укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Последние новости Украины
29 Ноября 2007, 08:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Крутые автономера: для водителей придумали лишний регион, а президента и министров обозначали крестиками http://www.segodnya.ua/img/article/830/41_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/830/41_tn.jpg Украина Интерес к этому ведомству в обществе в последнее время сильно вырос. О нем внезапно вспомнил президент, в очередной раз развернулась кампания по борьбе с привилегиями на дороге...
Крутые автономера: для водителей придумали лишний регион, а президента и министров обозначали крестиками

Крутые автономера: для водителей придумали лишний регион, а президента и министров обозначали крестиками

Интерес к этому ведомству в обществе в последнее время сильно вырос. О нем внезапно вспомнил президент, в очередной раз развернулась кампания по борьбе с привилегиями на дороге...

В Украине особый этап "номеризации" машин начался после 2002 года, считает начальник Департамента ГАИ МВД Украины генерал Алексей Калинский. А новый размах приобрел с 2003-го, когда ввели номера несуществующего 28-го региона (в Украине их 27), начинающиеся на НН, ХХ, ТТ, ІІ... Их получали только в Киеве, но использовали по всей Украине. И, конечно, все понимали, что их владелец — человек непростой, раз смог получить в столице... Кроме того, у администрации президента была серия 555-ХХ КА, у Верховной Рады 777-ХХ КА, у Кабмина — 333-ХХ КА. Потом придумали МІ, вроде как для милиции всех областей. Но эти номера стали "расползаться", ибо руководители УВД давали их тем, кому считали нужными (как-то тогдашний руководитель ГАИ МВД выделил 50 номеров серии МІ для руководителей центральных масс-медиа в Киеве, в том числе, чего греха таить, и "Сегодня". — Авт.). Нарушения закона, кстати, тут не было, ибо эти номерные знаки стандартные, а о том, что эта серия "необычная", знали те, кому положено, в том числе, конечно, гаишники. А если, вдобавок, в номере, например, с НН или МІ еще и два-три нуля было, то ва-а-ще! Были и двухзначные (две цифры), сейчас они уже вне стандарта. Такие номера, с гербом и флагом, утверждает Калинский, были заказаны ДУСей и ею проплачены, там же их и выдавали, в ГАИ даже данных нет, кому. Поэтому в ходе выполнения нынешнего указа президента их тоже активно их изымали.

 

 ЧТО ОСТАЛОСЬ? В 2005 году президент Виктор Ющенко издал указ № 567, предписывающий упорядочить выдачу "маячков. Заодно внесли изменения в "номерной" стандарт и упразднили существование номерных знаков 28-го региона. Тогда же ввели спецзнаки для высших госслужащих — герб и три цифры от 001 до 226 (те самые, которые нынче изъяты и уничтожены). Но параллельно существовали и другие типы спецзнаков, выданных ранее. Например, х-ххх АП, ВР, КМ. Если они на частной машине, то забрать их нельзя, пока автомобиль не будет, скажем, перерегистрироваться. И сейчас их (особенно ВР) среди действующих около двух сотен, полагает генерал. Кроме того, среди оставшейся единой формы номеров типа хх-0000-уу особо выделена серия, заканчивающаяся на ВР (а первые две буквы означают регион, например, АА — это Киев). Эта серия выдается ГАИ исключительно по письмам из аппарата Верховной Рады, пока порядок, по словам Калинского, не изменен.

Знаки, предназначенные для первых лиц страны (001, 002 и 003) вернули новенькими, президент, спикер и премьер их не использовали, они как были, так и остались в полиэтилене. Обычно все машины VIP-персон зарегистрированы на обычные номера, а "необычные" (типа 001) выдаются и записываются в техпаспорт, как дополнительные. Ездить машина может как с теми, так и с другими. Правда, бывают исключения. Как рассказал генерал, машины ЦИК (Центральной избирательной комиссии), которым полагались трехзначные номера, почему-то только на них и оказались зарегистрированы. И когда теперь встал вопрос об их изъятии, получилось, что эти автомобили остались вообще без номеров! Пришлось тамошним хозяйственникам побегать, регистрируя их заново...

— Что касается таких "необычных" номеров, как с тремя нулями, или четырьмя одинаковыми цифрами и т. д., то, вы понимаете, они будут в любой серии, — говорит Калинский. — И нас вечно обвиняют, что, мол, ГАИ ими торгует. Потому мы вышли на Кабмин с предложением узаконить покупку таких знаков. Кабмин согласился, есть постановление и в его развитие наш приказ, согласованный с Минфином по ценам. Сейчас он на регистрации в Минюсте. Цены за такие номера от 6 тысяч гривен до 20 тысяч. Разница в том, что, показывает опыт, есть номера, пользующиеся особым (они дороже) и слабым спросом (дешевле). Не исключено, что уже на этой неделе приказ вступит в силу. Хочешь особый номер, типа хх-7777-уу — плати! Конечно, специально их заказывать не будем, просто они есть в каждой серии.

СИНИЕ, ЧЕРНЫЕ, КРАСНЫЕ... Среди "необычных" номеров есть синие милицейские. Там всего 4 цифры и код региона (центральный аппарат МВД без этого кода). У министра внутренних дел, разумеется, номер 0001 (но министр, а также другие высшие руководители МВД имеют и обычные номера, синий у них идет как дополнительный), у начальника Департамента ГАИ — 0021. Всего по стране их выдано до 30 тысяч, в каждой области по 1–3 тыс. На "простых" милицейских машинах этот номер и есть основной, других нет.

У военных вообще своя система заказа, изготовления и пр. автономеров (черных), МВД и ГАИ туда не вмешивается (хотя генерал Алексей Калинский считает, что это неправильно, в стране, мол, должна быть единая система выдачи и учета номеров).

Дипломатические номера заказываются представительствами стран в украинском МИДе. Номера имеют свою кодировку по аккредитации. Типы бывают такие: если написано " SDP" и две цифры — это глава дипмиссии. У него может быть несколько машин (тогда SDP 01, 02 и т.д.). Если "DP" и три цифры — это дипломат. "S" — для технических работников миссии (плюс пять цифр). Также везде есть код страны. Они были красными до 2003-го, сейчас белые (хотя встречаются и красные, забрать их просто так нельзя, нужен веский повод). А "законные" красные номера в Украине — это транзитные (их дают при покупке машины или снятии ее с учета для продажи либо переезда в другой регион и регистрации там).

ЧТОБЫ НЕ КАК У ВСЕХ! На днях Департамент ГАИ МВД Украины отрапортовал, что указ президента относительно изъятия у VIP-персон спецномеров (трехзначных) для машин выполнен полностью, найдены и уничтожены (порезаны) все выданные в 2005 году 226 номерных знаков. Тем самым вроде бы устранено неравноправие на дорогах Украины и все участники движения стали равны (перед кем? перед сотрудником ГАИ? перед законом? перед соседями по трафику?)... Впрочем, до настоящего "равноправия" еще весьма далеко, как с формальной точки зрения (до сих пор дорогам бегают сотни машин с уже изъятыми из стандарта, но действительными "спецномерами"), так и с практической — менталитет наших гаишников таков, что Майбах или даже крутой Мерс и с обычными номерами вряд ли они будут "прессовать". Уже не говоря о проносящихся по Киеву и создающих "трудновытаскиваемые" пробки кортежах охраняемых персон, которым вообще номера не нужны (и это подтвердила нынешняя операция "Изъятие", когда самые супер-пупер-номера вернулись в ГАИ вообще нетронутыми после двухлетней "эксплуатации")...

Учитывая изложенное выше, мы решили развернуть "номерную" тему пошире. Вспомнили, как было при советской власти, как менялась ситуация в последнее время и пришли к выводу — несмотря на любые заверения власть предержащих, привилегированные номера были, есть и, видимо, будут всегда, поскольку на них есть спрос. Тут главное — выделиться из массы! И очень симптоматичен, на наш взгляд, пример, приведенный генералом Алексеем Калинским, рассказавшим о "мажорах", рассекающих в последнее время по столице с обычными номерами, но... перевернутыми кверху ногами! Главное — чтобы не как все!

ВМЕСТО ПЕРЕДНЕГО НОМЕРА — БЛЕСТЯЩАЯ ПЛАСТИНКА. Николай Тодоренко — ныне председатель Всеукраинского союза автомобилистов, а в 80-х работал начальником ГАИ Киева. Вот что он рассказал для "Сегодня":

— То, что сейчас называют "машинами для VIP-персон", раньше именовали транспортом спецназначения или даже особой нормы (был такой гараж на Печерске). Им пользовались даже не все члены Политбюро ЦК КПУ, лишь первые лица (первый секретарь ЦК, глава Совмина, глава Верховного Совета УССР). Кстати, на машинах этих первых лиц не было спереди номера, стояла лишь блестящая пластинка — чтобы заранее не видели кто именно едет. А сзади номер стоял.

Я пришел на должность начальника Управления ГАИ Киева в 1983 году. Тогда вся трасса от центра города до Валки (за Вышгородом), где постоянно жил Владимир Васильевич Щербицкий (первый секретарь ЦК КПУ), закрывалась с 8 до 10 утра (по Фрунзе, Артема, Большой Житомирской и пр.), причем не только инспекторами, но и знаками. Ждали его проезда, ходили там только троллейбусы. Но когда Щербицкий об этом узнал, приказал этот порядок отменить и знаки снять. Да еще велел, чтобы его машина шла первой, чтобы впереди никаких мигалок... Хотя, конечно, мы все равно следили за его проездом и безопасностью... Трассу контролировали так, что, бывало, с Центрального стадиона, где смотрел матчи киевского "Динамо", до дачи за Вышгородом он доезжал за 15 минут, чтобы успеть к программе "Время".

Инспектора ГАИ знали, конечно, все "особые серии", как отче наш. Безусловно, мы эти машины не трогали, ибо были заинтересованы, чтобы начальники спокойно ездили. Но, с другой стороны, их водители и не нарушали правила, не то, что сейчас...

"ОТКУДА ОПЕРТАЛОН У ДЕВИЦЫ НА ЛЕКСУСЕ?"

— Алексей Алексеевич, кроме всем известных номерных знаков, есть ведь еще и так называемые "номера прикрытия" у оперативных служб. Понимаю, что тема закрытая, но все же, что можно об этих номерах сказать?

— Номера прикрытия выдаются в МВД согласно совсекретному приказу всем службам и ведомствам, имеющим право на ОРД (оперативно-розыскную деятельность). (Список их известен: МВД, СБУ, Госпогранслужба, налоговая милиция... — Авт.) Кому конкретно принадлежит номер, значится в специальной оперативной картотеке, к ней имеет доступ только начальник ГАИ. Она находится у него в сейфе и, чтобы уточнить, кто использовал тот или иной номер, надо привести очень веские причины.

— Допустим, едет оперативная машина с такими номерами, и вдруг ее тормозит гаишник... Что делать?

— Если машина используется в оперативной комбинации, на нее выдается оперативный талон. Если гаишник остановил, ему показывают этот талон, а там написано, что не подлежат проверке ни машина, ни груз, ни пассажиры. Но остановиться надо, просто махнуть талоном не получится. Это самый приемлемый выход. Бывало, не останавливались, тогда ГАИ организовывало преследование, гнались и разрушали оперативные комбинации...

Подделать оперативные талоны трудно (сейчас они пластиковые), но можно. Вот недавно мы изъяли более 10 неких специальных талонов, причем подписанных якобы... мною лично, хотя я ни один такой не подписывал и в глаза не видел! Их какие-то умельцы нарисовали сами и стали торговать. Подделки и впрямь смахивают на настоящий оперталон — его ведь много людей видели, мы же образцы направляли и о них знает каждый инспектор. Но! Как может быть оперативный спецталон у 20-летней девушки, раскатывающей на Лексусе?

— А еще есть знаки типа "ВАСЯ" или "ОЛЕЧКА". Как их получить, сколько это стоит?

— Это называется "индивидуальные номерные знаки", баловство для богатых. Номер из 3 символов, букв или цифр, стоит 300 грн. (стандартный — 120 грн.). За каждый символ свыше трех — еще по 300 грн. За срочность — коэффициенты, увеличивающие цену. Всего не более 8 символов, чтобы нормально читалось на расстоянии до 40 м. Нельзя употреблять расистских слов, матюков, названий органов госвласти и т.д. Использовать их можно только внутри страны.

Несколько лет назад я возглавлял НИЦ БД (научно-исследовательский центр безопасности движения). Пришел к нам человек, говорит: "Хочу номер "БАБНИК". Мы засомневались и послали запрос в институт украинознавства. Получили ответ, что это сленг, такого литературного слова нет. На этом основании мы заказчику отказали. А вот недавно другой господин захотел "СМЕРШ". Я не утвердил, ибо не совсем хорошие ассоциации с этой аббревиатурой. Человек, впрочем, согласился.

Заказать такие номера можно только в упомянутом НИЦ БД. Приходите с паспортом и техпаспортом, с вами работает художник, создает макет. Если согласны, подписываете и оплачиваете, заказ идет на завод. Недели через две-три номер будет готов, останется в МРЭО заменить техпаспорт, куда впишут этот номер, как дополнительный. Ездить сможете на любом: стандартном или именном (но только одинаковые должны быть спереди и сзади).

ПО СЕЛУ ГОРДО ЕЗДЯТ МАШИНЫ С НОМЕРАМИ "ВАСЯ", "КОЛЯ" И "ПЕТЯ". Своими воспоминаниями с "Сегодня" поделился экс-начальник Департамента ГАИ МВД Украины (в 2005-2006 г.г.) генерал Сергей Коломиец.

— Когда я был начальником ГАИ Днепропетровской области, поступила любопытная жалоба. Человек пришел в МРЭО за номером, там к нему подбежал "решала" (человек, представляющийся вхожим в высокие кабинеты и за деньги готовый якобы решить любой вопрос. — Авт.), предложил, мол, могу крутой номер достать, надо 500 "баксов". Мужику идея понравилась, он заплатил, а через какое-то время "решала" вынес... обыкновенный номер. Но сумел убедить "клиента", что это очень крутые знаки. Помните, как Остап Бендер убедил Эллочку Людоедочку, что чайное ситечко — очень ценная вещь... Так и тут. Мужчина номера взял, приехал домой, а друзья его высмеяли, назвали "лохом". Так он жалобу накатал на имя начальника ГАИ!

Еще случай, связанный с номерами. Мужик колхозного вида заказал сначала себе именной номер (типа "ВАСЯ"), и, видно, в своей деревне стал выглядеть очень круто! Так он потом, говорят, продал порося и заказал брату и куму — по очереди, типа "КОЛЯ" и "ПЕТЯ". И вот они там в своем селе катаются, всех поражая!

А из "старых" времен вспоминается такой случай. Правда, тут не о номерах, но о ГАИ. Было это при советской власти. Глава МВД УССР Гладуш шел из Верховного Совета в МВД. Остановился на "красный" на переходе от нынешней Рады на нынешнюю Шелковичную, тогда Карла Либкнехта. Там на углу стоял "киоск" гаишный, можно было из него вручную управлять светофором. В нем сидел старший лейтенант милиции, гаишник. Ситуация: Гладуш стоит на стороне ВР, ждет "зеленый", да не один, а с такими же "простыми" людьми, как сам. А в будке старлей смотрит на них через стекло, включив... "красный". Причем ни одной машины нет... Проходит минута, другая, третья... На пятой Гладушу надоело, он с товарищами перешел на "красный", ничего не сказав старлею. Но, придя в кабинет, приказал: "Уберите оттуда этого долбо...! На гауптвахту его!" И посадили...

 


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Корчинский Александр
Тэги: Украина
Вы сейчас просматриваете новость "Крутые автономера: для водителей придумали лишний регион, а президента и министров обозначали крестиками". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: