укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Последние новости Украины
11 Июня 2007, 09:26  Версия для печати  Отправить другу
×
Половина АЗС Киева продают опасный бензин http://www.segodnya.ua/img/article/572/80_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/572/80_tn.jpg Украина Эксклюзив от "Сегодня": результаты лабораторного анализа А-95 на крупнейших сетевых АЗС
Фото "Сегодня"
Фото "Сегодня"

Половина АЗС Киева продают опасный бензин

Эксклюзив от "Сегодня": результаты лабораторного анализа А-95 на крупнейших сетевых АЗС

Бензин нынче недешев, и вдвойне обидно бывает осознавать, что тебе за твои же деньги залили явную "бодягу". Которая, кстати, не только ухудшает экономичность и ходовые качества автомобиля, но и вполне может привести к серьезным поломкам. Чем и где нас заправляют, "Сегодня" выясняла лабораторными методами.

ЧТО МЫ ПРОВЕРЯЛИ

Проверить мы решили 95-й: ним заправляется большинство владельцев иномарок, которые "нежнее" "Волг" и "Жигулей" и привередливее к качеству топлива.

А предметом нашего внимания стали крупнейшие сетевые операторы. Во-первых, потому, что большинство водителей предпочитает заправляться на "серьезных" заправках. Во-вторых, крупные сетевые операторы, как правило, имеют большое количество АЗС по всей Украине. И если есть порядок на одной заправке, то велика вероятность, что он будет и на другой, расположенной в ином городе.

И, наконец, качество топлива на всех заправках одного оператора более-менее постоянно. Потребителю остается только выбрать устраивающую его сеть. А сверить свой выбор с мнением лаборатории поможет эта статья.

КАК МЫ ОТБИРАЛИ ОБРАЗЦЫ

Сам процесс отбора производился по всем правилам: команда из двух человек подъезжала на заправку и заливала 2 литра топлива в абсолютно чистую металлическую сухую тару.

После этого отобранный бензин сразу же переливался в две новые лабораторные бутылки емкостью 1 литр. Бутылки герметично укупоривались, опломбировывались и получали порядковый номер (наносился на сверхпрочную самоклеящуюся наклейку). Название АЗС, номер колонки и другие данные вносились в акт отбора. Оба представителя подписывали и сам акт, и пломбировочные наклейки.

После сбора образцы обезличенно, под порядковыми номерами были доставлены в аккредитованную лабораторию (см. "Паспорт лаборатории"). Одна бутылка использовалась лабораторией для проведения анализа, вторая оставлена в качестве арбитражного образца.

ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ ТЕСТИРОВАЛИ

Октановое число. Характеризует детонационную стойкость бензина. Если совсем просто, детонация – способность топлива воспламеняться по всему объему, взрываться. А взрыв, как известно, разрушает: в первую очередь кольца, поршни и другие детали двигателя. Измерения проводились по моторному методу, как более жесткому.

Фракционный состав. Определяет, из каких именно фракций состоит топливо и как они влияют на испаряемость. Мы не стали утомлять читателя описанием результатов перегонки фракций в лабораторных условиях, ограничились лишь общим показателем – "соответствует" или "не соответствует" нормативному документу.

Массовая доля ММА (монометиланилина). После запрета к использованию тетарэтила свинца для "подгонки" октанового числа до нормы одна из самых дешевых и общеупотребимых присадкок – ММА. Данная присадка в больших количествах "тормозит" процессы сгорания – и машина "тупит", "не едет".

А еще ММА – потенциальная смола: передозировка ведет к образованию отложений, закоксовыванию поршневых колец и заклиниванию клапанов. Наконец, монометиланилин является ядом. Его содержание ДСТУ не регулируется, однако допуски, выдаваемые производителям смесевых топлив, ограничивают содержание 1,6 %.

Итак, содержание в бензине ММА более 1.6 % – по нашему законодательству – не криминал, но характеризует качество топлива не с лучшей стороны.

Массовая доля ароматических углеводородов. Без них – никак, однако "ароматика" выше нормы негативно влияет на качество топлива: образует нагар, повышает токсичность выхлопа и приводит к ухудшению процессов горения – бензин получается "тупой", повышается его расход. Кроме того, "ароматика" – основной источник образования канцерогенов в продуктах сгорания.

Массовая доля бензола. Как и ароматика, приводит к нагару в камере сгорания, постепенно выводит из строя двигатель и негативно влияет на экологические показатели выхлопа. Повышенное содержание бензола чаще всего говорит о "бодяжении" бензина дешевыми побочным продуктами коксохимического производства. Помимо всего, бензол – высокотоксичное соединение, вызывающее раковые заболевания.

Содержание железа. Любые металлсодержащие присадки – это быстрая смерть катализатора и датчика остаточного кислорода. Кроме того, при сгорании металл осаждается трудноудалимым нагаром на свечах, клапанах, поршнях и других деталях. Для свечей это особенно "смертельно": они перестают работать очень быстро.

Самое скверное в том, что, по украинским ДСТУ, металлсодержащие присадки к применению не только не запрещены, но даже не нормируются. Хотя, допуски, выдаваемым производителям, все-же ограничивают содержание железа: не более 37 мг/л. В общем, обвинить владельца АЗС в том, что вам залили некачественное топливо, если оно содержит железо в пределах допуска, невозможно. Даже если такой бензин вывел из строя катализатор стоимостью в несколько тысяч долларов. Но ведь "фирменная" заправка такого себе позволить не может, не правда ли? Из этого и исходили.

Содержание воды и механических примесей. Ни воды, ни механических примесей, способных забить топливные фильтры и вывести из строя инжектор, в топливе быть не должно.

ЧТО МЫ НЕ ПРОВЕРЯЛИ

Не проверяли топливо на содержание свинца – присадка на его основе (тэтраэтил свинца) давно законодательно запрещена к использованию при промышленном производстве топлива. По уверениям специалистов, этилированного бензина в Украине просто нет.

Также не проверяли содержание серы – это (при современных технологиях) скорее экологический показатель, который не оказывает влияния на экономичность и эффективность бензина. Может, не "по-гринписовски", но пусть об этом параметре заботятся контролирующие органы при проверках НПЗ. Ну, и, наконец, мы не стали "ловить" АЗС на недоливах – как показывает практика проведения тестов, подобное нарушение уже давно отсутствует.

ОЦЕНКА ТЕСТА СПЕЦИАЛИСТОМ

Николай Мартынюк, руководитель испытательного центра УкрНИИ НПП "МАСМА" (головного института Украины по нефтепереработке):

Считаю, что для потребительского теста параметры исследования выбраны удачно. Действительно, наиболее показательные характеристики бензина – октановое число, "ароматика", бензол, фракционный состав, сера. Эти параметры позволяют определить соблюдение технологии изготовления. Дополнительные исследования по таким показателям, как содержание железа, монометиланилина и механических примесей позволяют дополнительно определить происхождение топлива и степень вреда, наносимого двигателю.

РЕЗУЛЬТАТЫ – СЛОВАМИ

Начнем с плохого. Не прошел тест даже по весьма лояльному украинскому ДСТУ 4063-2001 лишь один образец, отобранный на АЗС БРСМ-Нафта. Топливо содержало количество бензола, более чем в два раза (!) превышающее норму. Это не заводской, явно смесевой бензин, да еще и приготовленный неумело и с явным "прибодяживанием" жидких продуктов коксохимии.

К остальным образцам по отечественным стандартам придраться нельзя, де-юре они "в норме". Но, как мы писали, уважающие себя трейдеры должны заботиться о качестве бензина не только по юридическим нормам, но и исходя из фактической безопасности для двигателя.

Итак, железо обнаружено в четырех образцах Так что быстрая "смерть" катализаторов, датчиков остаточного кислорода, свеч зажигания и "ржавый" налет на других деталях – в данном случае "подарочки", которые "серьезные" АЗС позволять себе не должны.

По мнению специалистов, появление железа в исследованных бензинах может быть связано с непреднамеренным смешиванием стандартного заводского с остатками смесевого бензина (например, на нефтебазе) или с сознательным приобретением смесевых бензинов, при производстве которых использовались железосодержащие присадки. Но даже если железо в топливе оказалось случайно, все равно остаются вопросы к системе входного контроля сети.

Монометиланилин обнаружен лишь в бензине все той же БРСМ-Нафты, что лишний раз подтверждает происхождение этого топлива.

По остальным же параметрам все АЗС выдержали испытания достойно. Особенно радует тот факт, что октановое число ни у одного образца не было даже "на грани" дозволенного. Кстати, совершенно непонятен следующий нюанс: железосодержащие присадки применяются для повышения именно ОЧ.

Зачем нужно было добавлять это вещество в бензин, продаваемый на АЗС Klo? Ведь по октану "кловское" топливо лишь слегка не дотянуло до девяносто восьмого! Даже без применения присадок ОЧ у данного образца осталось бы в пределах нормы. Зачем было "улучшать" нормальный бензин? Странненько. Непонятненько.

И, наконец, о приятном.

В двух образцах содержание бензола и "ароматики" настолько низкое, что такой бензин соответствует скорее европейским стандартам. Оставшиеся три пробы порадовали нас скорее отечественным, но явно заводским качественным топливом.

Итак, вероятность заправиться в Киеве на именитых сетевых АЗС по-настоящему качественным 95-м – пятьдесят на пятьдесят! Как по нашему мнению – не слишком хорошие результаты.

ПАСПОРТ ЛАБОРАТОРИИ

Полное наименование: Испытательный Центр ООО "Испытательный Центр топливо-смазочных материалов"

Дата образования: октябрь 1996г.

Юридический адрес: г. Киев, ул. Суворова, 1.

Аккредитация на техническую компетентность и независимость: Национальным агентством аккредитации Украины 02 октября 2003г, запись в Реестре № UA 6.002. Н. 591.

Принимает участие в испытаниях с целью сертификации продукции в системе УкрСЕПРО, сотрудничает с Управлением по защите прав потребителей. Выполняет арбитражные оценки проб качества топлива для ведущих СТО.

ПОЛНЫЕ РЕКВИЗИТЫ АЗС

Прежде всего хочется отметить, что в таблице и в описании мы дали название АЗС не по чеку, выбитому после отбора, а исходя из вывески, укрепленной на заправке. Ведь автомобилисту вряд ли интересно, называется ли официально точка "ЧП Наливайко" или как-то еще. Он принимает решение "Заправляться – не заправляться", исходя из вывески. Полные же наименования и адреса АЗС – ниже.

1. ТНК: ООО "Каскад-Центр", пр-т Краснозвездный, 123.

2. "БРСМ-Нафта": ООО "ВП Групп", ул. Жуковского, 22.

3. Klo: ЧП "Автомагсервис", пр-т Академика Глушкова, 10.

4. WOG: ТД "Контин. – Галичина", ул. Саперно-Слободская, 104.

5. "УкрТатНафта": ООО "УТН-Восток", Железнодорожное шоссе, 1а.

6. "Лукойл": ПИИ "Лукойл-Украина", ул. Б. Васильковская, 139а.

7. "УкрНафта": ОАО "УкрНафта", АЗС № 09/011, пр. Краснозвездный, 115.

8. "ОККО": ООО "Концерн ГАЛНАФТАГАЗ", Чоколовский б-р, 42.

9. ANP: ООО НК "Альфа Нафта", б-р Дружбы Народов, 42.

10. Shell: НК "Альянс Столица", Кольцевая дорога, 22.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Николаенко Александр
Вы сейчас просматриваете новость "Половина АЗС Киева продают опасный бензин". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: