Наши летчики на краю света

26 Марта 2009, 20:19

Пилоты из Украины доставляют топливо в самое северное поселение мира — Гренландию.

Самолет. На таком крылатом красавчике полеты даже на край света, в Гренландию, одно удовольствие. Фото из архива М. Сухенко
Гренландские волки. Ревнивы, словно итальянские женщины. Фото из архива М. Сухенко
Буран. Превратил солнечный день в настоящие сумерки. Фото из архива М. Сухенко
Наши летчики. Возят горючее в самое северное поселение в мире. Фото из архива М. Сухенко

Бесконечные ледяные просторы, где небо сливается со снегом. Средняя температура — минус 45 С. Добродушные собаки-волки размером с медвежонка. Горстка людей, которая живет, без преувеличения, на краю Земли, и украинские летчики, которые возят в самое северное поселение в мире горючее. Это — Гренландия, окраина Арктики.

"На расстоянии 1000 км от Северного полюса расположена метеорологическая станция "Север", которую называют "Крышей мира". Машины здесь никогда не выключают — вновь завести мотор на морозе попросту не выйдет. Годовой запас горючего для станции — 500—700 тыс. тонн, притом, что работают здесь всего 8 человек! Довезти туда горючее по морю невозможно. Доставить такой объем по воздуху могут только три страны: США, РФ и Украина", — рассказывает вернувшийся с Крайнего Севера журналист "1+1" Максим Сухенко. По его словам, после того как украинские пилоты хорошо зарекомендовали себя в Ираке, их услугами заинтересовалась Дания (Гренландия является автономной территорией этого королевства).

Датчане не жалеют о своем выборе: объем работ, который планировали выполнить за три месяца, наши летчики на Ил-¬76 обещают сделать за три недели. Эта операция называется "Казаки на льдине". На станции Туле, откуда метеорологам доставляют горючее наши ребята, когда мы прибыли, был мороз -25 С0. Светило солнце, и ощущения были как у нас при минус десять". До взлетной полосы журналисты добирались на скутере. И тут начался шторм. "Когда там поднимается ветер, местные говорят: "Не человек решает, что делать, а ветер". На мне был комплект теплой спецодежды, но менее чем через полминуты стало так холодно, что я закрыл глаза, натянул капюшон до подбородка, прикрыл голову руками. И это не помогало! Ветер даже не обжигал, а разъедал кожу. Штормовое предупреждение не заставило себя ждать — 3 балла из 4 возможных. Буран превратил солнечный день в сумерки и запер внутри всех жителей базы. Выходить в такую погоду из помещения запрещено. Там мобильной связи нет, зато хорошо развит интернет. В непогоду включают компьютеры, начинают заниматься самообразованием".

Когда ветер утих, журналисты на самолете отправились на метеостанцию "Север". "Летели недолго, но однообразные снежные долины убаюкивали. Хотя пилоты наши говорят: снежное однообразие им не особо досаждает. Гораздо сложнее в тамошних условиях садиться — небо сливается со снегом, и визуально оценить высоту невозможно, только по приборам", — говорит Максим.

В поселке меньше десятка домов и столько же жителей. Основное развлечение — поездки на собачьих упряжках. "Порода тягловых собак называется тяжелые гренландские волки. Это настоящие медведи ростом по пояс взрослому человеку, а лапы у них — шире моих рук! Как обычные собаки, ластятся и подставляют брюхо. Но нас сразу предупредили — не показывайте горло, кадык. Инстинкт так силен, что могут наброситься. Еще рассказывали, что они ревнивее итальянских женщин! Счастливчика, которому досталось человеческой ласки больше, чем другим, стая может загрызть", — рассказывает Максим. К слову, легендарного гренландского деликатеса — китовых глаз — нашим отведать не удалось. Хоть это и излюбленное лакомство местных племен, но встречавшие украинцев датчане потчевали гостей телятиной под клюквенным соусом.

"Украинские летчики практически ничего не зарабатывают. Суточные — $18. Но у них есть возможность налетать количество часов, необходимое для международных полетов. Из-¬за отсутствия горючего в нашей стране это невозможно. И Гренландия — это возможность оставаться в небе", — говорит Максим. Добавим, что на этой неделе вслед за Данией с нашими летчиками стала сотрудничать Чехия. Наши пилоты будут теперь перевозить чешских военных во все стороны света.

ВИКИНГ И ПРОТИВНИКИ ЕС. Гренландия — крупнейший остров в мире, на 85% покрыт льдом. До 1536 года принадлежал Норвегии, после чего перешел в состав Дании. Впервые его обнаружил исландский моряк Гунбьерн около 875 года (на берег он не сходил). В 982 году викинг — исландец норвежского происхождения Эйрик Рауда Рыжий — был сослан из родных краев в ссылку на 3 года. Он доплыл до северного острова и назвал его Гренландией, что дословно переводится как "Зеленая земля". Вокруг этого названия до сих пор продолжаются споры: одни считают, что в те времена климат в этих местах был более мягким и прибрежные районы юго-запада острова действительно были покрыты густой травянистой растительностью, другие — что такое название было выбрано с единственной целью — привлечь к острову больше поселенцев. Ныне их там 58 тысяч человек. Любопытно, что 70,3% гренландцев — противники глобализации и вступления в ЕС.

Вы сейчас просматриваете новость "Наши летчики на краю света". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Влад Абрамов

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования