укр
Главная Последние новости Украины
16 Ноября 2011, 07:30  Версия для печати  Отправить другу
×
Профессура о студентах: клички, сленг и "гамадрилы" http://www.segodnya.ua/img/article/2759/89_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/2759/89_tn.jpg Украина Об усидчивых студентах преподаватели говорят, что они с "медным задом", а русскоязычных зовут "янычарами".
Прием, прием! Сейчас билет на экзамене  диктуют по мобилке
Прием, прием! Сейчас билет на экзамене диктуют по мобилке

Профессура о студентах: клички, сленг и "гамадрилы"

Об усидчивых студентах преподаватели говорят, что они с "медным задом", а русскоязычных зовут "янычарами".

17 ноября — красный день календаря для студентов. Ведь завтра они будут отмечать, можно так сказать, свой профессиональный праздник. Во время шумных застолий в общежитиях, конечно же, будут звучать байки и анекдоты о "преподах". А мы решили спросить преподавателей: что они думают о сегодняшних студентах, как те изменились за годы их преподавания, какие приколы и анекдоты рассказывают о них друг другу, какие прозвища им дают. Так сказать, "алаверды" преподавателей студентам, взгляд с другой стороны "баррикад".

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ: ПРАГМАТИКИ БОЛЬШЕ, КОМПЛЕКСОВ МЕНЬШЕ

Все опрошенные нами преподаватели хором утверждают: студенты очень изменились. Кто-то говорит об эволюции, кто-то — о деградации. Но факт остается фактом: студенты сегодня и 10 лет назад — две большие разницы.

НЕ РОМАНТИКИ, А ПРАГМАТИКИ. "Студенты стали очень прагматичные, — улыбаясь, рассказывает Анатолий Подобайло, замдиректора учебно-научного центра "Институт биологии" КНУ им. Т. Шевченка, к.б.н., доцент кафедры зоологии. — Если раньше на лекциях спрашивали, что интереснее, то сейчас — что поперспективнее. И специализацию биологи стараются выбирать повыгоднее: чтобы была возможность уехать за рубеж или найти работу в хороших иностранных компаниях. Поэтому идут в основном в "молекулярщики", биохимики, генетики. Еще одно доказательство прагматизма студентов — я иногда получаю смс-ки от них, что мне хотят позвонить за мой счет".

О прагматичности говорит и Валентин Серебряков, завкафедрой зоологии этого же центра: "Основной задачей для них стало формальное получение диплома. Раньше пары все-таки прогуливали только по жизненной необходимости. Сейчас регулярно посещают занятия только единицы. У меня на потоке учится 100 человек, и на лекции приходит разве что треть. Остальные являются только на контрольные, да на подведение итогов". Правда, преподаватель относится с пониманием к такому положению дел. "Винить студентов в том, что им нужен лишь диплом, нельзя, — говорит Валентин Валентинович. — Просто сама жизнь такая. Идти в научное учреждение может позволить себе либо выходец из богатой семьи, либо фанат науки. Поэтому молодежь устраивается, куда сможет. И большинство выпускников работает не по специальности".

БОЛЬШЕ СТАЛО И УМНЫХ, И "СТЕРИЛЬНЫХ". Если с тем, что студенты стали очень прагматично подходить к учебе, согласны большинство опрошенных преподавателей, то насчет уровня знаний они не пришли к общему знаменателю. Кто-то однозначно утверждает, что современные студенты гораздо слабее тех, кто приходил в вузы 10—20 лет назад. Кто-то считает, что их уровень не изменился. "Меня часто спрашивают: "Когда было больше "болванов" и меньше "умников" — сейчас или тогда? — рассказывает Сергей Юрьевич Козьяков, доцент кафедры Международного частного права, КИМО. — И я отвечаю, что в процентном соотношении все осталось так же, только количество и тех, и других возросло в разы, ведь студентов стало намного больше!".

А вот Лариса Докиенко, завкафедрой финансов и кредита в Международном университете финансов, говорит, что "стерильных" студентов — то есть непригодных к учебе из-за лени, слабых знаний или низкого уровня интеллекта — стало в ее группах больше. "Лет десять назад я называла проблемной группу из двух десятков студентов, в которой было пять-шесть "стерильных", — рассказывает Лариса Николаевна. — Сейчас, если таковых набирается "всего" десяток, то считаю, что с группой вполне можно работать".

Впрочем, есть преподаватели, которые замечают "соринку в глазу" и среди своих коллег. "Многие критикуют студентов, но ведь и вузовские преподаватели еще те, — говорит Ольга Котвицкая, старший преподаватель кафедры менеджмента Житомирского филиала Европейского университета. — Не секрет, что многие преподают сразу в нескольких местах. Отсюда и отношение соответствующее — пришел, отбарабанил, убежал. Так что вы хотите от студентов? Но на фоне общей серой массы всегда есть ребята, которые точно знают, зачем они пришли в вуз. Такие умудряются и работать, и учиться".

ДРУЖАТ С "ПРЕПОДАМИ" С СОЦСЕТЯХ. "И стимулируют преподавателей постоянно развиваться, следить за последними новинками в отрасли и идти в ногу со временем, — продолжает заведующий кафедрой политологии Киево-Могилянской академии Александр Демьянчук. — Например, в 50 лет во время одной из дискуссий студентам удалось посадить меня в лужу. После этого случая я серьезно задумался о том, что, чтобы заслужить уважение у студентов, нужно немедленно расширять свой кругозор. Правда, иногда некоторые студенты спорят только ради того, чтобы доказать свою правоту".

Прошли своеобразную эволюцию и отношения между преподавателем и студентом. "С появлением социальных сетей они стали менее официальными. Например, на моей страничке в Facebook "львиная доля" друзей именно студенты. Впрочем, читать записи некоторых из них действительно очень интересно. Иногда, признаюсь, я даже подкалываю их, — говорит завкафедры. — Однажды одна студентка написала заметку, как она, сидя на первой парте, на глазах у преподавателя, ела виноград и запивала его чаем. Пришлось ей написать, что запивать чаем виноград — это дурной тон!".

БЕЗ ТОРМОЗОВ. Впрочем, вот такое неформальное общение, сокращая дистанцию между преподавателями и студентами, порой приводит к тому, что те ведут себя на парах хамовато. "Я объездил 58 стран и нигде никто не общается по мобильному телефону во время занятий, — возмущается Валентин Серебряков. — У нас на парах мобильные телефоны трезвонят постоянно. Но что говорить о студентах, если на учебном совете наблюдается то же самое!". А по словам Александра Демьянчука, сейчас студенты даже редко встают, когда профессор заходит в аудиторию, и, не стесняясь, пьют кофе на лекциях.

О том, что сегодняшние студенты ведут себя очень раскрепощенно, говорит и Ольга Козлова, преподаватель иностранного языка Киевского университета им. Б. Гринченко. "Но я не вижу особой проблемы в этой раскрепощенности. Наоборот, благодаря ей пары проходят гораздо веселее и интереснее. Например, когда мы учим лексику, и если встречается какое-то знакомое слово из песни, студенты могут прямо посреди пары спеть ее".

ПРИКОЛЫ: "КТО ТАКОЙ ОПТИМУМ?"

Как бы ни менялась молодежь, но забавные случаи на экзаменах и парах происходят всегда. Например, студенты, как и полсотни лет назад, умудряются задавать неожиданные вопросы. "В экологии есть так называемый закон оптимума. Так вот на экзамене некий студент, изложив суть закона, вдруг спросил: "А кто он такой, этот Оптимум?" — вспоминает Валентин Серебряков. Или еще один запомнившийся случай. Однажды Валентин Серебряков принимал экзамен у студентки. Отвечала девушка как-то неуверенно. Внезапно преподаватель почувствовал, что студентка то ли толкает стол на него, то ли раскачивает. На строгое указание успокоиться и оставить мебель в покое студентка страшно смутилась, стала извиняться, отнекиваться. Позже выяснилось, что именно в этот момент до Киева дошли отголоски далекого землетрясения".

Вот еще пример. "На практическом занятии по зоологии вызываю девушку в короткой юбке к доске, на которой висит плакат с карасем в разрезе, — смеется Анатолий Подобайло. — Прошу показать его половую систему. Минута молчания. Затем вопрос: "А показывать на рыбе?".

Происходили смешные случаи и в практике Ларисы Докиенко. "Пару недель назад читала лекцию по инвестированию людям, получающим второе высшее образование, — вспоминает она. — Дело происходило в пятницу вечером, слушатели были уставшие. Я понимала, что примеры нужно приводить попроще. Поэтому, рассказывая о перепрофилировании предприятия, пошутила: "Это явление, когда завод, выпускавший танки, начинает штамповать ведра и тазики". И вот на днях, принимая экзамен, читаю ответ одного из слушателей. Цитирую дословно: "Перепрофилирование — это когда завод вместо танков тазики делает. Так нам преподаватель объяснил".

ПРОЗВИЩА. Есть у преподавателей для студентов и "обзывалки". "Например, об упорных студентах мы говорим, что у них медный зад, — смеясь рассказывает Александр Демьянчук. — А тех, кто не понимает с первого раза, не стесняясь можем между собой назвать "тормозом". Правда, мне больше нравится, как это слово звучит по-украински — "гальмо". И это еще ласково. Ведь преподаватели часто невысокого мнения о нынешних студентах. Считают, что их уровень сильно упал. Отсюда и нелицеприятные прозвища. "У нас на кафедре особо "одаренные" студенты проходят под кодовым словом "гамадрилы", — рассказала на анонимных условиях преподавательница одного из вузов. "В основном тех студентов, которые вообще не хотят учиться, мы называем баранами или овцами. Есть еще "отморозки", которые выбивают оценки с помощью родителей, жалуются начальству на преподавателей", — рассказал один из преподавателей. Тех же, кто поступил "по звонку", то есть по блату, называют "позвоночниками".

А на факультете украинской филологии наказывают прозвищем за русский язык. Тех, кто не говорит на переменках на украинском, называют "янычарами". Но чаще все-таки прозвища носят шутливый и нейтральный характер. Особенно если их придумывают отдельным личностям. "У меня в группе есть студент, который любит во время пары подбрасывать ручку, — рассказывает Ольга Козлова. — Так мы его прозвали Копперфильдом".

СПИСЫВАНИЕ: В ХОД ИДУТ ШПИОНСКИЕ РУЧКИ

Благодаря техническому прогрессу бумажные "гармошки", исписанные мельчайшим почерком, "бомбы", записи на коленках и ладошках — канули в Лету. "В ходу мобилки, смартфоны и прочие девайсы, — говорит Лариса Докиенко. — На любой вопрос экзаменационного билета ответ ищется в Google. Причем молодежь не заморачивается и нагло списывает первую же выпавшую ссылку". "В ход также идут подсказки, отпечатанные на принтере, или даже электронные книжки", — продолжает Ольга Котвицкая. Используются и "шпионские" гаджеты, которые продаются в детских магазинах игрушек. Например, специальные ручки, чернила которых видны только при подсветке ультрафиолетом. Напишет студент "бомбу" такой ручкой, а потом на экзамене просто водит ручкой с фонариком — и все переписывает уже обычными чернилами. "Но в этом есть хоть какая-то польза. Ведь когда студенты пишут шпоры, задействуется механическая и зрительная память, — говорит Валентин Серебряков. — А сейчас все можно распечатать мелким шрифтом на принтере — и проку от таких ухищрений никакого".

Некоторые преподаватели изобрели "противоядие" от механической эксплуатации интернета. "Я нашел свой способ борьбы с современными технологиями: изобретаю эксклюзивные темы для экзаменационных работ, — делится Сергей Козьяков. — Например: "Если бы событие происходило в Украине, нарушил бы правила адвокатской этики главный герой повести Бальзака "Полковник Шабер"?" или "Роль нотариуса в ведении переговоров между женихом и невестой в повести "Брачный контракт"", а также "Найдите все термины юридического характера в романе "12 стульев" и т. д. Таким образом, моим студентам просто бесполезно выдумывать всякие замысловатые ухищрения для списывания. Надо брать книгу и читать".

К слову, когда наши преподаватели едут на работу за границу, то там бороться со списыванием не приходится. "В Сингапуре, где я много работал, за шпоры студента запросто могут отчислить из университета", — рассказывает преподаватель КПИ Георгий Сергеевич Свечников. А в США не списывают потому, что все друг на друга стучат. "У них к этому приучают с детства, — рассказывает Александр Киселевский, профессор, доктор математических наук. — Например, я знаю случай, когда жены преподавателей заявили на мужей в полицию за то, что те не заплатили полностью налоги. Так что если на экзамене кто-то полезет за шпаргалкой, сосед по парте сразу же заявит об этом. Даже плакаты повсюду висят с надписью "следи за соседом". К счастью, у нас, и это отмечают сами преподаватели, во все времена студенты были друг за друга горой. "У наших другой менталитет: своих никогда не сдадут", — говорит Валентин Серебряков.

ПЕРЛЫ СТУДЕНТОВ

Многие преподаватели коллекционируют перлы студентов — смешные фразы и ошибки, которые они допускают в своих работах. Цитируя шедевры из этой коллекции, они поднимают себе настроение. Вот примеры некоторых из них.

"У алкоголика, чем больше мокрых атомов, тем больше ему свойственен алкоголизм"

"По Пифагору, любая вещь имеет свой порядковый номер"

"Психологическая практика — это когда клиент является заказчиком своих услуг"

"Эпоха Возрождения — это очищение античности от средневекового варварства"

Студент сказал на экзамене: Ян Омон Коменский (вместо Амос), а второй его обошел с вариантом — Ян Амосович Коменский

Студент первого курса на требование написать "три в квадрате" пишет цифру 3 и обводит ее квадратиком

"Аполлон наслал на ахеян прыщи" вместо "Аполлон стрелами прыщет"

"Достижение цели эффективными организаторами оценивается критериями более объективными, нежели менее субъективными, основанными на собственных ощущениях"

"Основателем психологии в античности был Демокрит. У Демокрита что-то связано с головным мозгом"

ЛЮБИМЫЕ АНЕКДОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Преподаватель — студенту:
— Вы были в армии?
Студент:
— Hет, а что?
Преподаватель:
— Да так, могу устроить.

Университет. Лекция. Компания студентов, сидящая на последних рядах, сильно расшумелась. Преподаватель:
— Эх, молодые люди, вот если бы вы, сидящие на последних рядах, вели себя так же тихо, как те, кто сидит в середине аудитории и играет в карты, молодые люди с первых рядов могли бы спокойно спать.

Студент заходит нетвердой походкой в аудиторию и спрашивает профессора:
— Вы не будете возражать, если один слегка выпивший студент будет сдавать экзамен?
— Ну, что ж, пусть сдает, — отвечает профессор.
Парень разворачивается в сторону раскрытой двери и кричит:
— Ребята, заноси!!!

Студент объясняется с ректором университета.
— К величайшему сожалению, господин ректор, я не смогу оплатить счет за обучение в этом году.
— То же самое вы говорили и год назад.
— И заметьте: слово свое я сдержал.

Мысли студентов около расписания:
I курс: "Сколько предметов! Много буду знать!"
II курс: "Сколько предметов! Буду сильно уставать."
III курс: "Сколько предметов! Какой бы прогулять?"
IV курс: "Сколько предметов! На какой бы сходить?"
V курс видит, что расписания нет, и спрашивает: "А что, сессия уже была?"

У профессора-полиглота, обычного студента и студента-заочника спрашивают, сколько нужно времени, чтобы выучить иностранный язык. Профессор: "3 года". Студент: "А когда экзамен?" Студент-заочник: "А в какой кабинет заходить?"


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Авторы: Андрей Мазур, Токарчук Елена, Бовсуновский Владислав, Приходько Татьяна, Колб Людмила
Вы сейчас просматриваете новость "Профессура о студентах: клички, сленг и "гамадрилы"". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: