukraine (NBU) and presidential administration does not appear to have reached such an agreement. Although a reversal cannot be excluded – Prime Minister Yulia Tymoshenko said yesterday she hoped the courts would challenge the bill – it is not the base case. Furthermore, political dynamics mean the hiatus in IMF lending could be prolonged, particularly if there were a second round of presidential elections in February, possibly followed by parliamentary elections and then a delay in forming a new government.

The marked relaxation in the budget deficit and the loss of the main source of its funding, with the suspension of the USD4bn IMF tranche due for disbursement on 15 November has left Ukraine with a substantial fiscal financing gap. It would appear difficult and costly for Ukraine to cover the deficit through borrowing on the domestic or international market. Therefore Fitch sees an elevated risk that Ukraine could resort more heavily to monetary financing (via NBU providing liquidity to banks), effectively printing money. This would in turn risk undermining fragile confidence in the currency and the banking system, and/or a rapid loss of foreign exchange reserves. At the root of the problem is Ukraine's inconsistent macroeconomic policy framework, as the authorities are aiming to defend the exchange rate while avoiding necessary fiscal tightening in the absence of adequate sources of non-monetary financing.

Political dynamics mean policy may not be restored to a sustainable path before there is a further bout of financial instability. A further sharp depreciation in the hryvnia would intensify pressure on Ukraine's crisis-hit banking system. The non-performing loan ratio hit 30% at end-June 2009 according to the IMF, significantly affected by an 18% contraction in Q209 GDP (year-on-year) and by the hryvnia's near 60% depreciation since September 2008 (impacting the 54% of loans denominated in foreign currency).

Despite this challenging backdrop, Ukraine’s creditworthiness is supported by its low sovereign debt repayment profile. It repaid maturing sovereign eurobonds worth USD1.2bn in August and September 2009, demonstrating a willingness to pay. It now has a pause in eurobond maturities until a yen-denominated bond worth about USD0.4bn falls due in December 2010 and a USD0.6bn bond due in March 2011. Gross foreign exchange reserves are USD28bn. The improving global outlook will provide some support to Ukraine's export industries. So far, rollover rates on private-sector external debt have been relatively high at over 80%.

Вы сейчас просматриваете новость "Fitch понизил рейтинг Украины". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования