"Открытый город": как бороться с городскими проблемами в интернете

29 Апреля 2015, 07:40

Украинцы чаще всего жалуются на ямы на дорогах, грязные улицы и разбитые тротуары


Фото: О. Консевич

Фото: О. Консевич

Фото: О. Консевич

Фото: О. Консевич

Фото: О. Консевич

Фото: О. Консевич

Фото: О. Консевич

Фото: О. Консевич

 


Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, которые неприятно раздражают – мусор, открытые люки, отсутствие детских площадок во дворе. Фонд Восточная Европа с 2013 года реализует проект "Открытый город", который помогает гражданам взаимодействовать с властью, общественными организациями, представителями бизнеса для решения актуальных вопросов. Сейчас к инициативе присоединились 18 городов, а Сегодня.ua побывала в самом активном – Тернополе.

centr

Памятник Независимости. Фото: О. Консевич

Уникальный пример
 
Тернополь только в сентябре прошлого года стал активно работать с "Открытым городом", но уже успел показать лучшие результаты. По словам помощника мэра Максима Черкашина, Тернополь – уникальный город для проекта, потому что сначала пришлось работать без помощи общественной организации. Обычно именно активисты помогают организовать людей и берут на себя функции модераторов. "Сначала было двустороннее сотрудничество – городской совет – "Открытый город". Мы ставили за цель добиться того, чтобы все работало. Мы заполнили матрицу проблем. Что это значит? Если есть проблема – мусор, например, я должен подумать, кто будет ее решать. Впоследствии мы собрали исполнителей и рассказали им о платформе, зарегистрировали их. Работали 2-3 недели в тестовом режиме", – рассказывает он.

Со временем стала помогать организация "Файне місто", она с февраля этого года модерирует сообщения и следит за решением проблем. Член организации Рустам Ергешов рассказывает о статистике. Оказывается, за такой короткий промежуток времени по городу было зарегистрировано 572 сообщения. "Зарегистрированные пользователи – 398, но это с теми пользователями, которые зарегистрированы от городского совета, потому что они имеют отписывать о решении проблем", – уточняет активист. Сейчас большинство проблем "закрытые" – решены или будут решаться в ближайшее время. Около 25% проблем приняты к рассмотрению. "Это очень хорошая статистика, по сравнению с другими городами. Мы первые по активности пользователей. Но есть одно "но", недостаток. Например, проблема – ямы на дороге. Пользователь написал, сфотографировал, отписка жилищно-коммунального хозяйства такова – "Данная территория является в титульном списке ремонтных работ в этом году". Они "закрывают" эту проблему, но пользователь ее снова "открывает" и говорит: "По факту, покажите, что вы сделали". Здесь и управление правильно делает, и пользователь, поэтому надо сделать статус "перенос срока" или "выполнение до ...", – считает Рустам Ергешов. Сейчас в городе есть 10-15 активных пользователей, которые не просто сообщают о проблемах, но и следят за их выполнением.

zlamaly

Поврежденное ограждение у озера. Фото: opencity.in.ua

komenty

Реакция общества. Фото: opencity.in.ua

sdelano

Результат. Фото: opencity.in.ua

Контроль и инициативность
 
Пользоваться ресурсом очень легко. Надо зарегистрироваться и написать сообщение, а модераторы опубликуют его. Далее просьба попадет в управление, ответственное за указанную проблему. Не надо тратить время на поиск "крайних", написание заявлений и телефонные звонки. "Мне легче написать через платформу, я не имею возможности в рабочее время бегать по инстанциям. Помню как-то меня все достало и я ходил к начальнику жаловаться, но нужно посредничество. Кому-то легче с бумагой работать, кому-то с компьютером и телефоном", – рассказывает Михаил Онышкив, активный пользователь платформы.

9000

Фото: opencity.in.ua

На решение проблемы у служб есть месяц, но руководство города пытается разобраться с обращениями оперативно. Этому способствует то, что каждую неделю городской голова Сергей Надал получает отчет о ситуации в городе и жалобы пользователей "Открытого города". В городском совете главным преимуществом ресурса считают публичность. "Когда вы куда звоните, кто об этом знает, кроме вас? А здесь вы ставите обсуждение проблемы в целом. И сами чиновники, решая проблему, относятся к этому ответственно. Для нас это дополнительный инструмент, потому что раньше были стандартные – обращение граждан, служба 1580, прямые эфире городского головы, Facebook. И классно, что есть аналитика – мы можем смотреть по каким улицам всего жалоб и каких служб это касается", – отмечает Максим Черкашин.

kateg

Кликните на скриншот, чтобы увеличить.

Единственное, городу нужно будет активизировать работу с общественностью, чтобы люди сами пытались участвовать в решении проблем. "Сейчас будет развиваться проект" Общественный актив Тернополя". Мы хотим работать с зарегистрированными активистами "Открытого города". Например, если есть поломанная детская площадка, то можно собрать жителей, поговорить, есть устав об общественных инициативах, собраниях граждан. Мы можем написать протокольные решения – отдать городскому совету. Далее ничто не мешает скинуться и отремонтировать. Основная задача – активизировать общество", – считает член ОО "Файне місто".

Но в Тернополе уже можно говорить о том, что люди начали действовать. Недавно экстремалы города разместили на портале "Открытый город" просьбу о создании скейтпарка и активно включились в обсуждение инициативы с властью. "Мы пошли на встречу, потому что они сейчас катаются у памятников. Кроме того, у наших велосипедистов очень хорошие показатели, они готовятся к международным чемпионатам. Они сказали, что могут показать, где было бы хорошо организовать такую площадку. Им предложили бульвар Кулиша и они категорически от него отказались. Мы прислушались к ним и нашли другое место – в парке Топильче. Также в парке Шевченко будут поддоны, которые обустроят велосипедисты", – отмечает помощник городского головы.

topil

Парк Топильче. Фото: wikimedia.org

Выгода для всех
 
Проект начал свою работу с 5-ти городов Украины. "В настоящее время, систему "Открытый город" уже используют в 18 городах, начиная от маленького Добротвора Львовской области и заканчивая большим Запорожьем. Ведем переговоры и с другими городами, ведь критически важным является желание местных властей и местных общественных организаций видеть проект в своем городе ", – рассказывает менеджер программ Фонда Восточная Европа (ФВЕ) Юрий Пискалюк.

По его словам, за время существования платформы было опубликовано 3079 проблем, из них 2583 принято в работу, а 1424 – решено. "Понятно, что не все вопросы можно решить в один момент, поскольку возможности местных бюджетов в условиях кризиса ограничены. Но люди должны знать, что власть их слышит, знает о проблемах и пытается их решить. Электронная коммуникация с органами местной власти выгодна для всех, – отмечает Юрий Пискалюк. – Для власти – это механизм быстро узнать о проблеме (например открытый люк, неубранный мусор, неработающее освещения) и ее решить, понимать приоритеты жителей, наполнять целевые программы. Для жителей – возможность сообщить о проблемах максимально просто через эффективный канал коммуникации, почувствовать себя причастными к решению городских проблем, сделать жизнь своих семей и соседей комфортным. И самое главное, что система "Открытый город" – максимально открыта и прозрачна. То есть, если пользователь считает, что его проблема на самом деле не решена, он имеет возможность повторно обратить на это внимание".

teatr

Фото: О. Консевич

Инициаторы проекта планируют добавить к сервису новые функции. Справиться с большим массивом информации можно будет благодаря краудсорсингу, когда каждый зарегистрированный пользователь сможет размещать информацию о полезных объектах, которые ему известны, а все остальные пользователи смогут пользоваться "плодами" коллективного труда. "Уже скоро жители смогут инициировать и поддерживать местные петиции, а местные власти учитывать пожелания граждан при определении приоритетов развития общества. Тогда, например, местные власти смогут определить, что следует сделать в первую очередь:  восстановить фасад здания главного театра, или обустроить местный рынок, или что-то еще. Также уже есть возможность наносить на карту каждого города и описывать "Полезные объекты", начиная от велопарковок или точки со свободным Wi-Fi, и заканчивая укрытиями или местами сбора опасных отходов", – рассказывает менеджер программ ФВЕ.

jjj

В тернопольских троллейбусах есть Wi-Fi, но в основном транспорт очень старый. Фото: О. Консевич

Еще одно преимущество сервиса – доступность мобильных приложений. Около 15% пользователей заходят на сайт, используя смартфоны. "По нашим прогнозам этот процент будет увеличиваться. Дополнительный толчок этому даст внедрение стандарта 3G, который мы все с нетерпением ожидаем. Около 70% процентов заходов с мобильных устройств происходит через операционную систему Android, а 22% – через iOS ", – добавляет Юрий Пискалюк.
 
www.OpenCity.in.ua – платформа, которая реализована в рамках проекта "Открытый город: усиление участия граждан в развитии местного сообщества" и является инициативой Фонда Восточная Европа. Выполняется при финансовой поддержке Фонда Ч. С. Мотта. Энергетическая компания ДТЭК предоставила финансовую поддержку для распространения проекта на города своей деятельности.

Вы сейчас просматриваете новость ""Открытый город": как бороться с городскими проблемами в интернете". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Ольга Консевич

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования