Утилизировать старый автомобиль: почему это так сложно сделать в Украине

Четверть украинских автомобилей старше 20 лет, но из-за отсутствия источника финансирования на утилизацию, за два года действия соответствующего закона, не переработан ни один автомобиль

В Украине самые старые автомобили в Европе. Средний возраст украинских авто вырос в 2016 году до 19,6 лет. Одна из причин: в Украине негде утилизировать ненужные машины. По словам экспертов, за время действия закона об утилизации транспорта, ни одной машины не переработано. Сайт "Сегодня.ua" узнал, зачем утилизировать старый транспорт и почему в Украине не поддерживается переработка авто.

Закон есть, утилизации – нет

Реклама

В Украине 27% автомобилей старше 30 лет и 47% автомобилей возрастом от 10 до 30 лет. Чем старее автомобиль, тем больше вреда окружающей среде он наносит: в грунт попадает свинец, ртуть, машинное масло, остатки топливно-масляных веществ, ржавчины. В 2013 году в Украине вступил в силу закон об утилизации транспортных средств, согласно которому в стране должна была появиться сеть утилизационных центров. Планировалось, что государство будет возмещать стоимость утилизации предприятиям и для этого на все новые автомобили ввели утилизационный сбор. Но уже в 2015 году новый налог отменили из-за давления автомобилистов и бизнеса, а система так и не заработала, хотя лицензию на утилизацию авто в 2015 получило более 280 предприятий по Украине.

"После вступления в силу закона, мы получили лицензию. Мы все зарегистрировали, составили договора – 70% планировали сдавать на Запорожский автозавод для переработки. Денег из бюджета нет, а машину нужно разбирать и перевозить. Мы и отказались от лицензии", – объясняет гендиректор "Харьков-Авто" Сергей Семерня.

Реклама

По словам директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, когда отменили утилизационный сбор, закон решили просто не трогать. Из-за отсутствия источника финансирования на утилизацию, за два года действия закона, не переработан ни один автомобиль.

"На сегодня в Украине не утилизировано ни одного автомобиля. Мы пытались попасть на лицензированные утилизационные центры, там ничего об утилизации не знают", – говорит Олег Назаренко.

Украинцы делают из шин клумбы

Реклама

К тому же у украинцев нет стимула избавляться от старых машин. Например, во Франции, если гражданин не сдаст автомобиль на утилизацию, ему грозит штраф 75 тыс. евро и два года заключения. Норвежцы платят 350 долларов при покупке авто, деньги возвращаются при сдаче транспорта на утилизацию. В Германии производитель должен использовать не менее 95% материалов, которые поддаются переработке. А в Украине старый автомобиль, в лучшем случае, разбирают, что-то сдают на металлолом, а из шин делают клумбы или обустраивают ими детские площадки.

"Украинец даже самый старый автомобиль не выбросит на улицу. Единственное, в чем есть потребность утилизации – это шины и аккумулятор. Другие элементы автомобиля люди растаскивают на запчасти, что осталось – сдают на металлолом, что-то выбрасывают, а шины – на клумбы пускают", – отмечает Олег Назаренко.

klumba-iz-pokryshek-svoimi-rukami-foto-klumby-iz-kolesnyh-shin-7

Фото: Remoo.RU

По словам экспертов, те утилизационные центры, которые есть – не соответствуют никаким нормам. К тому же закон запрещает таким предприятиям брать с украинцев деньги. Но, как рассказал "Сегодня.ua" сотрудник утилизационной компании "Современный центр утилизации", они принимают автомобили, но платит клиент. По его словам, в среднем предприятие утилизирует 10 машин в год. Это обходится собственнику автомобиля в среднем в восемь тысяч гривен – все зависит от параметров автомобиля.

Эколог и эксперт Реанимационного пакета реформ Алла Войцеховская отмечает, в стране есть законодательство об утилизации, но нет инструментов для его реализации.

"Предприятия, которые утилизируют автомобили, прежде всего, занимаются утилизацией аккумуляторов. Таких предприятий в Украине мало. Есть проблема с отсутствием технологий, оборудования для утилизации опасных отходов", – отмечает эколог.

После принятия закона к утилизации транспорта должна была присоединиться и корпорация "Богдан". По словам пресс-секретаря компании Сергея Красули, "Богдан" отказался от лицензии на утилизацию, поскольку в Украине нет процедур и условий для переработки автомобилей, а население не готово избавляться просто так от автохлама. К тому же в законе не регламентировано, в каких условиях автомобиль уже не может эксплуатироваться, и когда подлежит утилизации.

"Это больно ударит по определенной категории населения и вызовет недовольство, но во всех развитых странах этот путь проходили. Эксплуатация старых неисправных авто опасна для жизни", – говорит Сергей Красуля.

Что делать?

В 2013 году планировалось выдавать украинцам сертификат на 12 тыс. грн на покупку нового отечественного авто за сдачу старой машины на утилизацию. Но это все осталось на уровне идеи. В "Богдане" считают, собственник автомобиля должен утилизировать машину за свой счет, когда транспорт выйдет из эксплуатации в результате износа или ДТП.

0_e220e_40d08a38_xl

Фото: varganshik.livejournal.com

"Более правильно, когда владелец платит за утилизацию при необходимости: в результате ДТП или износа. Но такой подход требует жесткого контроля, поскольку существует риск получить завалены ломом лесополосы. Для стимулирования продаж новых авто, нужен другой подход, при котором собственник получает компенсацию в виде скидки на новую машину, например, украинского производства", – говорит Сергей Красуля.

Глава организации "Живая планета" Светлана Берзина отмечает, в Украине нет правил поведения с опасными отходами вообще, а не только с автомобилями, вышедшими с эксплуатации. А все попытки изменить ситуацию оставались на уровне идей. Из-за этого в Украине всего 6-7% территории – природно-заповедный фонд, и больше 12% – в критическом экологическом состоянии под несанкционированными свалками.

"У нас вообще не работает законодательство в сфере поведения с отходами. Есть попытки принять программу о поведении с отходами, но для этого нужна политическая воля. Об этом говорят министры, но когда вопрос доходит до дела, то все затормаживается", – отмечает она.

В Министерстве экологии отмечают, что из-за отсутствия оборудования на предприятиях реально работать из 280 может 20. Но информации о том, сколько утилизировано автомобилей за время действия закона в ведомстве не знают и переводят стрелки на Министерство экономического развития и торговли. В свою очередь, Минэкономики перенаправляет в Министерство экологии и природных ресурсов.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64469.15

Bitcoin Cash (BCH)

374.54

Binance Coin (BNB)

527.23

Ethereum (ETH)

3346.79

Litecoin (LTC)

80.55

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
51,59
50,44
51,84
27,57
53,40
51,40
52,40
27,39
54,50
52,50
52,00
27,71
55,09
53,49
55,09
28,69
55,25
53,71
53,85
27,85
58,99
56,99
56,99
28,97
58,99
56,99
56,99
28,98
59,49
55,81
55,88
28,38
59,99
57,99
57,99
28,98
-
49,51
49,31
26,89
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

38.97

Евро (€)

42.45

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять