укр
Віталій Квітка
Свято імені нас
Главная Последние новости Украины
26 Мая 2008, 16:09  Версия для печати  Отправить другу
×
Львовянин учит мальчиков боевому гопаку, а его жена создала школу амазонок http://www.segodnya.ua/img/article/1094/52_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1094/52_tn.jpg Украина Боевой гопак 23 года назад придумал львовянин Владимир Пылат. Он рассказал "Сегодня", как это было.

Львовянин учит мальчиков боевому гопаку, а его жена создала школу амазонок

Боевой гопак 23 года назад придумал львовянин Владимир Пылат. Он рассказал "Сегодня", как это было.

Если проанализировать боевые единоборства, то окажется, что многие имеют автора. По этой проторенной дорожке и пошел Владимир Пылат. Обнаружив в гопаке движения, очень похожие на боевые удары, он стал выстраивать параллели. Если, как утверждают исследователи, карате "нафаршировано" элементами танцев острова Окинава, а единоборство капоэйра — движениями одноименного танца, так почему это же не могло произойти и у нас?

Но что интересно: танец казаков сохранился, а боевое искусство отчаянных и рисковых вояк почему-то нет. Существует предположение, что когда казаков стали слишком притеснять, они спрятали в танце свои особые боевые движения. К примеру, "разножку", "пистоль", "голубец", "черт" и другие движения, выполняемые в прыжке, они могли использовать, чтобы выбить вражьего всадника из седла. Пластун, сидя на корточках в засаде и внезапно окруженный подкравшимися врагами, не имел времени подняться на ноги и ему приходилось отбиваться сидя. Не так ли появились "ползунец", "подсечка"? Если это так, то в гопаке, действительно, зашифрована уникальная ножная низовая техника, не встречающаяся больше ни в одном из единоборств. Чтобы выстроить стройную систему боевого искусства, сведения о котором практически не сохранились, Владимир в боевом гопаке использовал движения других единоборств, которые можно считать универсальными. Все удары "украинизировались" и собирательно стали именоваться: руками — "стусаны", ногами — "копняки".

Слушая Владимира, понимаешь, что если бы не его общение с дедом Андрием Пылатом, то никакого боевого гопака не появилось бы вообще. Это он внушил внуку гордость за казацкий род, к которому принадлежала и бабушка Устина Палько. Независимые и обеспеченные казаки пользовались уважением даже у хозяйничающих в Галичине поляков. "Своего деда я помню в 60-е годы уже очень старым и совершенно седым. Он был намного старше века, но необычно крепким и широким в плечах, — рассказывает Владимир. — Несмотря на то, что в армии он раздробил колено и был списан в запас, мог молодым на загривке пронести коня. Я часто приезжал к нему в Давидовичи, что подо Львовом. Показывал деду, чему меня научил тренер по каратэ, а дед показывал свои движения "навприсядки", поясняя: "Бывает ситуация, что оружие в руках — плохой помощник, тогда присядь вот так и ударь ногой в колено или пах". Я считал, что он все делает неправильно. Но и повторить не мог. Тяжело. Так меня не учили. Дед Андрий рассказывал, что до 1939 года в его селе жил мастер, который ребят учил драться на кулаках и палками. Для тренировок он делал круг, засыпал его сеном и соломой и затягивал рядниной. Жил, в основном, с того, что люди давали. А его ценили, потому что он воспитывал гордость села. На Рождество и Купала приходили бродячие борцы, и село выставляло против них команду своих силачей. Это была часть народных традиций".

ПОДСТАВИЛИ. В 1985 году, на гребне перестроечных перемен, тренер по каратэ Владимир Пылат с идеей воссоздания украинского боевого искусства пришел в горком комсомола. Там ее восприняли на ура. Школа начала формироваться, гопаковцев все прибавлялось. Но в 90-х вышла осечка. К Пылату пришли ультраправые, предложили: "Давайте наши ребята будут вместе". Владимир должен был готовить молодых патриотов физически крепкими, а взамен было обещано побеспокоиться о спорткомплексе. "В 1993 году они меня подло подставили, — рассказывает Владимир. — Бросили моих ребят против коммунистов. На боевой гопак тут же повесили ярлык нацизма. Потом еще лет десять за мной пристально следило СБУ. Национальная идея, которую я закладывал в единоборство, была опорочена. До сих пор, когда прошу помощи, нас воспринимают настороженно. Но родители гопаковцев знают, что в спортзалах и лагерях мы занимаемся только спортом".

Через боевой гопак в разных городах Украины прошли не менее 10 тысяч ребят. Кто скажет, что это плохо при катастрофической нехватке в стране спортивных секций? Хотя некоторые выкладки из книги Пылата наподобие: "Украина является колыбелью человечества" или "я призываю вас стать теми, чей взгляд всегда ищет врагов своей отчизны... очищайте ее от пришлых злодеев", — смутили, я думаю, не только меня. Но есть и утешительный факт: ни одного военизированного формирования под прикрытием школы боевого гопака за четверть века не создано. Дети же, по словам родителей, как в любой другой спортивной секции, стали крепче, организованнее, уравновешеннее, лучше учатся.

ДО 14 ЛЕТ НЕ ДРАТЬСЯ! Входя в зал, ребята приветствуют друг друга и тренера: "Слава Украине!" — "Героям слава!" Форма одежды — шаровары, вышиванки или майки с украинской тесьмой. Разминка — под украинские мелодии. Жест благодарения — как в танце: сложенные на груди друг на друга ладошки. За 15 лет ребята могут пройти три уровня — жовтяк, сокол, ястреб. Высшие ступени мастерства — характерник и волхв. До 14 лет мальчики выполняют комплексы в одиночку или вдвоем, но в спарринги (бой) Владимир их не ставит, говорит, что до этого возраста дети к дракам не готовы психологически.

МУЖ-ВОИН ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ЖЕНУ-ВОИНА. Пять лет назад жена Владимира — Катерина Тарнавская — начала воплощать в жизнь еще одну его идею: воспитание юных казачек. Девичья школа называется "Асгарда" (по названию города, где жили боги-воины), а ее воспитанницы... амазонками. "Почему нет? — говорит Владимир. — Ведь амазонки жили в Приазовье, на территории нынешней Украины. Но я, создавая "Асгарду", мыслил не так глобально. Ориентировался больше на образ казачки, примером которой была моя бабушка Устина, — грамотная, своенравная, строгая и заботливая. С дедом они жили по закону: "Муж для жены — царь, бог и хозяин, а жена для мужа — царица, богиня и хозяйка".

"Казачки, оставаясь на хозяйстве без мужей, отправившихся в поход, должны были иметь характер, чтобы защищать дом и детей, — говорит Катерина. — Муж-воин должен иметь жену-воина. А воин никогда не унизит своего побратима. Потому казаки уважали свою половину". "Асгарда" — школа, где девочек учат не только драться, но и пению, народному танцу и театральному искусству.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Сухорукова Елена
Вы сейчас просматриваете новость "Львовянин учит мальчиков боевому гопаку, а его жена создала школу амазонок". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: