укр
Ольга Руднева
Забыть нельзя помнить
Главная Последние новости Украины
21 Июля 2012, 07:05  Версия для печати  Отправить другу
×
Лампочки затонувшего во время ВОВ корабля до сих пор горят, а пароход "Дюрнштайн" находили дважды http://www.segodnya.ua/img/article/3750/79_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/3750/79_tn.jpg Украина Самые интересные находки, сделанные нашими подводными археологами. Часть 1.
Что находят дайверы на дне моря
Что находят дайверы на дне моря

Лампочки затонувшего во время ВОВ корабля до сих пор горят, а пароход "Дюрнштайн" находили дважды

Самые интересные находки, сделанные нашими подводными археологами. Часть 1.

Черное море — капризное и погубило многих мореплавателей. А еще в периоды нескольких войн на нем велись ожесточенные морские бои. В итоге на дне нашли последний приют многие необычные суда, принадлежавшие к самым разным эпохам. Есть там даже самолеты и подводные лодки. За последние 10—15 лет дайверы и археологи сделали массу открытий. О самых интересных находках своих коллег "Сегодня" рассказал подводный фотограф, одессит Андрей Некрасов.

ТАЙНЫ ЗАТОНУВШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА


Эсминец "Лейтенант Зацаренный"
  

Эскадренный миноносец императорского флота "Лейтенант Зацаренный" затонул рядом с островом Змеиным 30 июня 1917 года (по новому стилю) во время Первой мировой войны. Он переломился пополам после того, как подорвался на мине, выставленной немецким крейсером "Бреслау". Ранее немцы разгромили румынско-русский гарнизон и разрушили маяк на острове. Миноносец вез новый отряд и материалы для восстановления маяка и радиостанции. После взрыва сначала затонула носовая часть. Все 37 человек, которые там были, погибли. Находившиеся на корме спаслись, ее буксировали к берегу, но по дороге она тоже затонула. Корму одесский клуб подводной археологии "Наварэкс" обнаружил в 2002 году.


Водолазы нашли часть таблички с названием

А вот на поиски носа пришлось потратить еще целых 5 лет! Вокруг корабля много мистики. Например, нос и корма оказались по разные стороны русла древней реки. А подводный археолог Александр Терещенко обнаружил след носовой части на эхолоте 17 июня — ровно через 90 лет после гибели миноносца.

ДУНАЙСКИЙ ПАРОХОД ВЕРНУЛ СВОЕ ИМЯ


Остатки пароходного колеса. Фото: А. Некрасов

В районе города Ильичевск на дне моря покоятся останки построенного в самом конце XIX века в Австро-Венгрии колесного парохода "Дюрнштайн". Отчего он погиб в 1944 году, точно неизвестно. Речной пароход был мобилизован во время Второй мировой и использовался как небольшой транспортник, перевозя грузы и людей по Черному морю. (В мирное время он курсировал по Дунаю между австрийскими портами. — Авт.). Достаточно было небольшой ошибки капитана, чтобы черноморский шторм утопил неприспособленный для морских плаваний пароход.


Та самая судовая печать. Фото: А. Некрасов

Впервые его обнаружили аквалангисты еще в 1970-е годы, но координаты были указаны неточно. В итоге ильичевским дайверам пришлось искать его заново. Останки парохода они обнаружили в 2006 году. Но очень долго археологи не знали точно, что это за судно. Лишь после кропотливых поисков в иле в 2010 году удалось обнаружить шкафчик штурмана с документами. На бумагах встречалась подпись капитана и судовая печать с названием парохода готическим шрифтом — Durnstein.

"БРЯНСК" ПОМОГАЛ ИСПАНЦАМ, А ПОГИБ ОТ ФАШИСТОВ


"Брянск" очень любят дайверы. Фото: А. Некрасов

Пароход "Брянск" утонул после обстрела его немецкими самолетами в 1941 году. Советский транспортник занимался эвакуацией людей из окруженной фашистами Одессы в Севастополь. К счастью, налет произошел на обратном пути, когда судно шло без пассажиров. Иначе количество погибших достигало бы нескольких тысяч. Подводные археологи полагают, что перед гибелью капитан судна пытался маневрировать, чтобы увернуться от обстрела. Но шансов уцелеть у огромного 100-метрового тихоходного парохода практически не было. До одесского порта "Брянск" он не дотянул около десятка километров. Сегодня останки судна — излюбленная многими дайверами достопримечательность. В частности, там проводился семинар по проникновению на остатки кораблекрушения. Кроме того, его останки очень фотогеничны.


Видно остатки якоря. Фото: А. Некрасов

История парохода тоже примечательна. Он был построен на британских верфях в конце XIX века. Позже его купили испанцы и назвали Inocencio Figaredo. Сначала он возил уголь, зерно и руду и ходил даже в США. Во времена гражданской войны он плавал в СССР и возил оружие коммунистам и социалистам, боровшимся с режимом Франко. Во время третьей стоянки в 1938 году пароход арестовали в Союзе, чтобы он не достался побеждавшему правительству диктатора. Пароход получил имя "Брянск". Часть испанского экипажа смогла вернуться домой только спустя два года, другая часть — только спустя почти 20 лет, в 1957 году. А некоторые и вовсе предпочли навсегда остаться в СССР.

БАРЖА ИЛИ КРАН?


Загадка. Судно затонуло рядом с портом Одессы. Фото: А. Некрасов

Неизвестный корабль XIX века нашли недалеко от Одесского порта в 2009 году. Нашли случайно — экспедиция занималась поисками сбитого над Черным морем немецкого бомбардировщика "Юнкерс". Пока не известно, что это было за судно. Предположительно, его построили в XIX веке. Нос напоминает утюг, на нем не было бушприта (передняя мачта). У торговых и военных судов обводы носа были плавными, чтобы повысить мореходность. Дайверы обнаружили, что на нем был установлен мощный кабестан (разновидность лебедки). Рабочая версия — неизвестное судно было баржей или же старинным аналогом плавучего крана или земснаряда. Впрочем, археологи планируют еще вернуться к нему, поскольку полностью "утопленник" еще не исследован и его трюмы могут хранить не одну загадку.

ЛАМПОЧКИ ТЕПЛОХОДА "СУЛИНА" ДО СИХ ПОР ГОРЯТ


"Вечные" лампочки. Фото: А. Некрасов

Румынский теплоход "Сулина" — излюбленное место начинающих дайверов. Хотя это судно довольно хорошо изучено, там по-прежнему делают удивительные находки.


Хорошо видно название судна. Фото: А. Некрасов

Например, один из дайверов нашел там... писсуар, причем приспособленный специально для установки в углу. А некоторые лампочки, если их подключить к сети, до сих пор горят.


На "Сулине" много загадок. Фото: А. Некрасов

Но ясности по поводу причин гибели теплохода, который в годы Великой Отечественной использовался как транспортник, нет. Поначалу считалось, что его затопила советская подлодка. Но есть данные, что торпеды прошли мимо, и потому появилась другая версия: маневрируя, чтобы уклониться от залпа, "Сулина" наткнулась на мину.

Продолжение истории читайте на Segodnya.ua в воскресенье 22 июля


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Дмитрий Гомон
Вы сейчас просматриваете новость "Лампочки затонувшего во время ВОВ корабля до сих пор горят, а пароход "Дюрнштайн" находили дважды ". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: