укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Последние новости Украины
30 Июня 2015, 09:00  Версия для печати  Отправить другу
×
По священным местам: нетронутая войной Святогорская лавра (фото) http://www.segodnya.ua/img/article/6274/83_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/6274/83_tn.jpg Украина В пещерах исцеляются от астмы, а у икон просят деток и вымаливают жизни родных
По священным местам: нетронутая войной Святогорская лавра (фото)
Автор фото: Сергей Ревера, "Сегодня"

По священным местам: нетронутая войной Святогорская лавра (фото)

В пещерах исцеляются от астмы, а у икон просят деток и вымаливают жизни родных

Благословения на поездку в Святогорскую лавру (Донецкая область) мы ожидали полгода. "Не время еще в такие места ездить, у тебя ребенок", — говорил духовный наставник нашего спецпроекта владыка Павел. Когда же благословение было получено, стали собираться в дорогу. Из Киева можно добраться поездом до Славянска (правда, поезд один, поэтому билеты нужно покупать заранее), а оттуда — маршруткой до Святогорска. Нам повезло: на вокзале нас встретили лаврские монахи на машине и довезли до самых стен лавры так, что мы ни одного блокпоста не встретили.

На въезде в город висит большой баннер: "Святогірськ — це Україна", а сбоку приписка: "Для тех, кто географию забыл". Ни снайперов на колокольнях, ни русского спецназа в лавре, обещанных ТВ-новостями некоторых каналов, мы так и не увидели. "Обедать пошли, — шутит владыка Арсений, наместник Свято­горской лавры, подводя нас к столам, за которыми мамы с детками обедают. — Два года назад был конкурс на лучшую в Украине вышиванку. Помните, кто выиграл? Славянск. А четыре года назад была акция "Восток и запад — вместе", стартовала тоже в Славянске. Вышили рушник большой, понесли нам в лавру, мы его освятили, затем дошивали рушники во многих городах Украины. До сих пор у нас в Святогорске бобина рушников лежит (до 200 метров)! А тут вдруг — на тебе, по телевизору говорят, что Свя­тогорскую лавру закрыли для паломников, а внутри — русский спец­наз с бэтээрами и снайперы. Кадры только показали архивные, 2005 года. После этого сообщения муж моей сестры в Броварах скончался от обширного инфаркта, хотя до этого никогда на сердце не жаловался. Вот так лживым словом можно убить. А у нас тут ни русского спецназа, ни украинской армии — вообще военных не было. Зато до 5000 переселенцев в день приходилось кормить! Видимо, такое время теперь. В 90-е годы вся округа помогала Лавру из руин возрождать. Теперь Лавра людям помогает, соблюдая завет архимандрита Арсения (Митрофанова) (XIX века): "Всех приезжающих в обитель селить и кормить бесплатно. Поступайте так, и обитель никогда и ни в чем не будет знать недостатка". Потому и паломников, и переселенцев, и журналистов встречают не снайперы, а Божия Матерь из белого камня. В знак того, что она — игуменья нашей обители и несколько раз являлась нашим святым отцам видимым образом с наставлением".

new_image_101

Успенский собор. В советское время здесь был кинотеатр.

НАСТАВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ. "Наша обитель схожа с пещерными монастырями Крыма и теми, что основывались по реке Дон, — рассказал келейник владыки, отец Лазарь, заводя нас в музей. — Кем был основан монастырь, доподлинно неизвестно. Первые документы и карта обители появились в XVII веке. Название Святые Горы — от людей, которые жили здесь свято, известно с XV века. Настоятелями и монахами здесь были грамотные люди — именно святогорцев приглашали в Москву для перевода Библии с древнегреческого. Жили тут по уставу Глинской пустыни, строжайшему в царской России, соответствующему Афонскому. Кстати, Святогорский монастырь был вторым по строгости устава после Молченской Софрониевой пустыни. В середине XIX века настоятелем, по единодушному согласию братии, стал иеромонах Герман. Именно ему дважды являлась Царица Небесная. Первый раз он увидел ее в царских вратах на горнем месте алтаря Покровской церкви во время акафистного пения. Пока монахи пели "О Всепетая Мати!", Богоматерь стояла с молитвенно воздетыми руками. Когда акафист завершился — видение исчезло. Второй раз отец Герман увидел ее в то время, когда он только принял настоятельские обязанности и заунывал, что не сможет понести такое тяжелое бремя, хотел оставить игуменство. Размышляя об этом, он задремал. И во сне увидел Божию Матерь с тростью в руке, а по сторонам ее — святителя Николая Чудотворца и патриарха Германа Константинопольского (небесного покровителя отца Германа). Богоматерь, показывая отцу Герману небольшую трость в своей руке, сказала: "Что унываешь, малодушный? Не ты будешь управлять обителью, а я: ты в руках моих будешь, как эта трость". Проснувшись, отец Герман утешился. Он пробыл настоятелем 30 лет, и преимущественно ему Лавра обязана своим благоустройством и традициями старчества".

РАЗГРАБЛЕНИЕ. До Октябрьской революции в Святогорском монастыре было до 750 монахов — огромное количество, даже по тем временам. "Настоятелем тогда был архимандрит Трифон, на чью долю выпали особые испытания, — продолжает наш гид, отец Лазарь. — В Первую мировую войну 40 святогорских монахов едут под Харьков и трудятся медбратьями в госпиталях, в то время как в монастыре принимают в 1914 году 750 беженцев из Волыни и устраивают военный госпиталь. Заметьте, ровно через 100 лет история повторится, только Лавра примет под свое крыло уже 1000 беженцев из своего региона. С 1918 по 1922 год начинается разорение обители. На Лавру нападают то красные, то банды Махно, то банды Маруси (причем "Марусь" было несколько, они даже нумеровались: "Маруся 1", "Маруся 2"). Когда приехала комиссия по изъятию ценностей, владыка Трифон сказал: "Я в этом участвовать не буду, забирайте, что хотите, сами". Все небогослужебное он отдал, даже кресты с себя снял. Но все было мало, его обвинили в том, что он прячет имущество, и пытали. Иеродиакон Лука (Грицкевич) пишет: "Братию с настоятелем поставили в ряды и начали обучать воинским приемам. Причем над многими чинились пытки. Разули на снегу настоятеля и надели на него опорки, стригли волосы, заставляли курить, пить чернила и уксус". Множество братии было растерзано, замучено и убито. Монастырь превратили в Дом отдыха, а в Святогорских пещерах сделали музей антирелигиозной пропаганды.

2_77

Фреска с ангелом. По преданиям, каждого посетителя записывают.

САНАТОРИЙ. После Великой Отечественной войны — здесь снова устроили санаторий. Когда Успенский собор, построенный еще в XIX веке, переделывали под кинотеатр, то согнали студентов и платили им от выработки, потому молодежь так старалась закрасить и сбить со стен все, что росписи восстановлению не подлежали. Только в куполе сохранились некоторые фрагменты росписи. Старожилы вспоминали, как иконы, ризы, книги, архив вынесли в две огромных кучи между Успенским и Покровским храмами и сожгли. На просьбы детей: "Оставьте иконочки, они же такие красивые!" — их отгоняли палками, грозились в костер кинуть. Поначалу храмовые постройки переоборудовали под жилые комнаты красноармейцев. Только спать тут красноармейцы не смогли — каждую ночь им слышался женский плач, как при погребении или оплакивании. После территорию передали заповеднику в бесплатное пользование. Монастырь открыли в 1992 году, возрождать обитель пришли трое монахов и пятеро послушников, по благословению епископа Алипия. С января 1995 года наместником становится нынешний архиепископ Арсений, и начинается возрождение Лавры, реставрация храмов, постепенное возвращение и ремонт корпусов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ. "В начале 90-х мы с мамой приехали сюда паломниками, — вспоминает 36-летний отец Лазарь. — Условий не было никаких. Ночевали в Успенском соборе, умываться и зубы чистить ходили на реку Донец. Но я прилепился душой к этому монастырю. Узнав, что в Лавре на клиросе петь некому, и нот не было, я вернулся домой и засел за написание нот, переделывание партитур, которые нашел у себя, со смешанного хора на мужской. Как раз выпускные экзамены начались — так я днем готовился, а по ночам ноты писал. Экзамены в школе я сдал, на выпускной не пошел, да и мама сказала: "Петров пост, тебе там делать нечего". Мой аттестат зрелости мама сама получила, а я через неделю после экзаменов приехал в Святые Горы. Познакомился с владыкой Арсением, стал его духовным чадом и келейником. А с 1996 года занимаюсь восстановлением всей документации по истории монастыря".

1_85

Пещерная церковь. Восстанавливали по дореволюционным архивам.

Санаторий не хотел так просто отдавать здания, многое приходилось выкупать или отвоевывать. Поначалу монахи служили службу в пещерном храме Антония и Феодосия Печерских. Церковь эта очень древняя, ее еще называют варяжской. Из­-за того, что до 2002 года церковь принадлежала музею-заповеднику, монахам разрешалось служить только в нерабочее для музея время: с 6:00 до 10:00 и после 17:00. В остальные же часы здесь проводились экскурсии. "На богослужение в церковь Антония и Феодосия приходилось идти мимо корпусов, где каждый вечер дискотеки крутили при санатории, — вспоминает отец Лазарь. — Но владыка Арсений не унывал. Поднимался на сцену, брал в руки микрофон, при этом музыка выключалась, и говорил: "Братья и сестры! Здесь же действующий монастырь, побойтесь Бога!". Потом спускался со сцены, а музыка снова включалась, и все продолжалось. А мы с владыкой и братьями под эту музыку "маршировали" в храм. Сейчас на том месте — паломническая трапезная, где кормят паломников и переселенцев. А когда древнюю церковь монастырь выкупил у коммунального хозяйства, на балансе которого она значилась, пришлось делать капремонт, восстанавливать фасады по дореволюционным документам, которые доставали в архиве". Паломникам всегда показывают при входе в храм фреску с ангелом. По монашескому преданию, каждого посетителя храма ангелы записывают. Потому, чтобы облегчить ангелам труд, имена братии, которая тут служит, уже написаны на фреске.

СВЯТЫНИ. Первым делом владыка решил восстановить Успенский собор, превращенный коммунистами в кинотеатр в два этажа. Перед центральным алтарем была оркестровая яма, в алтаре — сцена, в боковых приделах — гримерка и туалеты. Из Успенского собора вынесли 2600 тонн мусора — 40 вагонов, целый состав. Братия и рабочие трудились и днем, и ночью. В 1992 году сюда крестным ходом принесли икону Святогорской Божией Матери, которую удалось сохранить верующим в советское время. С тех пор она находится только в монастыре, что связано с древней легендой, по которой Божия Матерь явилась священнику во сне и сказала: "Икону мою не выносите из церкви и не оставляйте на ночь в ином доме". Был случай, когда в 1918 году икона после крестного хода в с. Байрачек осталась у местного псаломщика дома. Наутро возле иконы нашли пять трупов тех, кто был в доме, убитых бандитами. На иконе у Спасителя и Божией Матери были выцарапаны глаза, лик поврежден штыками. В 20-е годы икону отреставрировал неизвестный художник, но и сейчас на свету видны места повреждений. У иконы очень много свидетельств исцелений от бесплодия. Было несколько случаев, когда дети рождались в день празднования иконы Божией Матери (30 июля), а также много случаев исцелений онкобольных. А еще в монастыре каждый час молятся о мире.

6_25

Уникальность. В монастыре — свой музей икон (XVI—XIX вв.)

МУЗЕЙ ИКОН. Есть в монастыре и уникальный музей икон (XVI—XIX вв.). Каждая — со своей историей. А еще такие уникальные святыни, как мощи святого Пантелеимона Целителя, рука святителя Тихона, патриарха Московского, власы Христовы, часть животворящего древа Креста Господнего. Так как каждая святыня требует молитвенного предстояния, рядом с музеем был сделан придел для богослужений.

10_14

Игуменья. Дева Мария.

"МУЖ СКАЗАЛ, ЧТОБЫ ИЗ ЛАВРЫ НИ НОГОЙ"

Владыка Арсений повел нас в комнаты, где проходит воскресная школа для деток. "Это наш детский сад, малыши рисуют, лепят, сочиняют, — говорит владыка. — Хотите, свой портрет покажу? Это я с посохом! Знаете, что детки поначалу рисовали? Танки, взрывы, кровь на асфальте, черную свечку на столе. Деток постарше мы сами в школу собирали. Святогорская школа перешла на две смены, вторая — специально для беженцев, а в окрестных сельских школах в 2 раза увеличилось число учащихся. У нас уже год живут беженцы. Кому есть куда вернуться, уезжают, остальные тут. У нас за это время 178 беременных мамочек побывали. Некоторые детки тут и родились. Переселенцы поначалу приходили на исповедь — выговориться, выкричаться. Так монахи потом возвращались в кельи — руки дрожат, спать не могут от услышанного. Например, у бабы Любы племянник в Краматорске вез коляску с годовалым малышом в магазин, продуктов купить. Прямое попадание мины — ни папы, ни ребенка. От малыша осталось только четыре пальчика левой руки. Положили в коробку из-под обуви кусочки обоих и похоронили. У послушника Ромы отца осколком убило, на похороны не попал — за 10 дней только надо подавать на оформление пропуска в "ДНР". Приходит, плачет: "Не могу маме дозвониться". Говорю, молись Божией Матери, чтобы она мамку сохранила. Через две недели мама приехала. И рассказала, что она с соседками прижались друг к другу и так три дня сидели в страхе, холоде и без еды в разбитом доме зимой. Когда помощь пришла, все, кроме мамы Роминой, уже были мертвы от переохлаждения".

3_55

Икона. Святогорская святыня.

В трапезной паломников готовят обед. Переселенки разбились на группки, каждая занята своим послушанием. "Мы тут уже как семья, горе сближает, — говорит женщина из Горловки. — Готовим, убираем — все вместе. Муж звонил недавно, говорит с пяти утра бомбили, чтобы я из Лавры ни ногой. Так и живу здесь 9 месяцев, картошку чищу". "Знаете, что самое страшное? — говорят нам женщины, убирающие коридор. — Дочь звонит и говорит: "Мам, собралась в Украину за продуктами". Что может быть страшнее, чем то, то нас поделили? Что делать? Нужно телевизор поменьше смотреть, а больше разговаривать и слышать друг друга".

Святогорские монахи пересказывают мытарства владыки Илариона, который, несмотря на обстрелы, служит в Донецке, и владыки Митрофана в Горловке. "Куда я поеду, если у меня полный храм людей? — говорил владыка. — Бывало, что на приходах "Херувимскую" допевали, лежа на полу. Нельзя прекращать службу, даже если обстрел".

7_19

Переселенцы. Разбились по группам, у каждой — свое послушание.

ПЕЩЕРЫ: памятник Артёму предсказал юродивый

Меловая скала Святых гор с Николаевским храмом наверху и длинными пещерами в глубинах — визитная карточка Лавры. Пещеры не закрывались даже в советское время, хотя коммунисты позаботились уничтожить все захоронения. "Гиды заповедника до сих пор вспоминают, как и в те атеистические времена некоторые люди, поднимаясь по пещерам, вдруг начинали кричать: "О святителю! Преподобный! Не мучай нас!" — говорит наш гид отец Лазарь. — Чтобы беснование прекратилось, люди возвращались и сдавали билеты. Это нам сами экскурсоводы рассказывали, мирские люди! Мы тоже несколько раз сталкивались с такими случаями, причем это происходило даже с сильными мира сего.

new_image5_46

Николаевская церковь на Святой скале. Прежде ход в пещеры был лишь один, и знали его только монахи.

Как-то одна женщина после такого беснования покаялась, пожертвовала большое кольцо и попросила прощения у Матери Божией. Оно и неудивительно, в древности здесь проходила большая часть жизни монастыря. Благодаря пещерам Святые Горы были неприступны — попасть внутрь, не зная хода, было невозможно. Прежде они были очень длинные и доходили до пещерного храма Антония и Феодосия. Но когда строили Успенский собор, в ущелье сделали плато, а пещеры сократили, разделив на два хода. Впоследствии нижняя часть пещер засыпалась. Успенский собор соединялся с храмом Святителя Николая 500 ступенями, но в войну их разрушили полностью. До того как пещеры отдали монастырю, монахи карабкались по тропкам, как могли, цепляясь за ветки, ходить по пещерам монахам не разрешалось. Для стареньких бабушек в Лавре поначалу был спецтранспорт — старенький трактор с прицепом. Послушник Артем сажал всех бабушек в прицеп и по серпантину доставлял их на службу в храм Святителя Николая. Сейчас там — удобные ступеньки".

new_image1_03

С лестницы. Окно затворника.

КЕЛЬЯ ЗАТВОРНИКА. С лесенки видно небольшое окошечко в скале  — это келийка, где 17 лет жил иеросхимонах Иоанн. "Игумен Иоанн причислен к лику святых, причем местные жители сами собирали подписи для предоставления Священному синоду, — говорит отец Лазарь. — Иоанн Затворник был пострижен в монастыре. Когда-то даже помог Ворошилову — спрятал его в телеге с сеном. Игумен Иоанн был прозорливцем, исцелял многих людей. В 1960-е годы вернулся в Святогорск, село Банное, на службу. Как-то к нему приехали паломники из Красного Лимана, один них мальчик Вася Погребняк и рассказали монаху: "Нас в храм на Красном Лимане не пускают, сказали, если увидят в храме детей, вообще церковь закроют". "Ничего, придет время, будешь ты Святые горы открывать", — сказал игумен Иоанн маленькому Васе. Потом когда Вася поступил в семинарию Троице-Сергиевой лавры, то в 1970-е годы туда приехал игумен Иоанн, вызывает Васю (тот уже был иеродиаконом Алипием) и говорит: "Где ж ты ходишь? Я вот был на приеме в Кремле и просил об открытии монастыря. Но я старый, не доживу, а ты доживешь, и будешь еще Святые горы открывать". Так и случилось в 1991 году — этот мальчик становится епископом Донецким и подписывает документы об открытии Святогорского монастыря! Владыка Алипий не раз вспоминал, что когда взял ручку подписывать документы, вспомнил пророческие слова игумена Иоанна.

new_image2_108

Келья. Здесь жил отец Иоанн.

В затворе схимник пробыл 17 лет, ежедневно бил по 700 поклонов, спал в гробу с соломой, носил тяжелые вериги (железные кольца для смирения чувств и желаний плоти). Сырость была такая, что в теле затворника, в местах, где он носил вериги, образовались раны, и в этих ранах появились черви. Еле уговорили его эти вериги снять и отдать в починку в кузню. Только потом Иоанн снова их надел. Первые пять лет он вообще жил без печного отопления, потом братия поставили ему печечку. Он причащался еженедельно и подходил к людям, благословлял. Зимой здесь тепло, летом прохладно. Температура держится 10—14 градусов тепла. Как-то Иоанн Затворник попросил одного художника нарисовать его портрет. Народ удивлялся: схимнику нужен портрет? Зачем? Однако благодаря этому изображению мы сегодня имеем представление, как выглядел Иоанн Затворник.

Проблема меловых пещер в том, что от сырости они разрушались. Потому специалисты "Укрреставрации" разработали специальную гидрофобную жидкость, альпинисты обмазали ею всю скалу, келью затворника и пещеры, чтобы спасти.

new_image3_78

Иоанн Затворник. Портрет.

ИКОНА НИКОЛАЯ. Есть в пещерах несколько церквей. В одной из них было явление иконы святителя Николая, проявившейся на столбе. После чего паломники в прямом смысле слова грызли столб, где это явление было. Там сейчас находится список иконы и лампадка, в которой миро с мощей святителя Николая. Над иконой меловая выемка, из которой священники берут мел и оставляют на лбу паломников меловой крест.

В пещерах найдены места погребений монахов. Была отдельная ниша для погребения косточек (костница) и отдельно были черепа, потому есть предположение, что первые монахи были выходцами из Афона, ведь именно таковыми были погребения по афонскому уставу.

По пещерам протяженностью в километр нужно идти снизу вверх. Чтобы легче было, монахи советуют идти, напевая акафист святителю Николаю.

new_image4_59

Пещеры. Протяженность 1 км.

ИСЦЕЛЕНИЯ. "Мой дядя — астматик, сложная форма, ложился в больницу, а на работе боялся говорить — иначе выгонят. Приехал сюда и захотел пройтись по пещерам, — вспоминает отец Лазарь. — Я боялся, вдруг начнется задышка, приступы. Мы помолились и пошли. Идем, смотрю, дядя нормально себя чувствует, несмотря на сырость и холод пещер. Дошли до выхода, все хорошо, он побыл и уехал домой. Через месяц звонок. "Представляешь, моя астма прошла! — говорит мне дядя. — Вообще никаких лекарств не принимаю! Ты когда будешь водить людей по пещерам, всегда теперь рассказывай мою историю исцеления". Здесь вообще и сердечники, которые на второй этаж подняться не могут, преспокойно поднимаются вверх с пением: "Богородице, Дева, радуйся!".

new_image6_28

Артем. На вершине Святых гор.

ЮРОДИВЫЙ И ТОВАРИЩ АРТЕМ. Что особо удивляет в Святогорской лавре — это монумент Артема, созданный в стиле кубизма скульптором Кавалеридзе. Напомним, что "товарищ Артем" был революционером и другом Сталина, после смерти его похоронили у Кремлевской стены. Интересно, что на том месте, где теперь стоит Артем, в начале ХХ века хотели церковь построить. А для этого по традиции спрашивали благословения у старцев. В то время особым даром прозорливости обладал Исаакий Босой. Он был юродивым, зимой ходил в летней одежде, летом — в зимней (в рукавицах и сапогах таких огромных, что они при ходьбе издавали неимоверный шум). Вот настоятель и спрашивает: "Отец Исаакий, благословите на том месте храм построить?". Тот руку в рукавице поднимает, смотрит на гору и говорит: "Нет, там здоровый человечина стоит". И ушел. Что за человечина, тогда никто понять не мог. Но без благословения строить боялись. Только спустя 20 лет, в 1923 году, воздвигли памятник Артему. А в Великую Отечественную войну на Святой горе были ожесточенные бои, у Артема — огромная братская могила наших солдат и их командира, генерала Батюка. Когда ему сообщили, сколько бойцов погибло в этой операции, — умер от разрыва сердца.

Продолжение публикаций о скитах Святых гор и интервью с наместником Святогорской лавры читайте 7 июля.

Читайте также:
Самые странные церкви Украины и мира: космос и диско под куполом
Туристам на заметку: Новомосковский храм, построенный казаками без единого гвоздя
На Донбассе десятки храмов разрушены, а священнослужителям постоянно угрожают боевики
Обама исполнил религиозную песню на похоронах убитых в Чарльстоне
В Луганске ветер погнул кресты на куполах церкви
27 лет назад вновь открылась Киево-Печерская лавра
УПЦ выступила за территориальную целостность Украины


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Анастасия Белоусова
Вы сейчас просматриваете новость "По священным местам: нетронутая войной Святогорская лавра (фото)". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: