В Николаеве делают корвет-невидимку и яхту для Примадонны

18 Июля 2011, 18:56

"Сегодня" побывала на заводе, где собрали "Варяга" и "Потемкина", а сейчас строят флагман украинских ВМС

"Владимир. Длиной - с футбольное поле, с украинским радаром и французскими ракетами.
"Владимир. Длиной - с футбольное поле, с украинским радаром и французскими ракетами.

Ровно два месяца назад в Николаеве произошло знаменательное для Украины событие:  президент Янукович заложил первый украинский военный корабль класса "корвет", который после спуска на воду в 2016-м году может стать флагманом наших ВМС. Всего флот получит четыре таких корвета, способных дать прикурить любому вероятному противнику. Корвет №1 обойдется государству в 250 млн евро, его систершипы  – по 200 млн. На всю программу потратят 16,2 миллиарда гривен. "Сегодня" решила узнать, как продвигается строительство. Для этого мы отправились на Черноморский судостроительный завод, кстати, один из крупнейших в Европе.

Янукович пообещал бесперебойное финансирование программы "Корвет". Фото пресс-службы ЧСЗ

При царе здесь делали громадные линкоры, в том числе достраивали знаменитый "Потемкин", создали первый в мире подводный минный заградитель "Краб". В советское время со стапелей ЧСЗ сошли все наши авианосцы – и отданный китайцам "Варяг", и единственный действующий авианесущий крейсер России "Адмирал Кузнецов"! После распада СССР предприятие долгое время влачило жалкое существование. Не так давно оно  начало возрождаться, хотя, конечно же, до прежнего размаха еще далеко.

Сейчас на заводе особенно жарко, причем как в буквальном -  последние недели в Николаеве стоит адский зной, -  так и переносном смысле. Идет подготовка к отправке голландцам только-только завершенного среднего контейнеровоза (точнее, универсального грузового судна, поскольку благодаря особой двухэтажной палубе, оно способно перевозить как контейнеры, так и насыпные грузы). Рабочие и инженеры наводят на борту последний лоск и заметно нервничают:  заказчик попался на редкость дотошный, придирается к каждой мелочи. "Но, думаю, проблем со сдачей не будет, мы же не новички в этом деле. Один контейнеровоз в прошлом году им передали, сейчас в цехе собираем корпуса еще двух. Всего их будет 5, – рассказывает главный инженер ЧСЗ Александр Остапенко. – Кроме того, недавно завод закончил строительство для россиян модернизированного рыболовецкого траулера "Генерал Трошев" (Герой России, командовал федеральными войсками в Чечне, -  Авт.). Это целый плавучий завод, который превращает улов сразу в консервы. Нашим инженерам удалось увеличить его производительность в три раза".

Сухогруз для голландцев. Фото пресс-службы ЧСЗ

Траулер для россиян. Фото О.Константинова

Фото О.Константинова

Фото О.Константинова

Кроме производства, завод занимается еще и судоремонтом. Например, сейчас где-то на территории чинят большую супер-­яхту "Алла", принадлежащую, по слухам, самой Примадонне! Посетителям ее не показывают, но, судя по всему, это та же плавучая красавица, что в прошлом году стояла несколько дней в яхт-клубе Одесского морвокзала.

КАК ЗЕНИЦУ ОКА  

Атмосфера секретности окутывает и работу над корветом. Доступ к месту, где рождается смертоносная махина, осуществляется только с санкции СБУ, контрразведка контролирует там каждый чих. Фотографировать, понятное дело,  запрещено (фотографии нам предоставила пресс-служба ЧСЗ). Впрочем, работники завода, несмотря на все строгости режима, по-настоящему счастливы. "Впервые за многие годы мы делаем настоящее дело, работаем не на бизнес, а на всю страну", – поделился  рабочий Николай.

Фото пресс-службы ЧСЗ

Корвет получит название "Владимир Великий", в честь киевского князя, крестившего в 10-м веке Русь. Правда, заводчане шутят, что речь идет совсем о другом Владимире. "Наш собственник­ – российский бизнесмен Вадим Новинский, он лучший друг премьера РФ, так что выбор названия, мне кажется, не случаен",  - рассуждают они. Но в администрации завода все отрицают: мол, название выбирал не владелец ЧСЗ, а Министерство обороны Украины, так что Новинский с Путиным тут ни при чем.

Фото пресс-службы ЧСЗ

Строят боевую машину на т.н. поточно­-позиционной линии, которая работает как конвейер, позволяя выпускать по судну каждые две недели. Сейчас кораблестроители делают корпус будущего флагмана. Поступающий из Мариуполя металл сначала особым образом разрезают, потом сваривают из полученных кусков детали. Детали собираются в корпусные секции. Сборка происходит в одном-единственном на всю страну крытом эллинге, что, кстати, было одним из аргументов в пользу выбора именно Черноморского завода, хотя этот заказ оспаривали еще три украинских предприятия. Свою роль сыграли опять-таки соображения секретности. Крыша, как нам объяснили, не позволяет спутникам­-шпионам отслеживать процесс создания корвета, степень его готовности. За эту информацию иностранные спецслужбы отдали бы многое...

Сборка первой секции "Владимира". Фото пресс-службы ЧСЗ

Второе преимущество ЧСЗ перед конкурентами -  высококлассные специалисты, прежде всего самые лучшие в стране сварщики. Военное кораблестроение, утверждают черноморцы, - штука тонкая, здесь очень многое зависит от качества работы. Скажем, в годы Первой мировой русский линкор "Слава" погиб во многом из-за того, что в самый разгар морского сражения заклинило поворотный механизм башни главного калибра. Корабль оказался почти безоружным перед врагом. Позже выяснилось, что поломку вызвал заводской дефект одной из деталей. "Халтуру ни море, ни война не прощают, поэтому Минобороны заинтересовано в том, чтобы корабль был сделан на совесть. Мы это гарантируем", -  говорит главный строитель николаевского завода Игорь Татарченко.

Корабелы верят: строительство "Владимира" имеет значение не только для укрепления обороноспособности страны, но и является реальным шансом быстро вытянуть на новый уровень все отечественное кораблестроение. Обновить средства производства, технологии, возродить кадровый потенциал.   По Николаеву только прошел слух, что корабль будут строить на ЧСЗ, как местная молодежь ринулась поступать в судостроительные ПТУ и профильный университет имени адмирала Макарова. "Люди знают: раз есть заказ, значит будет работа, работа для всех", –  с энтузиазмом объясняет 22-хлетний студент-"макаровец" Евгений.

В желающих поработать на заводе недостатка нет. Фото О.Константинов

"Мы впервые за 20 лет загрузим работой большинство мощностей завода, -  уверен Игорь Татарченко. -  А ведь, кроме нас, над корветом работает еще 60 украинских предприятий. Так что, и один, не самый большой корабль может стать локомотивом экономики. Главное, чтобы финансирование шло".

НАШ "ВЛАДИМИР" – КРУЧЕ ВСЕХ

"Владимир Великий", по словам генерального военно-морского конструктора Украины Евгения Борисова, будет самым мощным кораблем этого типа в Черном море: "Единственный, кто сможет с ним соперничать, — строящийся в Турции "Милгем", но наш сильнее будет", – уверяет специалист.

Длина будущего флагмана — 112 м (как футбольное поле), ширина – 13 м, экипаж — 110 человек. Максимальная скорость — 32 узла (почти 60 км/ч). Автономность – 4 тысячи миль, то есть с одной заправкой "Владимир" сможет дважды пройти вдоль побережья Черного моря и вернуться на базу.

Корабль укомплектуют двумя скорострельными пушками, противокорабельными и зенитными ракетами, а также торпедами. Все оружие спрячут в корпусе, который сделают почти невидимым для вражеских радаров (технология "Стелс"). В кормовой части корабля оборудуют вертолетную площадку, а под ней — ангар.

Вооружение для корвета закупят в Европе, силовая установка будет совместного украино-американого производства, радар уже разработал киевский НИИ "Квант", а систему связи изготовит одесский "Телекарт-Прибор".

А еще у "Владимира Великого" будет своя крестная мать. Так называют женщину, обычно работницу судоверфи, которая в момент спуска корабля на воду разбивает о борт бутылку шампанского. Фотография крестной матери хранится либо в кают-компании, либо в каюте командира, а под ней, в специальном футляре –    перевязанное ленточкой горлышко той самой бутылки.

КУЗНИЦА АВИАНОСЦЕВ

Главный строитель ЧСЗ показывает нам знаменитый заводской стапель №0. Именно здесь в свое время создавали наводившие ужас на натовцев вертолетоносцы и тяжелые авианесущие крейсера. Над уходящей в воду плоскостью нависают колоссы двух козловых кранов. Каждый с 24-хэтажный дом высотой, общая грузоподъемность – до 1,5 тысячи тонн. Такие краны, кроме Николаева, есть только на Ньюпортской верфи в США.

Стапель №0. Каждый кран  – с 24-хэтажный дом высотой. Фото пресс-службы ЧСЗ

"Я пришел на завод в 1984-м году, – вспоминает Игорь Татарченко. – И принимал самое непосредственное участие в строительстве авианосцев "Леонид Брежнев" (современное название "Кузнецов", – Авт.) и "Варяг"… Последним мы заложили в 1988-м году атомный "Ульяновск". В те годы завод не просто дышал полной грудью – на нем царил вечный аврал. Люди трудились ударно, не покладая рук. Уж очень грандиозную задачу поставили перед нами. Чтобы вы понимали: каждый авианосец – это целый плавучий город, напичканный сложнейшим оборудованием, которое поставлялось со всей страны. Только чтобы обойти все помещения, задержавшись в каждом на несколько минут, нужно потратить несколько суток. Представляете, какие объемы работы нам приходилось выполнять?"

"Ульяновск" на стапелях ЧСЗ. Рисунок dodmedia.osd.mil

"Кузнецов" в Североморске. Фото "Википедии"

Когда страна рухнула, авианосную программу свернули. Из 7 построенных авианосцев и двух вертолетоносцев в строю остался только "Кузнецов". Остальные либо распилили (особенно обидно, утверждает Татарченко, было отдавать на металлолом недостроенный "Ульяновск" – уникальный проект), либо продали за бесценок иностранцам. Недавно выяснилось, что один из проданных кораблей – "Варяг" – скоро пополнит флот Китайской Народной Республики. Николаевцы испытывают по этому поводу противоречивые чувства: "С одной стороны, конечно, неприятно, что он будет служить другой стране. С другой, "Варяг" остался боевой единицей, а не превратился в плавучее казино. И это радует", – говорит главный строитель.

Вы сейчас просматриваете новость "В Николаеве делают корвет-невидимку и яхту для Примадонны". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Константинов Олег

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования