Владимир Череда: "Ценам нельзя приказывать, в этом уверены хлебопеки Украины"

Актуально

18 Декабря 2015, 10:00

О госрегулировании хлебопекарной отрасли и роли социального хлеба рассказал Президент Всеукраинской ассоциации пекарей Владимир Череда. 

Владимир Череда: "Ценам нельзя приказывать,  в этом уверены хлебопеки Украины"

Корр. – Владимир Викторович, дайте, пожалуйста, свою оценку промышленного хлебопечения в Украине. Что, по Вашему мнению, необходимо для успешного развития отрасли?

В.ЧЕРЕДА – Ситуация непростая, предлагаю взглянуть на нее, исходя из анализа сложившихся отношений между производителями хлеба, государством и потребителями. У каждой стороны, безусловно, свои интересы, но в целом система давно утратила свою эффективность. Государство стремится всеми силами удешевить хлеб, регулируя цену на массовые сорта хлеба. Производственники потеряли надежду на развитие бизнеса, поскольку до 90% всего объема выпускаемого в стране хлеба приходится на эти массовые сорта и заработать на них невозможно. И, наконец, потребители все чаще ругают заводской хлеб за низкое качество, но, что  парадоксально, по-прежнему, ожидают низкой цены на него от государства.

Замкнутый, порочный круг. От имени хлебопеков страны возьму на себя смелость заявить, что государству необходимо полностью отказаться от регулирования цен на массовые сорта хлеба и одновременно позаботиться об адресной помощи тем, кто действительно нуждается в более низкой цене на хлеб.

Внедрение реформы заставит систему работать эффективно: промышленный хлебопекарный бизнес получит экономический стимул к развитию, государство взымет налоги, скрытые сейчас в "тени", а потребитель будет рад хорошему качественному хлебу, сертифицированномупо европейским стандартам.  Не в обиде останется и малообеспеченный гражданин.

 – Расскажите подробнее о влиянии действующих механизмов госрегулирования. Ведь именно хлеб является наиболее зарегулированным продуктом в нашей стране. 

В нашей стране государство привычно перекладывает социальную функцию заботы о гражданах на бизнес. Макроэкономические расчеты ведутся, исходя из стоимости продуктовой корзины: чем ниже ее цена, тем меньше индекс инфляции, тем лучше работало правительство. И в это же время административное давление крайне негативно сказывается на предприятиях отрасли, их техническом развитии, качестве продукции.

Считаю, что пришло время изменить действующую модель регулирования цен на продукты питания и, по сути, попрощаться с временами советской плановой экономики.

Возьмем пример цивилизованного Запада. Мы видим, что в развитых странах с рыночной экономикой государство не вмешивается  в ценообразование на конкурентных рынках. При этом административные методы регулирования цен применяются в виде исключительной меры в строго определённых обстоятельствах, скажем, в случае объявления военного положения, стихийных бедствий, эпидемий и других форс-мажорных событий.

 Вместе с тем, для обеспечения социальной защиты населения вместо административного государственного регулирования применяются экономические меры, облегчающие жизнь гражданину. В этом списке предоставление субсидий, льготное кредитование, применение налоговых льгот и тому подобные меры.

В  США и Великобритании уже более 50 лет действует программа адресной денежной помощи на приобретение продуктов. В Евросоюзе отработан механизм социальной поддержки людей с наименьшими доходами, предусматривающий распространение продуктов питания через определенные некоммерческие организации бесплатно или по минимальным ценам.

– К сожалению, опыт Украины сильно отстает от мировой практики. Льгот для производителей нет, а цены на социальные продукты регулируются.  А как обстоят дела у  наших соседей, ближайших зарубежных стран?

- Украина очень отстает от развитых европейских и мировых стран. Да и от наших соседей, к слову, тоже. Так, Российская Федерация уже довольно давно отказалась от госрегулирования массового рынка хлеба, Беларусь пошла этим же путем, но там сохранилась система дотаций промышленным производителям. Казахстан подсчитал убытки от государственного регулирования цен на хлеб и с 1-го января 2016 года отказывается от этой схемы; малообеспеченным гражданам будут предоставляться дотации. К сожалению, Украина вопреки мировому опыту и опыту соседей продолжает напрямую регулировать цены на массовые сорта хлеба.

Важно понимать, что правовые нормы госрегулирования у нас очень размыты, украинское законодательство не содержит правил определения товаров, имеющих социальную значимость, а в  компетенцию ни одного государственного органа не входит отнесение товаров к числу социально значимых, что ставит под сомнение правовую обоснованность такого регулирования.

На сегодняшний день цены на социальный хлеб администрируются местными органами власти, они устанавливают предельный размер рентабельности и наценок на этот хлеб. Покрыть расходы на производство массовых сортов хлеба, которые занимают до 90% всего производства, 10 процентами хлеба улучшенных рецептур, экономически невозможно. При этом уже четко просматривается тренд в сторону снижения потребления дорогих сортов хлеба.

Государство тратит огромные денежные и людские ресурсы на админвмешательство, а хлебопеки все больше теряют мотивацию к ведению бизнеса. Достаточно сказать, что по итогам 2014 года46% легальных хлебопекарных предприятий закончили год с убытком. Что касается иностранных инвесторов, то на сегодняшний день их практически нет.

  – Для помощи малообеспеченным в Украине иногда применяют необычные меры. В столице, к примеру, строится сеть павильонов, где каждый желающий может купить  социальный хлеб. При этом производитель, на сколько я знаю, не получает ни госдотаций, ни льготного кредитования.  Как Вы к этому относитесь?

Относительно сети киосков социального хлеба в Киеве могу сказать одно: хлеб по доступной цене там должен продаваться только малообеспеченным категориям населения. Производитель не может да и не должен рисковать бизнес-интересами ради "спасения всех". В столице проживает не самое бедное население страны, почему же любой киевлянин, вне зависимости от его материального статуса, может купить хлеб, себестоимость которого существенно превышает цену, по которой он продается!

Меня, как представителя хлебопекарной промышленности, беспокоит, что в проект Государственного бюджета на 2016 год не вносятся статьи об адресной помощи, в том числе на покупку социально значимых продуктов питания. Ведь в главной финансовой смете страны уже заложены цифры повышения социальных стандартов, это значит, что предвидятся  инфляционные процессы и стоимость продуктов питания будет прогнозируемо расти. Если государство не думает о дотациях и адресной помощи малообеспеченным гражданам, значит, оно перекладывает эту роль на реальный сектор экономики, в данном случае на хлебопеков. О какой рыночной экономике может идти речь?

- Какие, на Ваш взгляд, возможны пути эффективного реформирования украинской модели регулирования цен?

- Считаю, что действующую украинскую модель регулирования цен нужно полностью отменить, а новый механизм должен строиться на лучшей мировой практике. В частности, в качестве рыночного механизма можно предоставлять предприятиям право производить или продавать продукцию по согласованной цене в обмен на налоговые льготы, льготное кредитование, рефинансирование займов от государства.

Если говорить о нашей отрасли, то в первую очередь она нуждается в оперативном приведении уровня цен в регионах на регулируемые (массовые) сорта хлеба, которые бы обеспечивали их безубыточное производство, в полном соответствии с  Законом Украины "О ценах и ценообразовании". Во-вторых, должна быть единая система налогообложения для всех производителей, т.е. государство должно создать равные условия игры для всех участников рынка.

Хорошим шагом было бы возобновление финансовой поддержки предприятий через механизм удешевления кредитов (частичной компенсации процентной ставки), связанных с закупкой оборудования, зерна и муки.

Еще раз подчеркиваю, социальную функцию должно выполнять государство. Общество требует демократического и прозрачного механизма обеспечения незащищенных слоев населения продуктами питания. Главное, что такой механизм должен основываться на экономическом анализе, предусматривать рыночную мотивацию для бизнеса, а не административное принуждение.

- Самый главный вопрос: что получит от новой системы потребительское общество? Не приведет ли это к резкому скачку цен на хлеб, ведь финансовая ситуация в стране сейчас одна из самых сложных за последние годы.

- Украинский потребитель, несомненно,  получит положительный социальный эффект от отмены госрегулирования. Поскольку более 70% хлебопекарного бизнеса  Украины работает в нелегальном или полулегальном положении, вывод его из "тени" даст ощутимый приток средств в государственный и местные бюджеты. Аккумулировать и направлять эти средства можно как на актуальные общественные нужды, так и на финансирование программы адресной помощи малообеспеченным слоям населения.

Во-вторых, производитель сможет отвечать за свой продуктв полном соответствии с требованиями законодательства в сфере безопасности и качества пищевых продуктов. Согласитесь, сегодня сложно отвечать за продукт, произведенный на морально и технически изношенном оборудовании, в ситуации, когда инвестиции в производственные процессы и мощности недоступны.

Внедрение энергосберегающих технологий позволит снизить энергозатраты, а также решать экологические вопросы, влияющие на здоровье людей. С оживлением производства можно прогнозировать создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы.

Уверяю вас, резкого скачка цен в случае отмены госрегулирования цен на массовые сорта  хлеба, не будет. На украинском рынке давно существует серьезная конкуренция, которая не даст искусственно расти ценам на хлебобулочные изделия. Ничего кроме пользы, отмена госрегулирования не принесет, я в этом уверен. 

Вы сейчас просматриваете новость "Владимир Череда: "Ценам нельзя приказывать, в этом уверены хлебопеки Украины"". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования